В Общественной палате Татарстана заявили, что Набережные Челны «из моногорода нужно всячески превращать в универсальный». Такую позицию высказал Мунир Гафиятуллин, кандидат экономических наук, в рамках экспертного клуба «Волга». По его мнению, 400-летие города «нужно отмечать с привязкой к Всесоюзной ударной комсомольской стройке»
- По опыту Казани мы видим, как города преображаются во время проведения крупных мероприятий и таких юбилеев. Набережные Челны — эксперимент по строительству города, сочетание линейного города и микрорайонной застройки. При строительстве города и КАМАЗа приоритет отдавался заводу, социальную инфраструктуру города предполагалось построить в последующем. Надеемся, что празднование юбилея, с учетом указа президента республике будет проще получить федеральные средства на инфраструктуру и строительство новых объектов, которые давно проработаны, но из-за отсутствия финансирования не продвигались. И из моногорода нужно всячески превращать Челны в универсальный город, - отметил Гафиятуллин.
Эксперт рассказывает, почему эта дата важна в федеральных масштабах.
- 400-летие позволит нам всем лучше узнать историю и по-новому взглянуть на роль города Набережные Челны. Мы привыкли говорить, что Челны — молодой город. В этом статусе он существует только с 1930 года, но само поселение возникло 400 лет назад. 10 августа 1930 года постановлением ВЦИК СССР селу Набережные Челны присвоен статус города. Бурный рост Набережные Челны испытали с начала 1970-х в связи со строительством гигантского по размерам Камского автомобильного завода (КАМАЗ) и новых жилых массивов для работников завода. Ежегодно десятки тысяч людей со всего Советского Союза ехали на строительство завода. 35-тысячный прежде город за 20 лет бурного роста достиг отметки в полмиллиона при планировавшемся населении в 350 000 человек. Территория, охваченная масштабным жилищным строительством, начавшимся в связи с возведением КАМАЗа, получила название Новый город.
400-летие нужно отмечать с привязкой к Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Сегодня город имеет огромное значение для Российской Федерации, он 30-й по численности населения, крупный промышленный центр, который был создан практически всей страной. Этот подвиг, совершенный на Каме, показал, как за короткий срок родился автомобильный завод, который на сегодняшний день играет очень важную роль. КАМАЗ — самый популярный грузовой бренд СССР, от запуска конвейера в 1976-м до выпуска миллионного грузовика прошло всего 12 лет. Под строительную площадку Камского завода отвели 130 тысяч гектаров земли в ТАССР. Место определила удобная транспортная инфраструктура: здесь было налажено железнодорожное и автомобильное сообщение, а рядом находились две судоходные реки — Волга и Кама. Были и тяжелые времена у автогиганта, в апреле 1993 года огонь полностью уничтожил завод по производству двигателей, рассчитанный на 100 тысяч единиц продукции ежегодно. С масштабами ущерба может сравниться лишь шок от того, что уже в декабре того же 1993-го моторный завод возобновил отгрузку!
Никаких сомнений — именно КАМАЗ главный герой отечественного автоспорта. Вспомним большие победы на крупных автомобильных гонках в истории советского и российского автоспорта. «КАМАЗ мастер» становился призером ралли-рейд «Париж — Дакар» множество раз и 19 раз — победителем, что является уникальным достижением. Сегодня КамАЗ на перепутье. С одной стороны, международные санкции привели к разрыву партнерства с концерном Daimler, с другой — предприятие активно ищет новые варианты развития. Перспективные модели, вроде беспилотника «Шаттл» и даже самосвала с автономным управлением КамАЗ-6559 «Юпитер 30», разработанного совместно с МГТУ Баумана, прямо подтверждают, что на заводе не живут только вчерашними достижениями. И это не говоря о непосредственном участии КАМАЗа в проекте вновь запущенного бренда «Москвич». КАМАЗ — это национальное достояние нашей страны, национальный бренд, и, безусловно, это событие важно для всей Российской Федерации.
Олег