Экс-директор татдрамтеатра Челнов Рашат Файзерахманов прокомментировал скандал между заслуженными артистами РТ и худруком Олегом Киньзягуловым, а также привел варианты решения конфликта. Он поделился с Chelny-biz.ru мнением, что во многих театрах возникают подобные ситуации, однако директора учреждений культуры стараются и в итоге находят выход.
- Нужно решать вопросы, идя в контакт со всеми, а не самолично, - отметил Файзерахманов. - Надо быть дипломатом в любом случае. Вот если бы он позвал всех на общее собрание, сказал: «У меня такое мнение, уважаемые коллеги, я хочу принять молодых артистов, но, к сожалению, штатное расписание ограничено. Давайте этот вопрос мы с вами решим. У меня есть такие предложения, вы согласны с ними?». А он, как мне сказали, пригласил в кабинет, сказал: «Инсаф-абый, вот тебе 0,5 ставки, не согласен – ты уходишь». Как можно сказать такое человеку, который отдал 50 лет созданию множества образов. Такого не должно быть.
Собеседник издания отметил, что он поддерживает обе стороны конфликта, так как понимает всех.
- Вопрос очень сложный. Здесь, наверное, с моей стороны не будет конкретного и одностороннего ответа. Да, действительно эти артисты стояли у истоков создания именно творческой программы татарского драмтеатра. Они были основным костяком в течение 25 лет. Действительно, благодаря им все эти гениальные спектакли создавались, благодаря им челнинский театр был на плаву. Олег привез с собой молодых артистов. Естественно, у него своя точка зрения – создать современный, креативный, молодежный репертуар для нашего города. Я уже говорил, что у нас город молодых. В свое время постановки делались в основном с учетом челнинского контингента, нашего зрителя. Ни для кого не секрет, что в конце 60-х годов, когда начали строить Челны, все были приезжие. Тогда город стал интернациональным, было очень много театральных коллективов, - поделился спикер. - Есть доля правды и у Олега – он хочет обновить коллектив, репертуар. Хочет увидеть на сцене креативные спектакли. Для него это вынужденная мера, потому что ему не хватает штатных единиц.
По мнению экс-директора татарского драмтеатра, ошибкой стало сокращение штата в учреждении в начале 2000-х годов – тогда под сокращение попали около 10 актерских единиц.
- Если бы эти единицы сохранились, то на сегодняшний день бы не встал этот критический вопрос об увольнении артистов старшего поколения, - отметил он.
Файзерахманов сообщил, что «не совсем согласен» с Киньзягуловым в решении убрать из репертуара постановки, которые показывали до его назначения.
- Он приехал, снял с репертуара такие спектакли, которые были тепло приняты не только нашими, но и республиканскими зрителями. С многими из них мы ездили на международные конкурсы в такие города, как Москва, Уфа, Пенза.
Для решения скандала собеседник привел несколько вариантов. Первый - приглашать артистов на разовый договор на исполнение роли в спектакле.
- Приглашают артиста, заключают договор, артист отыгрывает, с ним рассчитываются и все. Актер ждет следующего приглашения, - поделился он. – Также есть внебюджетные средства театра за счет продажи билетов. Художественный руководитель может утвердить дополнительное штатное расписание за счет собственных доходов театра. Конечно, надо будет трудиться, поставить доходные спектакли, чтобы театр получал деньги. Нельзя отпускать людей из-за финансовых проблем. Он же не просит артистов уходить из театра совсем. И он ищет разные пути и варианты. И он нашел - на 0,5 ставки. Задействовать их на спектакли именно на 0,5 ставки. Если в таком виде оставить сейчас театр, Олег просто не сможет обновить коллектив. Но потом, есть закон природы, люди работали всю жизнь, отдали свою энергию, приходит один день, когда пора уступить. Поэтому здесь тоже такая же ситуация. Но одновременно с этим творческий человек должен находиться в творчестве. Без этого он чахнет. Молодым надо отнестись к этом с пониманием.
Денислам Гайфуллин
Сария
Лейла Артуровна
Коллега
как всем,
горожанин
Тоже бывшая коллега
Художник