Власти автограда запустили процесс объединения двух основных перевозчиков Набережных Челнов – МУП «Горкоммунхоз» и ООО «Электротранспорт». Единое предприятие появится на базе МУП, работу которого курирует Альвир Аглуллин. На днях компания уже получила лот на обслуживание всех 11 муниципальных трамвайных маршрутов. С 1 марта персонал ООО будет работать в штате МУП, который в перспективе (естественно, при наличии кадров) может достигнуть 1,5 тысяч человек. Впрочем, пока власти сетуют на нехватку водителей как трамваев, так и автобусов. Недокомплект – чуть ли не треть коллектива.
Зачем сливают ООО «Электротранспорт», куда уйдет бессменный куратор трамвайного парка Рашид Шамсудинов и что ждет компанию – разбирался Chelny-biz.ru.
ЗАЧЕМ СЛИВАЮТ «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ»
«ДЕЛАЕТСЯ ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ДЛЯ ПАССАЖИРОВ»
Власти автограда после закупки автобусов, а также внедрения новой маршрутной сети, приступают к третьему этапу транспортной реформы – слиянию двух перевозчиков. С марта единственным оператором станет МУП «Горкоммунхоз», которое возглавляет Альвир Аглуллин. Сейчас ООО «Электротранспорт» рассчитывается с персоналом, который сразу же будет трудоустроен в МУП. В коллективе под управлением Аглуллина окажется и руководитель трамвайного предприятия Рашид Шамсудинов – он станет замом, курирующим электрический транспорт.
– Идет процесс объединения организаций. С 1 марта городские перевозки – автобусные и трамвайные – будет осуществлять МУП «Горкоммунхоз». Делается это, в первую очередь, для пассажиров, – пояснил в разговоре с Chelny-biz.ru Фарид Салахов, руководитель исполкома. – Мы сразу запустили единые проездные, чтобы челнинцы могли пользоваться обоими видами городского общественного транспорта. При этом хочу отметить, что нет цели какой-то оптимизации предприятий: весь персонал перейдет в «Горкоммунхоз». Сейчас идет процесс перехода. Рашид Бадгиевич, нынешний директор ООО «Электротранспорт», будет в «Горкоммунхозе» отвечать за электрический транспорт. Основная наша задача – выстроить работу общественного транспорта таким образом, чтобы все это было для людей, и им было удобно перемещаться по городу на трамваях и автобусах.
Почему же объединение идет на базе МУП? Власти объясняют это более простой передачей имущества на баланс муниципального предприятия.
– В будущем мы планируем закупать новые автобусы, есть в планах обновлять и трамвайный парк. Дело в том, что схема передачи активов в МУП более удобна. В ООО передать имущество невозможно. Нет никакой подоплеки, что финансовое состояние хуже или штат меньше. Нет, – объясняет Салахов.
КАК «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ» СТАЛ ПРОБЛЕМНЫМ
«НИКАКИХ ДОЛГОВ У ООО «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ» НЕ ОСТАНЕТСЯ»
Трамвайное управление в Набережных Челнах было создано 29 сентября 1972 года. До 2013 года оно принадлежало «КАМАЗу», но после автозавод отдал трамвайный парк городу, причем всего за 1 рубль. В то время предприятие массово отказывалось от непрофильных активов. Однако следующие три года автогигант продолжал финансировать перевозчика - по 30 млн рублей ежегодно «для мягкой адаптации к рынку». Впрочем, решение о передаче актива аукнулось заводу в 2017 году, когда трамвайщики отменили ночные маршруты в промзону, ссылаясь на убыточность. Через несколько дней трамваи вернули на маршрут, но сам факт породил тогда слухи о возврате управления «КАМАЗу».
Что касается финансового состояния трамвайного предприятия, власти не раз отмечали, что городские перевозки – убыточны. За каждый проезд в автобусе, к примеру, город доплачивает перевозчику по 36 рублей, при том, что текущая себестоимость составляет 71 рубль. По этой причине бюджет дотирует сферу: в 2022 году из городской казны направили 71 млн, в 2023-м – 168, в 2024-м – 328 млн. По оценке мэра Наиля Магдеева, по итогам этого года сумма дотаций составит порядка 600 млн рублей – речь идет в целом о пассажирских перевозках. При этом с закупкой еще порядка 80 автобусов (в планах властей города) объем дотаций и вовсе вырастит до 800 млн.
Судя по итогам 2023 года (свежих данных по прошлому году пока нет), «Электротранспорт» завершил его с убытком в 2,7 млн рублей, а еще ранее ООО ушло в минус на рекордные 36,8 млн. Выручка компании выросла на 17% – до 502,2 млн. Данные сервиса «Контур Фокус» показывают, что по состоянию на конец 2024-го ООО имело задолженность по налогам и сборам в 10,1 млн рублей.
– Никаких долгов у ООО «Электротранспорт» не останется. Сейчас рассчитываемся. Полностью будет закрыт вопрос по выплате заработной платы, – говорит в свою очередь Фарид Салахов.
На днях «Горкоммунхоз» с торгов выкупил у трамвайного управления 24 старых вагонов. Общая сумма лота составила 174 млн рублей (в среднем по 7,25 млн рублей за штуку). Еще ранее на сейте местной администрации появилось постановление о бюджетном субсидировании покупателя трамваев, в которой как раз-таки фигурировала эта же цифра. Средства необходимы для погашения существующей задолженности ООО.
Что будет с предприятием в будущем, Салахов пока не берется говорить – мол, вопрос не первой необходимости. Тем не менее, учитывая, что «Электротранспорт» останется без долгов, судя по всему, его ждет ликвидация.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ
«В ОБЪЕДИНЕННОМ МУП ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА БУДЕТ 1,5 ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК»
Стоит отметить, что это вторая попытка транспортной реформы Наиля Магдеева. Первая началась в 2015 году и завершилась не вполне удачно – возвратом подвижного состава «КАМАЗу» и банкротством перевозчика. Тогда было создано МУП «Электротранспорт». Город закупил 190 камазовских НЕФАЗов. До 2018 года контролирует деятельность обеих контор – МУП и ООО «Электротранспорт» – Рашид Шамсудинов. Через пару лет МУП погрязло в долгах перед «КАМАЗом», на фоне проблем здесь меняли директоров. С резкой критикой в адрес предприятия и исполкома тогда выступил и сам «генерал» автогиганта Сергей Когогин. Общая сумма задолженности «Электротранспорта» перед заводом оставляла 700 млн рублей.
– У нас в Набережных Челнах мы, к сожалению, увидели неспособность администрации заниматься пассажирскими перевозками, – говорил тогда Когогин. – Несколько лет назад мы подарили свое транспортное предприятие городу. 60% городских перевозок пассажиров проводилось трамваями. Мы с акционерами приняли решение передать эту функцию городу, и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышают 700 млн рублей. Администрация города показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки. В прошлом году доходило до того, что мы со второй смены не могли вывезти людей. Это было ЧП.
Позже «КАМАЗ» предъявил иск к городу о возврате подвижного состава, которые были приобретены городом в лизинг. Технику вернули заводу в 2020 году, а сам МУП в последующем признали банкротом с долгом почти в миллиард рублей.
В 2023 году Магдеев озвучил идею возрождения муниципального транспортного предприятия – его создали на базе бывшего мусорного оператора МУП «Горкоммунхоз», который поначалу планировали ликвидировать. Новая реформа предполагала приобретение 250 автобусов большой вместимости (пока в городе имеется 135 НЕФАЗов).
– Мы думаем о том, чтобы создать муниципальное транспортное предприятие. История развивается по спирали, восстанавливать транспортное обеспечение нужно нам. Эта задача трудная, но выполнимая, – говорил тогда Наиль Магдеев, отмечая, что создание транспортного предприятия – достаточно дорогостоящее мероприятие, на него требуется порядка 1,5-2 млрд рублей.
Параллельно в Челнах занялись корректировкой маршрутной сети – она изменилась с учетом новых микрорайонов города. В конце прошлого года ее представили московские специалисты из НИИАТ.
– Я не буду говорить, что текущая сеть совсем плохая или совсем что-то с ней не так. Да, у нее есть свои плюсы, есть свои минусы, потому что она была сформирована на базе небольшой такой, стихийной, наверное, работы. Но так или иначе время двигаться вперед настало, – комментировала Татьяна Михеева, заведующая отделом комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ».
В итоге городу представили 10 автобусных и 11 трамвайных маршрутов. Нововведения, впрочем, челнинцы оценили не сразу – властям несколько раз пришлось корректировать схему на фоне посыпавшихся жалоб и обращений. По словам Фарида Салахова, прием обращений от горожан по обновленной маршрутной схеме, продолжается. Параллельно власти вытеснили с городских улиц частных перевозчиков. Компания Николая Тятюшкина, которая обслуживало город с 2003 года до последнего, завершила свою деятельность с начала этого года. Частники были трудоустроены в МУП.
В течение 2025-го власти города планируют реорганизовать «Горкоммунхоз» (кроме того, в числе МУП по-прежнему значится «Парк культуры и отдыха»). Единственным учредителем предприятия по-прежнему останется город.
– Никакой приватизации, отчуждения. Да и желающих сегодня в очередь встать нет, чтобы управлять «сверхдоходным» предприятием, – комментировал ранее предстоящий процесс Наиль Магдеев. – Это не нефтяная компания и не газотранспортная. Кроме расходов и убытков там больше ничего нет. Мы слышим разные разговоры по поводу реорганизации, но мы занимаемся этим, потому что нас закон обязывает.
На начало декабря 2024-го численность сотрудников автобусного предприятия составляла 408 человек. Выручка МУП на начало октября оценивалась в 138 млн рублей, дебиторская задолженность – 43,8 млн, кредиторская – 113 млн.
– В объединенном МУП штатная численность персонала будет 1,5 тысячи человек. Сразу после перехода будет одна тысяча работников, – говорит Фарид Салахов. – Дефицит водителей автобусов, трамваев, кондукторов - он все же есть. Поэтому мы ведем активный набор сотрудников. Очень хорошая заработная плата у водителей как трамваев, так и автобусов – больше 100 тысяч рублей.
Лилия Хамитова
Реабилитатор