Десятки торговых павильонов, которые располагаются на трамвайных и автобусных остановках, оказались под угрозой сноса. Исполком на днях внес изменения в соответствующий документ, и в ближайшее время может начаться массовый демонтаж, как это было в 2019 году, когда с проспектов (преимущественно с Мира) пропало большое количество привычных ларьков. Власти мотивируют свое решение стремлением навести порядок и борьбой с нелегальной торговлей спиртным. «90-е прошли!» – неоднократно заявлял мэр. Такую позицию поддерживают и архитекторы, но взамен просят современные цивилизованные остановки. А бизнес тем временем перебирает документы, чтобы понять, обойдут ли их стороной хотелки чиновников.
«У НИХ ДОГОВОРЫ ИСТЕКЛИ. СЕЙЧАС ВЕДЕТСЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ЭТИМ ОСТАНОВКАМ, И БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ»
В городе сегодня 341 автобусная и трамвайная остановка. Торговля развернулась на 57 из них. Только на четырех объекты стоят в соответствии со схемой НТО и договорами на право размещения. Что касается 53 оставшихся, которых в схеме нет, – они были размещены ранее, на основании договоров аренды земельного участка, рассказала сегодня в ходе пресс-конференции начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Гузель Гилязова.
20 точек – капитальные (оформлено право собственности и долгосрочные договоры аренды земли), то есть их новый порядок не коснется. За исключением тех, что расположены на остановке «Райисполком», которую освобождают буквально по кусочкам. Поскольку под категорию НТО они не попали, метод «зачистки» здесь несколько отличается – сейчас по трем объектам ведутся переговоры, готовится постановление об изъятии и мене земельного участка.
– У них есть право собственности, поэтому исполнительный комитет для нужд города изымает землю и производит обмен, – пояснила Гилязова. – Этим занимается управление земельных и имущественных отношений.
Еще летом 2019-го стало известно, что власти собираются изъять землю на остановке «Райисполком» у владельца сети «Ак Батыр» Владимира Дряблова и ООО «Город+». Общая площадь участка на двух арендаторов составила 176 кв.м. В постановлении говорилось, что изъятие необходимо в целях строительства трамвайной ветки – исполком ссылался на документ 2015 года – об утверждении проекта планировки объектов ж/д транспорта (трамвайных путей). Сегодня, по информации Chelny-biz.ru окончательных договоренностей между оставшимися предпринимателями на «Райисполкоме» и чиновниками нет.
Еще на двух остановках два объекта имеют действующие долгосрочные договоры аренды земельного участка без права собственности. Остается 31. Объекты, расположенные здесь, не могут быть включены в схему размещения НТО.
– В соответствии с постановлением Кабинета министров, чтобы включить объект в схему, у предпринимателя должен быть действующий договор аренды земельного участка на 1 марта 2015 года, срок действия которого пока не истек. Но у них, к сожалению, договоры уже истекли, и на этих объектах имеются признаки капитальности. Поэтому сейчас совместно с районами, с правовым управлением ведется инвентаризация всех документов по этим остановкам, и в дальнейшем уже будет принято решение, – рассказала чиновница.
Проще говоря, сколько и какие именно торговые точки снесут – пока неизвестно.
Добавим, что в том году в целом на территории города было демонтировано 38 НТО, в большинстве силами самих предпринимателями. Сколько будет в этом – вопрос пока открытый.
– Никаких плановых цифр по демонтажу нет. Эта работа проводится районами, ведется ежедневный мониторинг. Если предприниматель стоит в нарушение схемы на муниципальной земле, это уже несанкционированная торговля. Тогда составляется протокол за нарушение правил благоустройства, затем предписание и начинается процедура демонтажа. Либо он сам сносит, либо, если он отказывается, то в принудительном порядке мы сами инициируем процедуру.
Chelny-biz.ru обошел ряд торговых точек на остановках. Как правило, это салоны сотовой связи, цветочные магазины и общепит (шаурма, бургеры). Одни пока не в курсе изменений, другие, будучи лишь арендаторами, ссылаются на владельцев объектов, третьи уверены в своих позициях.
– Мы здесь с 1999 года. Года три назад продлили аренду на 49 лет, – поделились с изданием в одном из цветочных. – Сначала давали на пять лет. Была попытка отказать нам в продлении аренды, но с документами у нас все в порядке.
Но стоит отметить, что и в этом случае гарантии сохранить место нет. Если земля понадобится городу, бизнесу придется переехать. Как отметила Гузель Гилязова в ходе пресс-конференции, в постановлении есть такой пункт, что если земля изымается для нужд муниципального образования (предположим, под дорогу, расширение тротуара, ремонтно-строительные работы), то предпринимателю будет предоставляться компенсационное место.
«ЭТО ТОЖЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС, ПРИЧЕМ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОБЛИКЕ ГОРОДА»
Как пояснили Chelny-biz.ru в правовом управлении, вносить изменения в положение об НТО пришлось в связи с необходимостью привести в соответствие федеральными и республиканскими правовыми актами. Кроме того, поступили предложениями от ГИБДД, местной Госалкогольинспекции и жителей города.
– В частности, запрет на установку НТО на остановочных павильонах установлен ввиду необходимости обеспечения безопасности граждан, ожидающих маршрутный автобус, и статистики по незаконной продаже алкогольной продукции, – конкретизировал Chelny-biz.ru начальник правового управления Ленар Ахметзянов. – Нововведением также стал запрет эксплуатации НТО без согласования приемочной комиссией. Данная комиссия будет выдавать акт, который будет подтверждать, что НТО размещен в соответствие с требованиями, указанными в договоре (площадь, специализация и др.), требованиями к внешнему виду. Новшества, ухудшающие положение, не коснутся тех НТО, которые были размещены до утвержденных изменений. Размещенные объекты до внесенных изменений в положение будут демонтированы владельцами только после истечения срока, предусмотренного договором. Также установлены другие случаи, когда запрещается устанавливать НТО: в охранных зонах инженерных сетей, на детских и спортивных площадках, на тротуарах, пешеходных дорожках и др. Здесь, я думаю, не нужно пояснять, в связи с чем были введены указанные изменения.
Основная часть НТО, добавил Ахметзянов, была разыграна в 2017 году, срок аренды истекает в 2022-м. До этого времени правила на них не распространяются.
Тем не менее, «первая ласточка» уже есть – на минувшей неделе начался демонтаж киоска на остановке «Театр кукол». Сегодня работы приостановлены, объект обнесли забором.
Зачистку остановок от киосков поддерживают и специалисты в области архитектуры. Как отмечает Ринат Сафиуллин, от них отказался весь мир.
– Нет такого, чтобы на остановках были ларьки. Все должно быть цивилизовано. Помните, на улицах стояли палатки – их все ликвидировали. В городе сейчас такие хорошие торговые центры! А даже если палатки остались, они современные. И на остановках ничего не должно быть, – считает архитектор. – Эти торговые точки появились в 2000-е, 15–20 лет назад. Тогда, может быть, это было оправдано, потому что надо было вылезать из ямы. Тогда и разрешали частникам ставить свои точки, чтобы они могли что-то себе заработать и поддержать своих работников. Сегодня они уже свое отработали, за это время собственники заработали деньги и несколько раз их уже прокрутили. Сейчас никто не должен быть в обиде. Это все правильно.
В то же время специалист не разделяет методы работы. Так, местами взамен снесенного павильона так и не появились современные. Где-то остались стоять части старых конструкций.
– Если власти взялись за эту работу, надо делать все основательно – снести и поставить хорошую остановку. Если администрация идет на такое упорядочивание, то и остановки должны быть современные. То, что ставят сегодня, – это не то. В этих делах надо подключать дизайнеров и архитекторов. У нас есть очень хорошие молодые специалисты. Поручите – они все сделают. Сама идея – привести в порядок – правильная, а методы нет. Ликвидацией сегодня занимаются те же люди, которые 15–20 лет назад принимали решение об установке этих ларьков. Это неправильно, надо привлекать специалистов. Это тоже градостроительный вопрос, причем очень важный. Речь идет об облике города. Гости приезжают, передвигаются на общественном транспорте, видят эти остановки, у людей складывается общее впечатление. Нужна определенная общая концепция, – отмечает Ринат Сафиуллин.
«ЕСТЬ НОРМАТИВЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ, ЧТО ТАКОЕ АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА, ЧТО НА НЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ И НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. ВРЕМЕНА 90-Х ПРОШЛИ»
Первыми жертвами «зачистки» остановок еще в 2018 году стали авторы нашумевшего письма «о кошмаривании бизнеса». Группа предпринимателей выступила против земельной политики городских властей и подала бизнес-омбудсмену Татарстана жалобу. Владельцы магазинов утверждали, что город начал выживать их с остановок. Спустя некоторое время служба омбудсмена отчитывалась, что конфликты решаются. Это сегодня подтвердил изданию и Ильнур Магалимов, один из соавторов того письма. Он также отметил, что бизнес так и не получил от властей внятного объяснения, чем не угодили их торговые точки на остановках.
– Если они аргументируют нарушением алкогольного законодательства, это никак не связано. У нас, например, не было алкоголя, мы таких арендаторов не запускали. Но даже те, у кого были контрольные закупки, были нарушения – это не имеет никакого отношения к собственности. Оформляется административное наказание, штраф и все. С чем это связано – для нас остается загадкой, – поделился с Chelny-biz.ru предприниматель. – Год назад мы собирались, обсуждали этот вопрос – что происходит, почему – но никакого ответа от исполкома мы не получили. Если основание – обеспечение безопасности пассажиров на остановках, с этим еще можно согласиться. Но власти упускают единственный момент. На федеральном уровне поставлен вопрос о необходимости поддержки малого бизнеса. Крупный бизнес, сами понимаете, может рассчитывать на государственную поддержку и получает ее, а до малого и микробизнеса она не доходит. Буквально вчера мы были в налоговой – сейчас пошла волна закрытий ИП, ООО. Статистика довольно высокая, оказывается. А у нас, получается, не только не поддерживают, но и усугубляют положение бизнеса. К чему это приведет? Если для обеспечения безопасности есть необходимость убрать торговые павильон с остановок, то ладно. Но получается, что бизнес полностью закрывается, предпринимателю в таком случае нужна какая-то альтернатива. Возможно, какие-то компенсационные земельные участки, есть нежилой фонд муниципалитета... Какая-то компенсация должна быть предоставлена, предпринимательская деятельность должна продолжаться. Бизнес строился 20 лет, и в одночасье его закрыть – это не совсем правильно, согласитесь.
Последняя тотальная «зачистка» от киосков на проспектах города была в Челнах в 2019 году. Буквально за полгода исполком тогда вынес постановления о демонтаже 22-х незаконных объектов. Большинство из них – на проспекте Мира, который тогда попал в программу капремонта. Исчезли цветочный магазин на «КамПИ» и киоск на остановке «7-й комплекс», точки на остановках «Школа», «Кафе Уют», «Парк Победы», «Ершова». Под снос попадал магазин на остановке «Автостанция» (со стороны поселка Сидоровка), магазин «У Татьяны» на «Военкомате» на улице Низаметдинова и на «Бумажников» в поселке ЗЯБ, на «Универсаме» в поселке ГЭС. Предприниматели пытались отстоять свои объекты, нанимали юристов, судились… В большинстве безрезультатно.
Так, со скандалом сносили заведение на «Универсаме» предпринимателя Рустема Идиятуллина. Бизнесмен назвал происходящее «беспределом».
– Я нахожусь в состоянии шока. Даже не знаю, что делать дальше. Обидно, что я узнал о сносе моего же здания только по счастливой случайности! Я очень сильно возмущен, потому что они должны были дождаться суда, а потом уже выносить решение, – комментировал он Chelny-biz.ru. – А не по беспределу брать, несмотря на наличие свидетельства собственности, аннулировать и пытаться снести. Здесь ведется бизнес, благодаря которому живут люди, их семьи и дети. Я знал о том, что сносят ларьки, но думал, что все в рамках правового поля. Мы же судимся, еще Верховный суд должен быть. Неожиданно вышло!
Бизнесмен и чиновники, кстати, еще разбирались, является ли объект стационарным. Судом было приглашено три экспертные организации, рассказал бизнесмен, третья назвала строение некапитальным.
Судебные тяжбы вел владелец магазина «Нур» на остановке «Школа», который неоднократно попадал в сводку с нелегальным алкоголем. Махир Салехов пытался отстоять свой магазин в судах, но в итоге сам же демонтировал. Объект работал с 2004 года.
– Мы дальше будем судиться за это место, решение еще на руки пока не получили. Первый суд проиграли, дальше планируем. Сейчас разберем, потом будем обратно собирать, – планировал Салехов.
Почему город так ревностно взялся за остановки – комментировал тогда мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев.
– Есть соответствующие нормативные документы, определяющие, что такое автобусная остановка, что на ней должно быть и не должно быть. Времена 90-х прошли, – комментировал тогда Chelny-biz.ru градоначальник. – Поэтому если есть правоустанавливающие документы на собственность, то, естественно, это право никто не оспаривает. Но на все эти ларьки, которые по ночам торгуют водкой и пивом несовершеннолетним, а также имеют безобразный вид – таких правоустанавливающих документов нет. Мы же смотрим именно на наличие документов. Их нет, сроки прошли – и это касается всех торговых объектов, которые находятся на остановках. Поэтому это происходит не только у нас. Это происходит в целом по стране – в Москве, в Казани. Да, понятно, кому-то это не нравится. Жить по законам нравится не всем. Ну что сделаешь? Законы для того и пишутся, чтобы их исполнять. Никакого двойного дна здесь нет, не надо искать черную кошку в темной комнате – ее точно там нет.
Анна Перебаскина
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, business-gazeta.ru
Евгений
лена
Сергей
Лене
Юлия
Бланк
Саша
Джозеф
Антиединорос
Дмитрий
Челнинец
Альберт
Житель