Еще новости
Подробно

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Проспект Хасана Туфана – одна из главных дорожных артерий Набережных Челнов. Здесь расположена мэрия, главная площадь города, один из символов автограда «Тюбетейка». В конце проспекта – городской майдан и спуск на набережную.

На пересечении Хасана Туфана (тогда назывался проспектом 50 лет СССР) с Московским появился первый дом в Новом городе. Историко-краеведческий музей делился кадрами новостройки, на которых 12-этажная башня 2/01 одиноко стоит на пустыре.

Каким был проспект и как менялся – в архивных кадрах.

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Фото: каким был проспект Хасана Туфана с 70-х годов и до наших дней

Комментарии
09.02.2026, 08:05

Верните проспекту историческое название «50 лет СССР»! Какое отношение Туфан имел к городу? Город построил СССР, советские люди со всей страны.
09.02.2026, 09:56

Какой смысл возвращать название уже более 30 лет несуществующего государства? Да и Туфан действительно никакого отношения к городу не имел, как и некая Сююмбикэ. Не лучше было бы эти центральные проспекты назвать например проспект первосторителей или проспект Васильева - в честь первого генерального директора КАМАЗа.
09.02.2026, 10:08

Значит тем или кем, кого уже не существует нет смысла называть проспекты? Тогда, по вашей логике, зачем называть проспект именем умершего Васильева?
09.02.2026, 21:12

Затем, что Васильев имеет прямое отношение к городу и заводу.
10.02.2026, 10:47

И СССР, а также советские люди имеют прямое отношение к городу и заводу.
10.02.2026, 10:51

Давайте назовем именем Васильева любую новую улицу, они появляются регулярно в новых районах города.
09.02.2026, 11:36

Да успокойтесь уже со своим совком
09.02.2026, 13:08

У вас голова в форме совка
10.02.2026, 12:37

Совок неприятен только грязи.
10.02.2026, 16:04

Почему не предлагаете назвать в честь тик-токера? Вы ведь из некста?
09.02.2026, 08:26

До переименования - 50 лет СССР.
09.02.2026, 08:27

Сколько было зелени вдоль проспектов! Жаль, что в погоне за наживой все вырубили нынешние бизнесмены из мэрии.
09.02.2026, 11:08

Это верно!
09.02.2026, 11:37

Зелени сейчас на самом деле даже больше. Все деревья выросли, летом зданий не видно
09.02.2026, 10:15

Думаю большинство горожан незнает кто такой Хасан, а тем более Туфан! И какое отношение имеют к городу! 50 лет СССР - историческое название проспекта, которое навсегда останется в памяти и сердцах людей построивших этот город.
09.02.2026, 11:37

Ну пусть в их сердцах и остается
09.02.2026, 11:41

Рустам

Ты дружок живёшь в Татарстане, и соответственно и название улиц в честь Татарских поэтов и учёных, глупое свое высказывание оставь при себе, или езжай в Рязань или Ростов там название как раз такие какие нравятся тебе
09.02.2026, 12:30

Рустаму. Ты, дружок, живешь в Набережных Челнах! Город строили всей страной, если ты это забыл! Хотя, наверное и не знал! И названия проспектов и улиц города присваивались не с бухты-барахты! А занимались этим люди гораздо более умные и заслуженные, чем ты! Или ты обижен, что у тебя забыли спросить?! Никто не против присваивать имена поэтов-писателей, в том числе и местных, городским улицам, но с какого перепугу переименовывать уже устоявшиеся названия?! Постройте новое что-нибудь и называйте как угодно - зачем трогать устоявшиеся названия! Это относится и к переименованию Ленинского проспекта! Или в истории нашего государства, и в том числе и становлении татарстанской государственности (ТАССР), Ленин сыграл роль гораздо меньшую, чем Сююмбике? Кстати, именно под городом Рязань, находится город Касимов, в котором доживала свой век "свободолюбивая царица" Сююмбике!
09.02.2026, 13:10

Я лично в России живу, в городе Набережные Челны
09.02.2026, 13:59

Прав Рустам 100%
09.02.2026, 21:21

В чем прав Рустам? В том, что новых проспектов и улиц в городе не строилось и не строится и чтобы увековечить память поэтов или др.заслуженных людей, нужно непременно переименовывать старые, полюбившиеся горожанам названия улиц и проспектов? Очень глупый твой Рустам- Рязань с Ростовом приплел не от большого ума.
10.02.2026, 10:46

видимо, это его единственные познания из географии...ну, кроме родного Тленче Тамак
10.02.2026, 12:48

Горожанин

Рустам видимо скучает по 90-м, когда собственно и проводились переименования при недоброй памяти мэре Алтынбаеве. Цель одна была - убрать советское из названий, чтобы меньше возражений, заменяли на национальные, при чем без разбора. Такие, как Рустам, купились. Вот и появился проспект Сююмбеки вместо Ленинского. При этом улицу Вахитова не тронули, хотя вполне советский был товарищ, революционер. Правильная фамилия оказалась. Грустно это. Не хватало раздора по такому поводу, нет других проблем. По уму вернуть нужно 50 лет СССР, чтобы совсем никому не обидно, назвать Хасан Туфана новую улицу, появляются же они потихоньку. Только по уму не будет. И денег негде взять, и путаница начнётся. Так что так и будем гулять от улицы революционной на улицу царскую и дальше... наверно к бандитской? А что Раскольников ещё тот отморозок был.
10.02.2026, 20:35

Ирина

Ты дружок живёшь в городе , который построили совки,как ты их называешь. Вы постройте новый проспект и называйте ,как хотите. Бессовестные!!! Легко переименовывать и себе приписывать то,что не вами сделано. И , не забывайте, что Татарстанан есть тоже благодаря совкам. Ну, давай, отплевывайся.
09.02.2026, 11:57

Не трогайте память великого татарского поэта Хасана Туфана!
10.02.2026, 12:57

Вообще то Хасан Туфан был вполне советским поэтом и писателем, несмотря на сложную биографию. Вот "Марш комсомола" написал, к примеру. Вряд ли он был бы доволен таким "уважением" потомков, когда переименовывают проспект, в названии которого часть и его биографии.
09.02.2026, 13:59

Каждый татарин знает, кто такой Хасан Туфан. А если не знает, значит он не знает ни свою историю, ни культуру, ни литературу.
09.02.2026, 14:54

Боюсь спросить - а каждый татарин сможет что-нибудь процитировать из сочинений этого автора?
09.02.2026, 21:22

Смеетесь?
10.02.2026, 09:46

...отнюдь
10.02.2026, 16:02

Ну возможно и не каждый русский процитирует Пушкина или Есенина. Есть и такие. Суть то не в этом. Нельзя переименовывать, недостойно это. Убого даже.
11.02.2026, 12:23

Галия

Вы правы. Дело не в заслугах исторических личностей, дело в том, что переименование мелкое деяние. Построить не сможем, так переименуем, что другие построили и назвали. Мы пахали, - сказала муха, сидя у быка на рогах. Отменили Брежнев, вернули Челны в свое время - правильно. Точно также правильно - вернуть Ленинский и 50 лет СССР. Не нужно примазываться к подвигу советских людей.
09.02.2026, 11:07

БРТ- Раушания

Давайте, также вспомним, слова имеющие отношение к Марату Шакировичу Бибишеву нашего поэта Е.Кувайцева: "Город Дарю вам, построенной мной,- Живите!" " М.Ш.Бибишев- член союза архитекторов, долги годы был членом Государственного архитектурного и градостроительного Союза СССР. Награждён орденом Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного знамени, медалями и другими правительственными наградами. Он заслуженный строитель РФ и РТ. Я смотрю на его фото- Красивого, Скромного , Мудрого и Достойного Человека - Патриота Нашей Родины и читаю Его биографию : -- За свою трудовую деятельность прошёл путь от старшего прораба до руководителя одного из крупнейших в стране домостроительных комбинатов. -- М.Ш.Бибишев в Набережных Челнах в системе ордена Ленина ПО " Камгэсэнергострой" начал работать в 1965 году назначен начальником УС Жилстрой, а в марте 1973 года, с момента образования, возглавил Домостроительный комбинат, в дальнейшем возводивший ЕЖЕГОДНО более 400 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья. --Являлся новатором производства, постоянно занимался изобретательством и рационализацией. Им получено восемь авторских свидетельств на изобретения . Разработана уникальная технология перемещения башенных кранов без предварительного демонтажа. -- Под непосредственным руководством М.Ш.Бибишева в Набережных Челнах в восьмидесятых годах впервые в СССР началась комплексная многоэтажная застройка. В крупнопанельном домостроении применялись новые передовые технологии строительства, фасады домов приобретали яркую цветовую окраску, при устройстве фундаментов применялись буронабивные сваи и сваи в вытрамбованных грунтах. В городе было начато монолитное и комбинированное строительство. -- Коллективом, возглавляемым генеральным директором М.Ш.Бибишевым, возведено более 6,5 млн. кв. м. жилья, в т. ч. в городе Набережные Челны - более 5,5 млн. кв.м, в Казани - 50 тыс. кв.м, в Елабуге - 300тыс.кв.м. Столько же - в посёлке Агидель на Башкирской АЗС и Камских Полянах. Много жилья построено в Заинске, Чистополе, в семи районах для предприятия сельского хозяйства. -- По инициативе М.Ш.Бибишева для работников Челныгорстроя были построены Дом культуры " Строитель", оздоровительный лагерь Дом спорта, шахматный клуб, плавательный бассейн, футбольно - легкоатлетический стадион, мотостадион и т.д. В городе было восстановлено здание церкви Косьмы и Дамиана, построена одна из крупнейших мечетей в Поволжье - " Тауба". Безмерное Уважение таким Руководителям как М.Ш.Бибишев , которые бесспорно - Подарили нам такой красивый город Набережные Челны , а нам только остается жить Спокойно и Счастливо , Помнить , Брать Пример и Гордится - ИМИ !
09.02.2026, 11:36

Есть у нас уже долгострой имени Бибишева ) на том же проспекте кстати. "Увековечили" уже )
09.02.2026, 13:23

Сын его "увековечил"!
09.02.2026, 11:40

Проясните, таким как я, несведующим - какими заслугами перед государством, народом отметилась Сююмбике, раз в ее честь переименовали Ленинский проспект?
09.02.2026, 12:21

Ну Ленин тут еще более неуместный. Еще бы в честь Ивана Грозного назвали.
09.02.2026, 13:05

Ну да, ну да городу же аж 400 лет ))))) Когда город то строился? В какое время? Вот как присвоили название, таким и должно быть! А то как дикари, переименовали.. Это называется чтим и уважаем память. Стройте новое и называйте хоть тюбетейками (как достроишь)
09.02.2026, 13:14

Ленин сыграл не последнюю роль в образовании ТАССР, напомню, до него это была Казанская губерния.
09.02.2026, 13:55

А чем Ленин не угодил? Как раз он и причастен к образованию ТАССР - первого образования, где упоминается татарстан в виде какой-либо привязки к государственному устройству! Что касается Ивана Грозного - вы, что то имеете против истории Государства Российского и его выдающихся личностей?
10.02.2026, 19:11

Ленин-это беда России,пойди история развития государства по пути Учредительного собрания.не было бы столько убитых собственных граждан в годы репрессий.Для вас Грозный-выдающаяся личность,для меня-ничтожество и садист,казнивший всех,от мала до велика,жителей моей столицы и на десятилетия откинувшая нас в развитии.Это болезненная тема для нашего народа.поэтому не советую вам ковыряться в наших не заживших с того времени,ранах..
11.02.2026, 07:53

Ленин вам республику организовал, а вы все недовольны
11.02.2026, 09:06

100% верно!
11.02.2026, 11:15

Без Ленина,ни нас ни нашей республики бы не было?!Вы это серьезно?
11.02.2026, 18:16

да, не было бы! а вы в школе не учились что-ли? и 100 летие образования ТАССР в 2022 году не праздновали? историю родного края надо знать!
11.02.2026, 09:09

Да, не напоминайте лишний раз о событиях тех времен, а то мы тоже вспомним про набеги, убийства, взятие в плен и продажу наших предков вашими...
11.02.2026, 11:20

Не лезли бы к нам,никто бы ваших предков не захватывал,учи историю..
11.02.2026, 11:51

А кто к Бату хану лез? Фамилии и факты в студию.
11.02.2026, 12:18

Руслан

У вас тут спор прямо как в "Ширли-мырли", когда цыган говорит: Забыли, кто для вас Куликовскую битву выиграл! Бросьте уж цапаться, что там было пятьсот лет назад, никому неизвестно, переврали все десять раз.
11.02.2026, 13:33

этот гражданин кроме Сююмбике никаких исторических имен не знает, очевидно же!
11.02.2026, 09:49

А иго татаро-монгольское не хочешь вспомнить?
11.02.2026, 11:18

Во-первых,какое отношение имеют булгары к монголо-татарскому игу?Во-вторых,при них,вы были защищены и платили ясак в 10%.а сейчас.сколько вы платите?
11.02.2026, 12:20

Вы разберитесь сначала со своими предками! Кто и при ком и от кого был защищен? Выражайте свои мысли яснее! Историю учите или хотя-бы энциклопедию какую нибудь почитайте! И про государственное устройство Российской империи, СССР и РФ можете почитать...хотя, для вас такая информация бесполезна! Коэффициент упертости и собственной исключительности зашкаливает!
09.02.2026, 14:29

Отличная идея! Как раз к 400-летию Челнов и приурочить переименование!
09.02.2026, 18:27

Коренной

Какие у вас могут быть претензии к Ленину, что вы о нем знаете по вопросу создания Республики . Для сведения, когда создавалась республика, постановление Народного комиссариата от 27 мая 1920г. были переданы часть районов из Уфимской, Симбирской, Самарской и Вятской губерний, а это значительные площади и население и за это надо очень сильно уважать вождя за такой подарок.
09.02.2026, 21:44

Ленин то с Грозным хоть реально были, не выдуманные персонажи.
10.02.2026, 13:00

Ленин помог создать Республику Татарстан, Брежнев помог создать завод КАМАЗ и большой город, Сююмбека... вот тут умолкаю, не знаю, чего и кому здесь, в Закамье, она помогла.
10.02.2026, 17:27

А был ли мальчик ?
11.02.2026, 11:15

с башни сиганула, отряхнулась и в Касимов с муженьком отъехала!
11.02.2026, 11:59

Ну вот в Касимове предложить назвать улицу, почему нет?
11.02.2026, 18:18

адрес исполкома Касимовского скинуть? но, боюсь, вас там пошлют с вашими инициативами
10.02.2026, 17:24

А это хорошая идея : назвать новый проспект или улицу, возможно продолжение Московского пр. Ленинским- справедливость восторжествует.
11.02.2026, 11:18

А почему бы не назвать улицу именем Ивана Грозного или памятник ему установить? Чтобы понять масштаб его личности изучите внимательно Историю Государства Российского, а не сплетни о его маниакальном безумии.
09.02.2026, 12:57

Я как ездил с Ленинградского проспекта на Ленинский и далее на 50 лет ссср до 1ой дороги. Так и езжу )
09.02.2026, 13:37

Раскольникова надо переименовать в улицу имени Магдеева, в честь ЖК Премьер в память о прекрасном месте на котором можно было бы сделать территорию отдыха для жителей города.
09.02.2026, 14:52

В его честь надо какой-нибудь тупик назвать!
09.02.2026, 16:32

Трамвайный. На литейки
09.02.2026, 17:43

Ты,пустое место, и сотой части не построишь,что он для города сделал
09.02.2026, 20:03

Сделал то он много, это его заслуги, он молодец. Но в то же время застраивает высотками без парковок перспективные места которые нужны для отдыха горожан, например можно сделать на этих местах парки, фонтаны
09.02.2026, 21:42

Раушание

Так и он лично ничего не построил)))
10.02.2026, 06:25

Сам построил собственноручно? Или свои деньги вложил?
10.02.2026, 10:11

Не сотвори себе кумира! Неуклюжие попытки защитить предмет своего обожания, типа "...сам дурак!", только подчеркивают глупость и ущербность личности спорящего!
11.02.2026, 09:37

А что он построил (сделал)? - "Свечки" с алкомаркетами; - круглогодичную колею на всех дорогах; - снежные завалы во дворах и на проспектах, - неработающие ливневки, забитые вовремя неубранной травой; - бешеные тарифы ЖКХ при полном отсутствии качества предоставляемых услуг; - отсутствие экипажей ГАИ на дорогах и как следствие куча аварий и нарушений; - отток молодежи из города из-за отсутствия жилищной перспективы и хорошей работы; - недовольство многодетных при выделении земельных участков.... Дальше продолжать или хватит?
11.02.2026, 12:13

Санитаров куда к тебе направить? Пока совсем от злобы не загнулся!
11.02.2026, 18:21

Я построил много чего в этом городе, в том числе и собственный дом! Мне, что его в честь мэра назвать? Или десятину ему отписать за его "величайшие заслуги"?
09.02.2026, 15:45

Остатки шильнинского леса коттеджами застроят и назовут хотя можно там хороший парк обустроить,ходить на лыжах , просто гулять,не у каждого есть возможность прокатиться до Прибрежного или на ГЭС смотаться , . Тем более с имеющимися маршрутами ,потеряешь уйму времени и денег.
09.02.2026, 18:16

Абсолютно не было автомобилей ни на дорогах, ни во дворах, а теперь. Жаль, Рубаненко не мог даже представить, что у каждой семьи будет 1-2 автомобиля. Интересно, какой бы у него получился генплан города. Явно лучше, чем у тех, кто после него.
09.02.2026, 18:48

До сих пор называю проспекты по старому. Тот кто переписывает историю , переименовывает проспекты плюют на труд людей создавших эти замечательные проспекты. Думаю тот кто построил ,тот и вправе называть ими созданное, никто иной. Живые,тот кто строил, думают что слава богу ушедшие никогда не узнают, что их труд присвоен.
09.02.2026, 22:26

Лучше не скажешь!
10.02.2026, 13:04

Те, кто переименовывал, сами ничего не строили и тяжелее авторучки, ничего в руках не держали. Почему Алтынбаев выступил организатором всех переименований? Потому что переобувался на ходу, замазывал свое партийное прошлое, карьеру в райкомах и горкомах.
10.02.2026, 16:00

Вот пусть бы за его счет сейчас и вернули настоящие названия.
12.02.2026, 09:01

Вот такие они партейцы на поверку оказались. Ветер подует в другую сторону, эти опять переобуются, для таких ломать не строить. Предлагаю уже ничего не переименовывать, оставить как есть. Будем жить с памятью об этом некрасивом событии нашего города, как в назидание. Да что там улица, целые города переименовывали. Народ, знаете как город Киров назывался?
09.02.2026, 22:28

Присваивать и переименовывать, построенное чужими руками, гораздо проще, чем строить самим!
10.02.2026, 07:53

Городской

Пришло время вернуть первоначальные названия улиц и проспектов в городе . Как красиво звучат проспект Ленинский , 50 лет СССР . И не нужно нам никаких хасаноф и туфанов и тем паче суюмбики
10.02.2026, 12:56

Почему боитесь :

-- открыть Историю...? Может быть страх и не уверенность в себе ...? 1)Кумир- у каждого человека должен быть, он должен учиться , брать пример и должен с благодарностью помнить его роль в своих успехах! 2)Своими руками и за свои деньги строят только частную собственность, только для себя и для свои семьи..! 3) Хасан Туфан не только писатель и поэт , а ещё великий победитель всех преследований и ареста с 1934 - 1950гг, его даже приговорили смертной казни, но расстрел был заменён десятью годами лишения свободы. Никому не нужно доказывать о том, что если человек даже после этого находит в себе силы ( если даже его книги сожгли) и продолжал писать , это настоящий Талантливый - Патриот Своей Родины ! 5) С покойными сражаться много силы не требуется, но они не оставят в покое никого, кто пытается нарушить их покой ( это не мною придумано) имейте ввиду!
10.02.2026, 13:34

Эко у вас в голове перемешано и чудно. Своими руками строят не только частную собственность. Вы о такой профессии строитель слышали?
10.02.2026, 15:03

13.34) "своими руками и ЗА СВОИ ДЕНЬГИ..!"
10.02.2026, 16:00

Ну и за чьи деньги построили Новый город и КАМАЗ? За чужие, не наши? Впрочем вам не понять.
10.02.2026, 16:01

6.26) "Сам построил собственноручно? Или свои деньги вложил?"
10.02.2026, 13:36

А вы почему до сих пор не открыли учебник русского языка? Почему боитесь?
10.02.2026, 15:30

Обыватель челнинский

Вы считаете, что вернуть имя проспекту, которое дали ему строители города, это "боязнь истории"? С тем же успехом и гораздо большим основанием можно к вам предъявить претензии: почему вы боитесь патриотов своей Родины, строивших город и КАМАЗ, почему вы сражаетесь с их памятью и считаете достойным отнимать имя, данное ими в честь их Родины - СССР? Почему вы не предложите увековечить память о писателе и поэте названием новой улицы? Почему не брезгуете переименованиями, стирающими память о нашей Родине? Ведь вы даже не понимаете, что торите путь для новых переименований, которые точно также сотрут память об уважаемом вами патриоте. И будут считать себя правыми так же, как и вы сейчас считаете правым себя. Нельзя менять имена, данные не вами. Это плевок в историю. Одно может быть исключение - если имя неблагозвучное, ругательное, унизительное, бывают и названия такие. Проспект "50 лет СССР" - это красиво, это история. Другой уже не будет.
10.02.2026, 15:44

яя

Полностью поддерживаю, переименования напоминают охоту на ведьм, для меня это навсегда останется *Проспект 50 лет СССР*
10.02.2026, 18:03

Кто это вам сказал, что у каждого человека ДОЛЖЕН быть кумир? А не слышали такое выражение "Не сотвори себе кумира"? Даже предположим, что у человека есть кумир, но это вовсе не означает, что он должен быть кумиром для всех, так как все люди разные.
11.02.2026, 12:10

Никто не воюет с и покой их не нарушает! Вопрос в другом - что за привычка переименовывать уже устоявшиеся названия? Представьте себе, что, к примеру, новый проспект А.Абсалямова решили переименовать в проспект, например, Чехова или проспект 400-летия города! Сколько воя бы поднялось!
10.02.2026, 19:31

Это стоит денег-

Конечно же, населения! И не только , ещё и волокита с документами , т.е дорога в МФЦ.и не один раз..! Вы сами не живёте на этих комплексах, я тоже там не живу...! Все обыватели ищут повода , как бы вытащить денег у населения и при этом они будто помогают государственным органам и бюджету...! На самом деле , пострадавшие от мошенничества занимают очереди с 5 : 50 утра на приём руководителей (надзорных и ведомственных органов власти) , где начинают работать с 8- ми часов...! На самом деле у всех кто решает проблемы и помогает конкретно населению есть ФИО, о них можно узнать всё и у них есть ответственность перед народом ! А вы безымянные помощники населению, свои услуги каким образом собираетесь оказывать...? Аха-аха- аха или бла- бла-бла... и т.д ! Слов то толковых не учили в учебниках русского языка, кроме : плевок, крыша едет, гном, муха в погонах.........! А СССР развалили не Сөембикә, не Х.Туфан и даже не Алтынбаев !
11.02.2026, 09:11

Что за набор слов ? Забыли лекарство вовремя принять???
11.02.2026, 12:01

И тут Остапа понесло...
11.02.2026, 12:15

Точнее, пронесло))
10.02.2026, 22:23

Городу 400 лет! Даже установили, кто являлся основателем (или одним из основателей) города. Почему бы не назвать новую улицу его именем?! Или это не соответствует нынешним реалиям? Фамилия неправильная?
11.02.2026, 09:40

Ага, в свое время по этой же самой причине моей маме не дали звание "заслуженного строителя" республики))
11.02.2026, 11:13

Интересно было бы посмотреть на подушные списки нашего поселения с момента его образования. Наверняка такие сохранились. Сразу будет видно, кто основал, проживал, защищал ...а кто и когда впоследствии появился!
11.02.2026, 07:40

БРТ- Раушания

Тема о строителях нашего города , поэтому уместно продолжать о "Строительно- сервейинговой компании " Челныгорстрой"! С 1973 года перед ними стояла колоссальная задача обеспечить жильём и качественными условиями жизни сотни тысяч молодых специалистов, приезжающих со всех концов страны на строительство КАМАЗ а. За 30- летнюю историю введено в эксплуатацию 7,6 млн. кв.м. жилья и объектов соцкультбыта в городах и селах РТ и за её пределами. Это спортивно-оздоровительные комплексы, плавательный бассейн, санаторий- профилакторий " Жемчужина", детские сады, гостиница " Татарстан", мечеть " Тауба", восстановлена Орловская церковь. Заслуги челныгорстроевцев по достоинству оценены: --коллективу вручены знамена победителей, дипломы самых высоких уровней. Свыше 150 работников Челныгорстроя награждены орденами, более 200 медалями, 13 человек удостоены Почётных грамот РТ. Группа проектировщиков и строителей стала лауреатами премии Совета Министров СССР. Звания Героя Социалистического Труда удостоен бригадир монтажников В.П.Филимонов. 22 человека носят высокое звание " Заслуженный Строитель РТ". Бригадир маляров, победитель соревнования нескольких пятилеток А.К.Валеева и легендарный первостроитель М.Ш.Бибишев, бессменно возглавлявший предприятие в течение 22 лет, удостоены звания "Заслуженный строитель Российской Федерации". С 2002 года генеральный директор ОАО " Челныгорстроя" Флюс Мухаматюсупович Шакиров, которой удостоен здания " Почётный строитель" Министерства энергетики РФ. Первым и единственным местом работы в Набережных Челнах стал " Челныгорстрой", где Флюс Мухаматюсупович начинал мастером и прорабом и главным технологом ДСК. Какие Успехи на сегодняшней день у " Челныгорстроя" может быть кто - то напишет..? Вот они - первостроители , которые подарили нам Новый город в Набережных Челнах !
11.02.2026, 10:27

БРТ- Раушания

извиняюсь ( удостоен звания) ! В 1992 году М.Ш.Бибишеву присвоено звание доцента. Он читал лекции и передает свои знания и опыт будущим инженерам- строителям. Неслучайно и по праву первым достойном преемником Марата Шакировича был его ученик и воспитанник , коренной челнинец, отличный инженер Ирек Абдулович Галеев. Муниципальное образование " Город Набережные Челны" . Омываемый водами Камы, он окружён зеленью корабельный лесов и золотых татарстанских степей.Набережные Челны. На широких проспектах города, среди новеньких многоэтажек, вы не увидите сегодня следов Мысовых Челнов, основанных в 1626 году, возникшей в 1630 году Бережной слободы Челнинской крепости, старинного ""града Челн", где в 1650 году образовались Бережные ( Береговые) Челны - крупная торговая слобода, в 1922 году превратившаяся в Набережные Челны. В августе 1930 года указом ВЦИК Набережные Челны были объявлены Городом! В декабре 1969 года здесь начинается Всесоюзная комсомольская стройка, делаются первые шаги в строительстве градообразующего автомобильного завода КАМАЗ, с конвейера которого в феврале 1976 года сходит первый , а в 1988 году - миллионный автомобили ! Уважаемые жители , как раз февраль и 50-летия КАМАЗа, чем я Поздравляю Всех КАМАЗевцев ! И Желаю ИМ всех Благ , Успехов и Радости ! Надеемся, будут награждения и премии Всем Заслуживающим Труженикам КАМАЗа!!!
11.02.2026, 12:04

Преподаватель

Редко когда прислушиваюсь к Раушании-апе, но в данном случае согласен. О достойном человеке написала. Не только строил, но и учил, а это редкость. Мало кого из практиков заманишь в вуз помочь теоретикам, а польза от этого огромная.
11.02.2026, 23:10

Сколько можно про Бибишева, хоть и заслуженного писать? До 1973 года город не строился что ли? После 1973 г. один Бибишев строил? Чей заказ выполняете? Вот так и появляются зеленые тетрадки с подписями за переименование улиц и проспектов.
13.02.2026, 12:14

БРТ- Раушания

Уважаемый ( 23:10) Не так много пишут, т.е узнаём о Достойных , Порядочных и Заслуженных людях Нашей Республики Татарстан! Когда узнала , о том, что : -- Легендарная ОАО " Строительно-Сервейинговая Компания "Челныгорстрой" - Ликвидирован....! -- т.е вот эти фота выше: здания построенные ОАО " ССК Челныгорстроем"- их руками, их тяжёлый труд и их бессонные ночи и их пожелания Жителям- пожалуйста, "Живите!"....., уже не Существует!. Такую Огромную Ответственность КПСС доверила и была уверена, что Руководство ТАССР справится с поставленной задачей...! И они справились, поэтому мы живём в Новом городе и у нас есть КАМАЗ ! НО ПОЧЕМУ : теперь нам не интересно и безразлично, что друг за другом исчезают такие Легендарные Предприятия....?
13.02.2026, 12:52

Погуглите, просветитесь сколько "легендарных предприятий" строивших завод КамАЗ и город, канули в лету. А по всей стране...
13.02.2026, 16:27

интересуюсь....!

Даже не говорите, а мы " букашки", т.е Малый бизнес ещё хотим как-то выжить....
10.04.2026, 08:19

В каком году демонтировали часы на Райсполкоме, кто помнит? и кто ЗА чтобы их вернуть?