Фермеры из Казахстана пошли судом на предпринимателей из Набережных Челнов, которые поставили им бракованный скот вместо племенных коров. В статусе обвиняемых – директор и учредитель «ТД КамАгро». Им предъявляют мошенничество на 129 млн. Суд по делу о коровах-гермафродитах тянется уже год и близится к финалу. Директор ходит на заседания с младенцем – женщина успела родить, пока шло разбирательство. Владелец фирмы валит все на нее, намекая на сговор с фермерами, и заявляет о произволе со стороны госслужащих. Подробности уголовного дела – в материале Chelny-biz.ru.
СУТЬ ДЕЛА
ХОТЕЛИ ГЕРЕФОРДОВ? ПОЛУЧИТЕ ГЕРМАФРОДИТОВ
В Челнах близится развязка уголовного дела на поставщика буренок. В горсуде уже второй год встречаются учредитель ООО «ТД КамАгро» Раиль Шаймарданов, директор фирмы Нурия Бадритдинова и представители фермерских хозяйств Казахстана. Первые – обвиняемые, вторые – пострадавшие. Торговому дому предъявляют более 129 млн рублей. Шаймарданову и Бадритдиновой вменяют один эпизод по ч.7 ст. 159 УК РФ. Их судят за мошенничество в особо крупном размере, связанное с преднамеренным неисполнением договора.
По версии следствия, с сентября 2018 года по апрель 2019-го обвиняемые, действуя по предварительному сговору и пользуясь своим служебным положением, не выполнили обязательство по поставкам племенных животных породы герефорд (мясная порода крупного рогатого скота). Некоторым заказчикам относительно повезло, и коровки до них доехали. Однако получили они совсем не то, чего ожидали. Животные оказались другой породы и не племенными. Некоторые – больными. Сюрпризом для одного из фермеров стали транс-коровки, то есть гермафродиты (имеют сформированные мужские и женские половые органы). Пострадавших в уголовном деле 16. Но они считают, что обманутых фермеров может быть больше.
В деле, кстати, ранее был еще один эпизод мошенничества. Пострадавшей стороной выступала некая турецкая компания. Однако гособвинитель отказался от обвинения по данному эпизоду.
СУД
ОБВИНЯЕМАЯ С МЛАДЕНЦЕМ И ПОДРОБНОСТИ ОТ СВИДЕТЕЛЕЙ
Первое судебное заседание прошло в августе 2021 года. За это время в автоград приезжали потерпевшие из Казахстана, а вместе с ними их представитель Ержан Нысанбаев. Как он сообщил Chelny-biz.ru, его назначили за счет республики Казахстан, чтобы люди добились справедливости.
На одно из последних на данный момент заседаний, которое посетил Chelny-biz.ru, приехала потерпевшая из Павлодарской области Ирина Команова. Кататься на суд в Набережные Челны для фермеров непросто – долгие и весьма недешевые перелеты с пересадками в Москве. Учитывая, что людей уже и так обманули на миллионы, лишних денег у них просто нет. Так что летают «посменно», а благодаря общему чату в мессенджере остальные ничего не пропускают.
Обвиняемая Нурия Бадритдинова приехала в суд с коляской. За время судебного разбирательства она успела стать многодетной мамой. По этой причине, кстати, отменили прошлое заседание – женщина только-только родила. На этом малыш крепко спал под голос гособвинителя во время прений сторон.
Бадритдинова сама ездила в Чехию за животными. Судя по материалам дела, свидетель, которая сопровождала ее в поездке, усомнилась при осмотре коров, что они племенные, тем более никаких документов на скот им не предъявили. Она поделилась своей неуверенностью с директором фирмы, но та все равно дала указания отбирать скот для поставки. Видимо, так и попали транс-коровки в Казахстан. Сторона обвинения считает, что, у обвиняемых были деньги и возможность поставить скот крестьянским хозяйствам Казахстана из других мест, но ни учредитель, ни директор не предприняли никаких мер для исполнения своих обязательств перед фермерами. В то же время в мае 2019 года (по показаниям свидетеля) торговый дом «КамАгро» в лице Бадритдиновой купил турпутевку на 705 тыс. рублей. Услуги оказали в полном объеме.
По показаниям свидетеля Бадритдинова А.Р. (вероятно, супруг Бадритдиновой), в сентябре 2019 года к нему обратился Шаймарданов с просьбой связать его с другим гражданином. Последнему от фирмы на карту приходили средства, которые он обналичивал и передавал Шаймарданову.
Гособвинение считает, что директор фирмы имела доступ и распоряжалась расчетными счетами и деньгами ТД «КамАгро» как единолично, так и по указаниям Шаймарданова. Кроме того, Бадритдинова не предоставляя отчетность, тратила деньги не на исполнение обязательств перед фермерами Казахстана, а на личные нужды. Каких-либо отчетов по фирме не предоставляла, хотя была обязана.
– Кроме того, установлено, что Шаймарданов как собственник ООО «Торгового дома КамАгро», вел контроль за деятельностью организации. Участвовал в переговорах, давал указания Бадритдиновой и менеджерам заключать договор на любой скот, даже не имея на то возможности, – озвучил гособвинитель Евгений Лизунов.
Он запросил для Бадритдиновой пять лет тюрьмы и штраф 500 тыс. рублей. Что касается Шаймарданова, выяснилось, что он был ранее судим по 159-й статье. 26 июня 2018 года ему дали «условку» с испытательным сроком на три года. С учетом этого, прокурор запросил отменить условное наказание и назначить окончательное – семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Плюс штраф 500 тыс. рублей. Представитель потерпевших попросил максимальный срок – 10 лет. Адвокаты обвиняемых просили освободить подопечных от обвинений.
ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ ПОТЕРПЕВШИЕ
«МНЕ ЗВОНЯТ, ГОВОРЯТ, ЧТО НУЖНО ПРИЕХАТЬ: «У ВАС ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДДЕЛЬНЫЕ». У МЕНЯ ШОК»
Потерпевшая Ирина Команова потеряла более 5,8 млн рублей. Заключали договор на 80 голов породы герефорд – привезли 48 (из 50-ти по дороге две пропали). Коровы не племенные, иной породы. Комановой также попались гермафродиты. Их сразу обнаружила комиссия.
– Они (обвиняемые – ред.) утверждали, что занимаются действительно племенными поставками, что у них все это есть. Я даже сюда приезжала, где у них площадка в Сарманово, – рассказала женщина. – Это мы уже потом узнали, что хозяйство должно находиться в «Цербере» (система контроля и учета в области ветеринарного надзора – ред.), а когда они начали работать, оно там не находилось. Они думали, видимо, что у них получится. Мы посмотрели скот – внешне он был неплохой. Они сказали, что вот это их коровы. Мы даже составили акт. Потом я спросила, когда будет поставка. И вот у них это все пошло, начали оттягивать.
Команова предположила, почему Шаймарданов мог вступить в сговор с Бадритдиновой.
– У него тогда уже было условное, он был невыездной. Поэтому они подключили директора, – думает потерпевшая.
О других потерпевших женщина узнала, когда подала заявку на учет в палату породы герефордов.
– Мне звонят, говорят, что нужно приехать: «У вас все документы поддельные». У меня шок, не могла поверить, как такое возможно. Я приехала, мы начали в этой палате со всеми встречаться. На встрече было видео с Раилем, он сказал: «Сейчас я еду в Брянск, мы все поставим, мы все сделаем». Пришлось потом нам расторгать договоры. Потом они там на ходу переобувались. У них уже директора начали меняться.
Пострадали люди не только финансово. Из-за возникших проблем у кого-то распадались браки, у кого-то подорвалось здоровье. Были и совсем фатальные мысли.
– Мы же брали кредиты. У некоторых третьи лица закладывали свое имущество. А теперь у тебя нет денег, чтобы отдать, а людям надо… Был и распад семьи, и по здоровью проблемы. У кого-то прогрессировала язва на фоне вот этих всех нервов, – перечислила Ирина Команова.
К слову, в июне 2019 года комитет ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза Казахстана ввел запрет на ввоз племенного крупного рогатого скота из Чехии. Решение приняли как раз после неудачного сотрудничества фермеров с челнинской фирмой ТД «КамАгро». Это вызвало неудобство и недовольство у предпринимателей. После обращения в прокуратуру Северо-Казахстанской области подтвердилось, что законных оснований для введения запрета нет.
ЧТО ГОВОРИТ ОБВИНЯЕМЫЙ
«ПОЧЕМУ ОНИ ВИДЯТ ТОЛЬКО КАЗАХОВ И ВСЕ?»
Раиль Шаймарданов после суда связался с Chelny-biz.ru, чтобы обозначить свою позицию. Он высказал негодование в адрес следователей, гособвинителя и прокурора Челнов Дмитрия Ерпелева.
– Они это дело изучили и просто у предпринимателя на два-три года отняли жизнь, как говорится, пока шло следствие, пока идут суды и так далее, – возмутился мужчина. – Просто государственные структуры не работают правильно, не изучают дело, не изучают материалы, не делают требующихся запросов. И вот такие уголовные дела против предпринимателей возбуждаются в наше нелегкое время. По окончанию этого суда уже будет понятно – отработали или не отработали они. Или это псевдо-придуманное обвинение по уголовному делу.
По его словам, ситуация с коровами – это полностью вопрос к директрисе и к фермерам из Казахстана.
– Потому что есть в уголовном деле материалы, где те же самые казахи получали откаты от директрисы. Я, как учредитель, не знаю, получали ли они наличкой или перечислением. Есть кое-какие перечисления в Казахстан, – заявил он. – То, что казахи получили поголовье. Возьмем половину, или сколько там голов. На 55 млн рублей они получили скот. Но почему-то уголовное дело на всю сумму идет. Почему? И то, что было два эпизода, а остался один – вопрос к госструктурам.
Шаймарданов заявил, что не знал ничего о преступных махинациях.
– Узнал, когда уже вопрос начал подниматься в Казани в Минсельхозе. Компания с 2011 года работает. Получается, она работала без проблем, даже директриса год отработала и уже на второй год начала вот эти вещи творить, – уверен он. – Компания целиком и полностью страдает от государственных служащих. На организацию наложен арест на 120 млн. Организация не может работать с отрицательным балансом на расчетном счету. Любой контракт будет зависать. Получается, что предприятие не может работать, запросы в Европу не сделаны, следственные органы свою работу не отработали. Сейчас на скамье подсудимых должна быть по факту Нурия с совсем другой статьей. А сейчас эту резиновую 159-ю статью пытаются на всех применить.
По словам Шаймарданова, в суде забыли учесть то, что в целом группа компаний работает с 2011 года и поставляет крупный рогатый скот на уровне Министерства сельского хозяйства, на уровне регионов.
– Об этом они почему молчат? Почему они видят только казахов и все? Грубо говоря, 16 казахов. А почему они не говорят о сотне людей, которые получили крупный рогатый скот, радуются, работают, сельское хозяйство, животноводство развивают? – негодует обвиняемый.
Ангелина Самцова
ДедуляМазай
Александр