Сегодня 21 год со дня смерти Рашита Хамадеева. Он ушел из жизни действующим главой города. Свидетели тех событий до сих пор с ужасом вспоминают тот период. Лето 2003-го года останется в истории города как одно из самых тяжелых. В тот год Челны накрыла череда трагедий: убийства Евгения Корнева, Виктора Фабера и Натальи Стародубцевой, похищение Булата Баязитова и уход Рашита Хамадеева.
Вокруг его смерти есть много легенд, так же, как и вокруг его появления в Набережных Челнах. Chelny-biz.ru сегодня публикует отрывок из публикации газеты «Коммерсантъ», которая вышла на следующий день после похорон Хамадеева. Издание пишет о том, почему его назначили в автоград – он был полной противоположностью своего предшественника.
«Вчера в Аксубаевском районе Татарстана прошли похороны главы администрации Набережных Челнов Рашита Хамадеева. 56-летний руководитель второго по величине города республики умер в ночь на воскресенье от инфаркта.
Рашит Хамадеев родился в деревне Батыр Аксубаевского района, был первым из десяти детей редактора районной газеты. В 1970 году окончил Казанский ветеринарный институт и стал зоотехником в Заинском районе. Довольно быстро поднялся до должности председателя колхоза, в течение 6 лет руководил различными хозяйствами, а в 1982 году пошел по партийной линии: стал вторым секретарем Заинского горкома партии, затем председателем райисполкома. Три года спустя возглавил райком в соседнем Мензелинском районе, с усилением перестройки и здесь стал председателем райсовета, а потом главой администрации района (попутно получив диплом юриста-правоведа в Московском гуманитарно-экономическом институте). В 1993 году вернулся в Заинск главой администрации. Все это время руководство республики отмечало и привечало господина Хамадеева, который превращал подведомственную территорию в передовую и активно занимался подъемом сельского хозяйства и строительством социальных объектов. Но все равно назначение руководителя 50-тысячного Заинска главой полумиллионных Набережных Челнов оказалось большой неожиданностью.
Кресло челнинского мэра оказалось свободным в апреле 1999 года – после того как Рафгат Алтынбаев решил, что 11 месяцев абсолютной политической изоляции с него достаточно. В опалу господин Алтынбаев попал, когда на очередной сессии Госсовета РТ при распределении должностей в руководстве законодательной и исполнительной власти пошел против воли президента РТ Минтимера Шаймиева. Тот назвал демарш глав администраций заговором, инспирированным национальными движениями, и устроил масштабную чистку республиканской элиты. Но господина Алтынбаева, оказавшегося главным фигурантом кризиса, президент РТ не тронул – очевидно, чтобы не добавлять и без того популярному мэру ореол мученика. Расчет себя оправдал: глава крупнейшего центра автомобильной промышленности и самого политизированного города Татарстана сам уехал в Москву, где стал заместителем министра сельского хозяйства.
Рашит Хамадеев оказался полной противоположностью Рафгата Алтынбаева. Наблюдатели даже решили, что на это и делался расчет: ведь очень крупный и «вызывающе простой» ветеринар из аграрного района никогда не повторит ошибок сухопарого и щеголеватого управленца. Но господин Шаймиев объяснил, что на самом деле оценил умение господина Хамадеева «работать с людьми и вытаскивать отсталые районы и города». А новый руководитель города позднее признался, что вступал в должность без лишнего трепета, поскольку крохотный Заинск давал 80% продукции к уровню Набережных Челнов. Видимо, поэтому президент Татарстана сразу поставил перед Рашитом Хамадеевым задачу в течение трех месяцев ликвидировать задолженность по зарплате бюджетникам и пенсиям и в корне изменить ситуацию с безработицей (в то время простаивавший «КАМАЗ» начал масштабные сокращения персонала). Негласная задача, судя по всему, была несколько иной: обнулить влияние господина Алтынбаева и покончить с сомнительной репутацией Челнов как центра политического экстремизма (как известно, только челнинский Татарский общественный центр* замахивается на громкие акции протеста и только в Набережных Челнах находят отклик лозунги русских, кряшенских и прочих националистов).
Справиться с официальным поручением господину Хамадееву помогли масштабные льготные кредиты Национального банка Татарстана. Решить политическую задачу оказалось труднее. Многочисленные попытки закрыть или раздробить ТОЦ*, создав лояльный властям клон, а также задавить ростки религиозного и прочего экстремизма, давали в лучшем случае половинчатый результат. И Челны как были, так и остались основным поставщиком межнациональных скандалов. Можно вспомнить, например, участие местных шакирдов в терактах на территории России, в боевых действиях на территории Афганистана (в составе талибов), а также регулярные вылазки ТОЦ* и снос престарелыми вандалами стены строящейся православной часовни.
Истребить память о предшественнике также не удалось. Рашит Хамадеев взялся за дело решительно: он даже отменил должность «мэр», введенную Рафгатом Алтынбаевым, и стал «главой администрации». Тем не менее, все четыре года местные СМИ продолжали упрекать градоначальника, что тот «запустил город, который при Алтынбаеве был как конфетка». Примечательно также, что республиканское отделение Российской партии жизни, сопредседателем которой является экс-мэр, было образовано не в Казани, а в Челнах – и именно здесь партия пополнилась рекордным количеством членов.
Отсутствие громкой популярности не мешало Рашиту Хамадееву разруливать текущие проблемы, связанные в первую очередь с «КАМАЗом», который только в этом году намерен сократить 7,5 тыс. человек. Впрочем, за последние годы число работников, ушедших с завода, измерялось десятками тысяч – и в том, что дело не обернулось социальным взрывом, есть большая заслуга городской администрации.
В некрологе, подписанном основными руководителями Татарстана, начиная с Минтимера Шаймиева, отмечено, что по инициативе господина Хамадеева «проделана огромная работа по решению многих социальных программ, поддержке малоимущих слоев населения и стабилизации обстановки в городе».
Рашит Хамадеев скончался в ночь на воскресенье от сердечного приступа, переросшего в инфаркт. В окружении челнинского главы предполагают, что его недомогание обострили 30-градусная жара и переутомление: местные чиновники всю неделю активно готовились к прошедшему в конце прошлой недели визиту Минтимера Шаймиева по городам Закамья. Республиканскую комиссию по организации похорон возглавил премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. Вчера в ДК «КАМАЗа» состоялась гражданская панихида. Затем Рашит Хамадеев был похоронен в родном Аксубаевском районе».
Рашиту Хамадееву в этом году должно было исполниться 77 лет.
О версиях его смерти Chelny-biz.ru писал ранее.
*признан на территории России экстремистской организацией
Ник
Челнинец
И
И 06:52
Fidelio
Поживший
Пожившему
Ира
Филэа.