«КАМАЗ» строит в промзоне научно-производственный город на 100 гектаров - о создании внутригородской экосистемы для воспитания и трудоустройства инженеров компания заявила еще несколько лет назад. Проект стартовал со строительства центра электроники, но в ближайшие пару лет должен вырасти в техногород, сообщает корпоративное издание «Вести КАМАЗа».
Производитель решил разобраться с нехваткой кадров, зависимостью автопрома от нескольких производителей электроники и декарбонизацией технологий с помощью создания в Набережных Челнах экосистемы, в которой вырастет сообщество инженеров. Работа над автономным транспортом ведется давно: это и Передовая инженерная школа, и первые концептуальные модели электрокаров, включая грузовые, и серийные электробусы, и прототипы водородной техники, и выход на трассу беспилотников.
Теперь автогигант задумал проект, который объединит эти решения на площадке будущего техногорода в промзоне. Конкретно – между Научно-техническим центром компании, и IT-парком, который сегодня ожидает начала стройки второй очереди. Первой точкой роста станет «Центр электроники и элементов питания» - он расположится в здании «Олимп» напротив НТЦ. «Олимп» - долгострой на участке, который в свое время принадлежал «КАМАЗу», но оказался невостребован. Последним его собственником был холдинг «Стройдеталь» Константина Брусованского. Инвестор выставил «Олимп» на продажу за 570 млн рублей.
«КАМАЗ» получил 8,4 га земли вместе с недостроем, чтобы организовать в нем НИОКР, лабораторные испытания и мелкосерийное производство силовых энергоустановок, автоэлектроники, электрической трансмиссии и программных решений. Здание юридически купил не автогигант, инвестором выступил КИП «Мастер»: парк заявился на грант по федеральной программе. В итоге федерация вложит в него 900 млн рублей, Татарстан – 600 млн рублей и еще порядка 750 миллионов возьмет на себя «КАМАЗ». «Мастер» обязан будет наполнить «Олимп» резидентами, якорным станет камазовский Центр электроники и элементов питания, а также другие службы камазовского блока развития.
Конструкторские залы и офисы ЦЭиЭП займут в нем со 2 по 4 этажи, пятый отойдет арендаторам. В целом под лаборатории ЦЭиЭП отводятся свыше 700 кв. метров. Основные площади займут офисы инженеров – 4 тыс. кв.м., и почти столько же уйдет под технические и хозбытовые помещения. Остальные площади поделят передовые инженерные школы при вузах, включая «КиберАвтоТех». Основное здание «Олимпа» должно быть сдано в мае будущего года, целиком объект будет достроен до конца 2024-го.
Второй очередью будет строиться отдельный лабораторно-производственный комплекс на 1,5 тыс. кв. м., из которых 1,2 тыс. квадратов отводятся под сами лаборатории и опытно-промышленные площадки. Испытываться здесь будут тяговые аккумуляторные батареи и энергоустановки на водородных топливных элементах – как их компоненты, так и полноценные модули. В целом инженеры сосредоточатся на двух направлениях – на элементах питания и электронике для управления системами автомобиля. В отдаленной перспективе центр, предположительно, выйдет на мелкосерийное производство, а еще позже – и на серийное. Согласно концепции развития электротранспорта в России, производство таких автомобилей, включая водородные, к 2030 году достигнет доли в 10% от всего отечественного автопрома. Вероятно, что одним из резидентов площадки станет «Росатом», который вместе с «КАМАЗом» работает над батареями для электрокаров.
«Олимп» должен выступить лишь отправной точкой для развития полноценного техногорода с деловой, культурной, спортивной инфраструктурой. Иначе говоря - тем самым магнитом для удержания молодежи в Набережных Челнах, о котором в республике давно дискутировали на фоне тотального оттока выпускников школ. Для проекта такого масштаба 8,4 га, конечно, не хватит. Поэтому еще 23,9 га по решению АИР РТ на правах льготной аренды передал парку «Мастер» город.
С учетом собственных камазовских земель общая площадь будущего городка инновационных технологий выйдет под 100 гектаров, ограниченных в одной оси первой дорогой и Индустриальным проездом, во второй – зданиями НТЦ и второй очереди IT-парка. Между «Олимпом» и НТЦ через проспект «КАМАЗа» будет организован переход – примыкание к проезжей части с пересечением трамвайных путей уже на 30% готово. С другой стороны, через Автосборочный проезд, как и через улицу Машиностроительная, для выхода в город перекинутся пешеходные мосты.
Фото: «Вести КАМАЗа»; технопарк «Олимп»
Оставьте первый комментарий