12 человек на восемь вопросов – минувший градостроительный совет в Набережных Челнах оказался под угрозой срыва из-за сезона отпусков. Из 31 стула в первом ряду пустовало 19. Руководитель исполкома Ринат Абдуллин даже предложил перенести обсуждение проектов. Но «раз уж пришли», архитекторы и чиновники выслушали все выступления и высказались по каждому. По некоторым – достаточно жестко. В основном экспертов задевало, что новые объекты проектируются без привязки к окружающим. Зачастую застройка целого района начинается с мелкого гаража или склада, к дизайну которого затем приходится подстраиваться остальным. «Начинать с какого-то гаража – ну, это вообще абсурд!» – возмущались члены совета. За что раскритиковали безобидный склад в промышленной зоне, какую «пламенную речь» произнес на этот раз Ильдус Камалов, и к каким результатам привело заседание в урезанном составе – в материале Chelny-biz.ru.
«ФАНТАЗИЯ! НАЧИНАЕТ С МОЙКИ, А ВЕСЬ КВАРТАЛ УЖЕ РАЗРИСОВАЛ!»
Первый же проект самым неожиданным образом вызвал волну обсуждений. Пункт технического обслуживания и мойки автомобилей презентовал директор ООО АПМ «Эксклюзив-проект» Алмаз Файзиев, член градсовета. Объект планируется разместить в строящемся 34-м комплексе в Прибрежном, вдоль улицы Марата Юсупова на участке площадью в 1862 кв. м. Поблизости, вдоль проспекта Чулман, расположены гаражные кооперативы, а на пересечении улиц Юсупова и Раскольникова – АЗС. Объект, можно сказать, «вписался».
Стояла сложная задача – спроектировать объект на участке, где толком не проработана прилегающая градостроительная среда, признался архитектор. По этой причине он взялся за изучение соседних участков. Как оказалось, территория микрорайона попадает в зону многоэтажной жилой застройки (шесть и более этажей), участок бывшего карьера (2,9 га), что по соседству, выделен под среднеэтажную жилую застройку (четыре–восемь этажей), а между АЗС и жилой зоной выделено место под стоянку.
– Было бы неверным в таком виде оставлять, – заявил Файзиев. – Нами проработана градостроительная концепция застройки территории.
Жилые и общественные объекты, многоуровневые парковки, башни, дома – архитектор «раскидал» все объекты. И даже предусмотрел зарезервированную по улице Юсупова полосу под трамвайные пути.
Алмаз Файзиев
– Где ваш участок-то? Вы весь район разрисовали! Вот, Ильдар Равилович (Ахметгареев – ред.), вам тут даже две башни поставили, – обратился Абдуллин к исполнительному директору ООО «Домкор», которое застраивает соседний участок. – Фантазия! Начинает с мойки, а весь квартал уже разрисовал!
– Мы не можем на пустом месте располагать здание, – возразил архитектор. – Не проработав этот участок, невозможно понять, насколько верной будет посадка этого объекта. Мы запроектировали будущие микрорайоны. Это предложение.
– Зачем вы время тратите? Зачем нас уводите в сторону? У «Домкора» там свое видение. Эти участки выделены под два многоуровневых паркинга, а вы башни туда поставили. Зачем это надо?
Депутат округа Эльдар Аминов отметил, что проект достаточно интересный для района и, вероятно, будет востребован, но вопрос – насколько сама мойка будет здесь уместна в перспективе? Отметим, что участок в аренде на 49 лет, пять из которых уже прошло. Владелец подчеркнул, что не может просто ждать и платить аренду, пока будет застроен весь комплекс.
«Я ВАС ОЧЕНЬ УВАЖАЮ. ВЫ ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НО ВЕЧНО КАКИЕ-ТО ТРЕХКОПЕЕЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ У ВАС…»
Когда Ринат Абдуллин уже был готов поставить объект на голосование, слово взял член градсовета Ильдус Камалов (который вошел, наконец, в новый состав совета).
– Мы когда-нибудь от архитектуры пойдем?! – возмутился он. – Когда начнем делать проект планировки застройки? Один частник купил себе 20 соток, другой – 15, и каждый из них будет на свой лад проектировать какие-то объекты. Начинать с какого-то гаража – ну, это вообще абсурд!
Согласно данным Камалова, по генеральному плану Челнов, выполненному «Татинвестгражданпроектом», на обсуждаемую территорию перемещается центр города, а гаражи, которым уже «под тысячу лет», подлежат сносу.
– Это уникальное место! Надо архитекторам туда высаживаться. Я бы хотел, чтобы конкурсное проектирование было. Пока у нас в городе не будет проекта планировки застройки, зачем эти градостроительные советы для отдельных проектов? – удивлялся Камалов. – Городскому архитектору нужно выделять такие перспективные участки и немедленно заказать корректировки генплана с учетом создавшейся ситуации – где что у города сохранилось. Разобрали все! Я вас очень уважаю, – обратился Камалов к Алмазу Файзиеву. – Вы талантливый человек, но вечно какие-то трехкопеечные объекты у вас…
– Ильдус Хабибович, вы закончили свою пламенную речь? – прервал Абдуллин. – Все понятно. Опуститесь на землю. Сегодня собственник хочет строить в соответствии с действующим законодательством, – сити-менеджер хотел было перейти к голосованию, но тут инициативу перехватил главный архитектор города.
Алмас Идрисов неожиданно встал на сторону Камалова и предложил отложить рассмотрение проекта и проработать объект с учетом всех земельных вопросов.
– Давайте так. Собственник есть, интересы жителей не ущемляются. Не такой объект, чтобы человеку запрещать строить. Ничего тут такого нет. Предлагаю одобрить, пусть работает человек, – подытожил руководитель исполкома.
Во время голосования многие воздержались, в том числе и Идрисов. Однако в итоге проект был принят.
«ПРОЯВИ ФАНТАЗИЮ! Я ПОНИМАЮ, ТЕБЯ НАНЯЛИ ШАБАШКУ СДЕЛАТЬ. ТЫ В КОМПЬЮТЕРЕ НАБРАЛ БЫСТРЕНЬКО, ТОЛКНУЛ…»
Меньше повезло другому архитектору, которого также призвали обратить внимание на окружающую среду. Ильмир Гайфутдинов представил эскиз закрытого склада на автодороге №1. Казалось бы, что может быть не так в складе? Эту мысль высказал Ринат Абдуллин, прервав архитектора:
– Что уж тут долго рассказывать? Такая же коробка обычная! Тут цвет только можно обсуждать – зеленый или белый. Рассказываешь так, как будто сооружение какое-то спроектировал. Сарай на первой дороге! Хороший. Крыша с уклоном. От дороги недалеко что ли? Зачем на обсуждение сюда вынесли этот склад, Алмас Ахтямович? Для кого?
Склад, как оказалось, видно с дороги. В этом архитекторы тоже нашли причину для критики.
– Если бы это был склад на БСИ, вообще вопросов бы не было, – отметил Ильдар Ахметгареев.
Члены градсовета принялись обсуждать проект, а Абдуллин повернулся к архитектору:
– Ильмир, ты же понимаешь, о чем они говорят? Прояви фантазию! Сделай интереснее, чтобы и хозяину понравилось, и всем понравилось. Я понимаю, тебя наняли шабашку сделать. Ты в компьютере набрал быстренько, толкнул… Специалисты с КБК лучше коробки делают, интереснее, фигуристее, – пошутил Абдуллин и обратился к заказчику. – Поработайте еще. Пусть отработает свои деньги архитектор.
«Я НЕ СТАЛ ДЕЛАТЬ ВЕСЬ РАЙОН. Я ДЕЛАЛ СВОЙ ОБЪЕКТ, КАКИМ Я ЕГО ВИЖУ»
Объясняться пришлось и директору архитектурного бюро «К2» Никите Коктышу. Он разработал шинный центр на первой автодороге в районе Орловского поля, где ижевская компания «Талан» планирует возвести жилой район.
– Я не стал делать весь район, – пошутил архитектор, – я делал свой объект, каким я его вижу. Он попадает в зону предпринимательства в концепции планировки района. Вокруг вообще ничего нет. В 300 метрах от этого участка застраивается частный сектор.
Архитекторы все же настаивали, что объект надо соотнести с проектом «Талана».
– Я готов. Просто, какой будет результат? Что мы должны увидеть? Этого проекта полностью пока нет, есть только функциональное зонирование, – пояснил Коктыш.
Архитектор отметил, что участок в аренде на пять лет. Его предоставили собственнику взамен того, что попал под новую трамвайную ветку в Новом городе. В итоге большинством голосов проект приняли.
Второй объект, представленный Никитой Коктышем, градсовет отправил на доработку. На улице Ахметшина (дальше рынка «Южный») должна появиться СТО.
– Моя задача как архитектора – торец, который выходит на улицу Ахметшина, привести в порядок, привести этот сундук в более-менее нормальный вид.
Николай Коктыш
Рината Абдуллина заинтересовало, что расположено рядом:
– Кругом здания. Ты свое «чудо изумительное» вставляешь сюда. Мы даже не видим, что тут поблизости. Опять в чистом поле объект что ли? Может он и красивый, но вписывается ли?
Архитектора попросили предоставить более полную информацию о территории и пока перенесли рассмотрение.
Не повезло и четырем другим проектам. Как уже писал сегодня Chelny-biz.ru, участок под фитнес-клуб Heyvus, как оказалось, может получить статус рекреационной зоны. Проект трапезной на территории Боровецкого храма архитекторы признали неоправданно громоздким и заподозрили собственников в том, что там могут наладить какой-нибудь бизнес вместо того, чтобы кормить малоимущих. Детский спортивный центр в парке Гренада показался градсовету недостаточно интересным в архитектурном плане. А четырехэтажный медицинский центр «Дентал Форте» в 27-м комплексе может, опасаются члены градсовета, вызвать недовольство жильцов близлежащих домов. Итого 12 членов градсовета одобрили всего два проекта из восьми.
Анна Перебаскина
Гоу ту Альметьевск!