Еще новости
Подробно


Морозов: «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына нужно убрать из школьной программы

25.01.2023, 10:38

Олег Морозов, депутат Госдумы от Татарстана, выступил против того, чтобы произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» было в школьной программе. По мнению парламентария, это произведение слишком тяжелое и не годится для прочтения неподготовленными умами. Депутат рассказал и о том, что он – внук репрессированного, который чудом избежал смерти, поэтому его точку зрения нельзя считать субъективной. Морозов также отметил, что он прекрасно понимает место этой книги в нашей истории.

– Место Солженицына в пантеоне российской культуры понятно: арестован, писал книги, боролся, страдал, вернулся, остался патриотом. А вот насчет школьной программы – тут у меня великие сомнения, и не только у меня. И развернувшаяся дискуссия – тому яркий пример. Тему эту надо основательно пообсуждать и принять взвешенное решение. Логика присутствия данной книги в школьной программе небезупречна. По этой логике давайте там же изучать «Очерки русской смуты» А. Деникина и «уравновесим» их трудами Троцкого и Сталина. «Архипелаг» – сочинение литературное во вторую очередь, а политическое – в первую. И потому глубоко субъективное. Прочитав только его, нельзя «по-честному» понять даже ту часть нашей истории, которой это произведение посвящено. Сужу по себе, так как прочел самиздатовский вариант первого тома еще студентом. И кинулся к другим источникам. А уж школьнику как быть с этим? Например, со статистикой, на которой построена книга, и которая в разы отличается от реальности? Или с оценкой «власовщины»? – рассказал он. – Понимаю причины, по которым эта книга некогда попала в школьные программы: мы торопились понять то, о чем раньше было принято молчать. Но сегодня мы тему сталинских репрессий уже не только не замалчиваем, мы ее уже закричали! Когда Солженицын ближе к концу жизни начал оценивать проблемы современной России, то по сути встал в оппозицию самому себе. Поскольку нельзя желать благо своей стране, присягая «чужим Богам». Нельзя быть истинным патриотом России, не перечитав «Архипелаг ГУЛАГ» нашими теперешними глазами, отмытыми от пелены 90-х годов.

Ранее за то, чтобы из школьной литературы убрали произведения, которые «не выдержали испытания временем», высказался первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин. Среди них он назвал «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.

Фото: duma.gov.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
25.01.2023, 10:45

Недальновидно, Олег Викторович выступает. Политически близоруко. Ведь Архипелаг был предложен к изучению в школах Самим Гарантом.
25.01.2023, 11:16

гарант ничего не гарантирует
25.01.2023, 10:48

Ильсур

Да ладно, чего уж мелочитесь, к чему все эти промежуточные шаги - давайте сразу сжигать книги. Поставьте на перемотку, не мучайте народ.
25.01.2023, 12:47

+100
25.01.2023, 13:07

Ты когда последний раз книгу брал
26.01.2023, 05:28

Олег

Как бы это не звучало, но от того, что сожжешь некоторые книги станет только лучше. Например, кучу появившихся книг для детей по теме пропаганды ЛГБТ, книги искажающие историческую действительность в угоду политической пропаганде, к которым несомненно относится Солженицын, книги для детей, подобные книге "Весна и какашка", которые во множестве появились в том числе и у нас (Анна Сучкова)
25.01.2023, 10:50

Согласен, книга сильно искажает реальную ситуацию. Похоже по заказу США писалась- потому много фактов преувеличено в разы!
25.01.2023, 12:29

это точно, Хрушевская оттепель больше навредила стране
25.01.2023, 13:40

Как хорошо что вы, прошедший сталинские лагеря, сейчас живете в добром здравии и сможете открыть всем глаза и рассказать наконец, какая же там была неискаженная реальность!)
19.10.2023, 14:49

Вот любопытно, многие диссиденты, "прошедшие ад гулага", дожили до весьма преклонных лет. Ничего их не брало!
25.01.2023, 16:19

Откуда такая осведомленность? Ты был участником событий, служил в ГУЛАГЕ?
25.01.2023, 10:52

Ой мороз, мороз, не морозь меня....
25.01.2023, 10:57

Игрь

Конечно нужно убрать, там все не правда. Это же Морозов сказал. Один неправильный гулаг мы из истории вычеркнем и построим новый-правильный.
26.01.2023, 05:30

Олег

Ничего из истории вычеркивать не нужно. Нужно правдиво о ней рассказывать, а не врать как автор с говорящей фамилией - Солженицын
25.01.2023, 11:10

В течении 30 лет ,нам " открывали " глаза ,как все было не правильно ,сколько было совершено ошибок .Прошлись катком по всему тому ,чем люди жили 70 лет ,а теперь по новой пытаются объяснить ,что оказывается все было не много не так .Дайте просто спокойно жить ...
26.01.2023, 05:31

Олег

"Спокойно жить" не получится. Мы много кому мешаем
25.01.2023, 11:21

Такое ощущение, что ему делать нечего как книжки запрещать.
25.01.2023, 11:38

Искусствовед из Простоквашино

Сморозил так сморозил! Отчебучил, можно сказать. Поэтому вместо «Архипелаг ГУЛАГ» предлагаю изучать «Чебурашка и другие галлюцинации». Кто за - пишите в личку.
25.01.2023, 11:41

Олег, оставьте "Матренин двор" в русских школах.
25.01.2023, 11:50

Олег, Валентин Распутин охарактеризовал Пугачёву "паханшей", а она для вас социально близкая.
25.01.2023, 12:18

Не понятно, что они так навязчиво привязались в Архипелагу. В любом случае дети вообще ничего не читают, а дружно сидят в гаджетах. Лучше бы Морозов подумал, почему мы ходим под более чем сомнительным триколором, а не красным знаменем - символом победы над фашизмом.Т
25.01.2023, 12:34

Верно!
25.01.2023, 13:42

Может быть потому, что так называемое красное знамя - флаг уже несуществующего государства? И неважно чего он там символ.
19.10.2023, 14:55

Обыватель челнинский

Все вы хороши, и правые и левые, манкурты, одно слово! Одни триколор ругают, который в истории с давних времен. Задумайтесь, почему восточнославянские государства тоже под разными вариантами триколора живут, откуда это пошло. Это наша история и никакие власовцы не прилепятся в ней к флагу державы. Другие красным стягом недовольны. Это флаг Победы, раз, флаг великой страны СССР, два. Это опять наша история, которую негоже марать и забывать.
25.01.2023, 12:31

Интересно

Интересно, а те, кто выступает за Солженицына, сами его читали? Более неуклюжего и тяжеловесного языка нет в литературе. Более спорные сентенции тоже вряд ли можно найти. А ведь изучают его по программе ЛИТЕРАТУРЫ. Уроки литературы предназначены для того, чтобы дети учились различать добро и зло, получали широкий спектр эмоций, расширяли свой словарный запас, учились писать и говорить красиво и грамотно. Этому учит классическая русская литература, потому она веками не теряет актуальности. Уроки литературы - это уроки прекрасного, а политическое ток-шоу. Вообще, после прочтения любого произведения Солженицына, остаётся осадок, что соприкоснулся с какой-то мерзостью
25.01.2023, 12:59

Чувствуется слоган минкульта РТ, под руководством Армандо нашего, Диаманта.
25.01.2023, 14:30

+1000
25.01.2023, 14:46

+
25.01.2023, 14:55

Вы правы. Когда младшая дочь училась в школе, так вот им рекомендовали ( если они вздумают взять эту тему для сочинения) писать хвалебные оды, даже если они не согласны. Мое восприятие событий и наставление учителей расходятся. У моих детей 15 лет разницы, обе учились в одной и той же гимназии. Если к программе старшей дочери у меня не было претензий, почти тоже на литературе изучали, что и я. А вот к программе по литературе у младшей у меня были вопросы.
25.01.2023, 15:22

Запретить произведение Вий в любой форме, такого мерзкого героя описали, прям ощущение существования мерзости осталось на всю жизнь.
25.01.2023, 18:59

Вий написан талантливо. А Солженицын совершенно нечитабелен с точки зрения литературного языка. Чистая политика, даже не политика, а конформизм
26.01.2023, 07:13

Да, для описания мерзостей в лагерях ГУЛАГА у автора не нашлось красивых слов. Он написал книгу Архипелаг... , чтобы люди узнали и не повторили эту мерзость. Кому то выгодно обнулить память.
26.01.2023, 11:26

Андрей

Вот прочитал данный коммент и остался осадок, что соприкоснулся с какой-то мерзостью
25.01.2023, 12:36

Морозов прозрел, 30 лет в депутатстве говорил, какой плохой СССР
25.01.2023, 14:03

"нашими теперешними глазами, отмытыми от пелены 90-х годов" Погодите-ка Олег Викторович, а разве не Вы в 90-ые (так ненавистные всей нынешней власти) были депутатом Госдумы? Это не Вы создавали те законы? Что ж Вы теперь открещиваетесь-то от всего этого. как будто Вам это подбросили? Вы очень хорошо себя чувствовали и при Горбачёве и после распада СССР, быстренько переобувшись, тоже были во власти. На кого пеняете-то? В зеркало посмотритесь и увидите причину нынешних бед нашей страны. А про книги оставьте рассуждать - человеку нужно все стороны жизни показывать, а там уж он сам решит хорошо это или плохо исходя из своих жизненных принципов.
25.01.2023, 16:24

100+
25.01.2023, 14:18

Вечный депут, умный самый наверно...
25.01.2023, 14:30

Встречное предложение- убрать из госдумы Морозова-депутата, пусть идёт поработает реально на земле, а не языком с трибуны.
25.01.2023, 15:49

Согласен!
26.01.2023, 05:35

Олег

Убери. Процедура отзыва депутатов есть. Или Вы так, лишь бы сказать?
25.01.2023, 16:16

Почему люди,не заработавшие без бюджента хотя бы рубль указывают нам что читать,еак жить. Только кровные,заработанные позволяют судить о правильности жизнивосприятия. Ну не работал он...
25.01.2023, 23:11

Зато он лоббировал с московии сюда бюджеты всякие а это дорогого стоит однако.
25.01.2023, 16:30

Пожилые и умудренные жизнью были убежденными коммунистами, позже во всю глотку топили за перестройку, недолго переобувались и из показных демократов стали государственниками. Во все времена и режимы были у бюджета в первом ряду. Что забавно, народ из регулярно "избирал".
26.01.2023, 05:33

Олег

А по теме, не переходя на личности?
26.01.2023, 05:16

Неужели больше нет проблем…просто абсурд