Трагедия, которая унесла жизнь завуча пролицея №78 Алены Мухаметовой после тяжелых родов, получила резонанс. Сhelny-biz.ru представит сразу два сценария произошедшего: по официальным документам и душераздирающему рассказу скорбящего супруга. Он остался с тремя детьми на руках, один из которых сейчас борется за жизнь в ДРКБ. То, что с трудом рассказал изданию мужчина, ошарашивает: ребенок начал задыхаться в утробе, врачи вывели его, но остановку сердца дала супруга. И пока медики его заводили, оно продолжало стимулировать внутреннее кровотечение, о существовании которого даже не подозревали. Его увидели только при УЗИ и операции. Но за 18 минут клинической смерти мозг девушки сильно пострадал, отказали органы. Такого исхода, как выяснилось, не ожидали сами врачи. А Алена Мухаметова умерла спустя неделю от очередного кровотечения в РКБ.
С должности по собственному желанию вчера уволился главврач КДМЦ Марат Насыбуллин. В городе его ценили как сильного руководителя и считают, что он решил покинуть медучреждение по этическим соображениям. Источники издания при этом предполагают, что поста может лишить и сам глава горздрава Александр Николаев. Родственники намерены привлечь к разбирательствам следственные органы. Подробнее – в материале.
ТРАГЕДИЯ
«ОНА ДЕРЖАЛАСЬ НЕДЕЛЮ ТОЛЬКО НА ДИАЛИЗЕ, ЛЕКАРСТВАХ И ИВЛ. ПОТОМ В КОНЦЕ ОТКРЫЛОСЬ КИШЕЧНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ, НО ВСЕ УЖЕ…ЭТО УЖЕ БЕЗ ШАНСОВ… ОНА УМЕРЛА»
Хронология событий, согласно эпикризу, выглядела следующим образом. Алена Мухаметова поступила в КДМЦ еще 28 февраля по направлению из женской консультации – на сохранение. Для нее это были третьи роды. Срок беременности на тот момент превышал 40 недель. Прогноз был на крупный плод около 4 кг. На тот момент женщина ни на что не жаловалась. Но 5 марта, уже в КДМЦ, врачи выявили признаки внутриутробной гипоксии плода. Составили план ведения родов, учитывая срок беременности и признаки гипоксии. Пациентку было решено перевести на «индуцированные роды путем амниотопии», говорится в документе. Говоря доступным языком, это искусственно вызванные роды с проколом плодного пузыря. Роженица согласилась на эту процедуру. Ее перевели в родильный зал ближе к полуночи 5 марта, сделали прокол. Через некоторое время пациентка начала жаловаться на нерегулярные периодические тянущие боли в животе. Сердце плода в этот момент ритмично стучало. Ближе к утру схватки стали чаще. Признаки гипоксии плода сохранялись. Плюс врачи диагностировали у роженицы анемию 1 стадии.
Уже к 8 утра 6 марта девушка стала жаловаться на болезненные схватки. Позже врачи подтвердили гипоксию плода, произвели «вакуум-экстракцию плода» (ребенка извлекли из родовых путей с помощью специального приспособления) за две потуги. Родился крупный мальчик весом чуть более 4 килограммов и ростом 56 сантиметров. Ребенка передали реаниматологу, перевели в реанимацию новорожденных.
У Алены Мухаметовой упало артериальное давление, вызвали анестезиолога. Произошла остановка сердца, ее заинтубировали. Проводили сердечно-легочную реанимацию. Через 18 минут врачам удалось запустить сердце. В известность тут же поставили санавиацию. После того, как сердце пациентки вновь забилось, провели УЗИ брюшной полости и нашли там жидкость, под вопрос поставили разрыв матки. В целях диагностики провели операцию. Обнаружили литр жидкой крови и повреждения матки. Орган удалили. Операция с участием сосудистых хирургов длилась шесть часов.
Затем Алену Мухаметову перевели в реанимацию, где проводили все необходимые действия. Она была в медикаментозной коме. «Состояние крайне тяжелое. Сознание медикаментозной седации», - отметили врачи в эпикризе. Пациентку санавиацией перевезли в РКБ. Там же 13 марта провели врачебный консилиум: протокол, который также есть в распоряжении редакции, содержит основные диагнозы и план лечения. Ей поставили, помимо прочего, поражение мозга с развитием отека, перелом ребер, желудочно-кишечное кровотечение и т.д. Мухаметова была в коме, состояние оценивалось как крайне тяжелое. Она скончалась в РКБ на следующий день, 14 марта. Ушла из жизни в возрасте 36 лет.
О том, что с Аленой Мухаметовой случилась беда, самым первым заявил ее брат Юрий Филипов. Тело женщины позавчера забрали из столицы. Похороны прошли вчера в Набережных Челнах. Сегодня изданию удалось поговорить с супругом Рафаэлем Мухаметовым. Мужчина находится в состоянии глубокой скорби, рассказ ему давался крайне тяжело. «Это была паника и ужас», – признается он, вспоминая происходящее во все эти дни.
На его руках сейчас осталось трое детей – двое дочек 12 и 8 лет, и маленький сын, которого назвали Ранелем. Имя, признался мужчина, выбирали вместе с супругой. Мальчик сейчас находится под аппаратами в реанимации ДРКБ. Согласно официальному заключению, у ребенка диагностировали отек головного мозга и кровоизлияние. Он четыре минуты провел без кислорода.
- Он второй день как дышит самостоятельно, - сообщил мужчина. - Пока врачи ничего конкретного не говорят, отмечают, что все индивидуально. Но он сильно пострадал. Ребенка можно видеть, я его трогал. Но на руки пока не возьмешь – к нему катетеры и трубки подсоединены, его не поднять. Когда забрать сможем – неизвестно. Он пока не может самостоятельно питаться. Сегодня врачи ДРКБ связывались с Москвой, консультировались, сделали корректировки в лечении.
Рафаэль Мухаметов поделился своим сценарием трагедии. Они воспитывали двоих дочек и решились на еще одного ребенка. Случился мальчик. Сама беременность протекала без проблем, супруга наблюдалась у врача в поликлинике и готовилась к родам. Оттуда дали направление в КДМЦ, потому что подошел срок. Алена Мухаметова поступила в медучреждение без осложнений и противопоказаний. На сохранении провела неделю, ее готовили к родам.
- На родах я сам не присутствовал. Был на работе. Жена не сказала. Наверное, хотела сделать сюрприз: родить и сказать. Мне потом врачи позвонили и сказали, что идет осложнение операции. Я был очень сильно шокирован. Места себе не находил. Вечером сказали, что операция закончена, она и ребенок живы, но оба на ИВЛ. С утра мы поехали туда, встретились с врачом, который оперировал. Он сказал, что операцию сделали хорошо. Но удалили матку, она потеряла очень много крови из-за внутреннего кровотечения. Его не сразу смогли определить, потому что все было внутри. В эпикризе, который мне дали, было указана потеря 1,400 мл крови, - делится мужчина. - Сказали, что перевозят в Казань на следующий день. Санавиацию сразу же заказали. На следующий день ребенка и жену увезли в Казань. Я поехал туда уже 8 марта. Увидел Алену. Она реагировала, глаза открывала. Но в дальнейшем мне сказали, что это могло быть на рефлексах. В следующий мой приезд она просто лежала, ни на что не реагировала. Я спрашивал у врачей, говорили, что мозговая активность на самом минимуме. Проводили тесты. Самый основной признак и рефлекс, который сохранялся – реакция на боль.
Ранее брат Мухаметовой в беседе с изданием отмечал, что если бы врачи приняли решение о кесаревом сечении, то все сложилось бы по-другому. Супруг девушки также отмечает, что она вела об этом разговоры с врачом, ведущим ее беременность.
- До этого она с врачом общалась, говорили, что крупный плод. Жена спрашивала: «Может, кесарево?». Но врач ответила: «Третьи роды, родишь сама», - говорит Рафаэль Мухаметов и вновь воспоминаниями возвращается в день родов. - Врачом на самих родах, как написано в документах, была Галина Мошенская. Во время родов ее подготавливали, в том числе шейку матки. Когда она была готова, сделали прокол, воды были чистые. По эпикризу уже через два часа началась гипоксия плода. Они ребенка вытащили присоской. Потом ей стало плохо. Ее откачивали 18 минут, потом операция, Казань, в итоге… Мозг очень сильно пострадал из-за этих долгих 18 минут. Там глубокое поражение мозга, все органы отказали - почки, печень не работали…Потеря крови, органы все отказали… Она держалась неделю только на диализе, лекарствах и ИВЛ. Потом в конце уже у нее открылось кишечное кровотечение, но все уже… Это уже без шансов… Она умерла. Мне позвонили, сказали, ее состояние резко ухудшилось. Пока мы до Казани доехали, ее уже не стало…
Врачи КДМЦ, в том числе руководство медучреждения, общались с мужчиной после родов, но еще до смерти Алены Мухаметовой.
- Объясняли, как прошли роды. Беседовал с главврачом, пока Алена была жива, - говорит Рафаэль Мухаметов и отмечает, что у него есть запись разговора. - В общих чертах рассказали. Ссылались, что много рожениц, большая загруженность. Говорили, что это самые обычные роды, а они такого вообще не ожидали. Сказали, что все наблюдается под камерами. Но запись не ведется, а просто мониторится. Но я позже выяснял и узнал, что запись все-таки ведется…
Мужчина поделился, на каком этапе, по его мнению, могла произойти ошибка.
- С определением диагноза после родов. Сыграло роль то, что вовремя не обнаружили кровотечение. В эпикризе написано – остановка сердца. Потом они ее долго откачивали – 18 минут. Все это время у нее было открытое кровотечение. Потом, когда сердце запустили, сделали УЗИ, увидели, что у нее там кровь внутри. И потом сразу на операцию, - говорит мужчина. – То есть начали откачивать и тем самым сердце как насос качало кровь, усугубляя внутреннее кровотечение, которое они не купировали. Они только хуже ей сделали, получается. А когда уже обнаружили, она потеряла почти 1,5 литра крови. У нее был отказ всех органов.
Родные сейчас намерены привлечь правоохранительные органы и подать заявление в Следком. По Алене Мухаметовой сейчас скорбят не только родные, но друзья и коллеги. О ней тепло отзываются: была хорошим, творческим, добрым и активным педагогом, делала поделки из натуральной кожи, пела, занималась спортом, а дети ее очень любили. Выстраивала карьеру самостоятельно, постоянно училась и доросла до завуча пролицея №78. Но жизнь неожиданно оборвалась.
ПОСЛЕДСТВИЯ
«ОДНО НЕВЕРНО ПРИНЯТОЕ ЕДИНОЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ РОКОВЫМ. В ОСОБЕННОСТИ, УЧИТЫВАЯ, ЧТО МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ЛЕЧЕНИЕМ МАЛЕНЬКИХ ПАЦИЕНТОВ»
После смерти роженицы должность главврача КДМЦ покинул Марат Насыбуллин. Об этом еще вчера Chelny-biz.ru сообщили сразу несколько источников. Как стало известно, руководитель принял такое решение сам, написал заявление по собственному желанию. При этом источники издания отзываются о Насыбуллине как о сильном и разумном руководителе, и предполагают, что такое решение он мог принять по личным этическим причинам.
Сам Марат Насыбуллин, кстати, действительно считается одним из лучших управленцев в системе здравоохранения города. За его плечами впечатляющий карьерный рост: детский хирург высшей квалификационной категории, учился у светил татарстанской медицины, в 24 года стал ведущим хирургом, поднимал детскую хирургию в Альметьевске, работал в престижной клинике в Москве, разработал собственную методику операций и т.д. Придя в КДМЦ, стал главным внештатным детским хирургом города. Огромное медучреждение досталось ему в управление в самый разгар пандемии коронавируса. При этом Насыбуллин участвовал в написании научных статей вместе со специалистами КДМЦ и нередко вставал за хирургический стол. Он сам вышел с такой просьбой на бывшего главу Минздрава Марата Садыкова и получил разрешение.
Его трудовые отношения с КДМЦ начались в январе 2019 года, когда он перевелся сюда на работу хирургом. Спустя год получил пост заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, а после ухода предыдущего руководителя Тимура Мубаракшина стал сначала и.о. главного врача, а затем официально вступил в должность. В КДМЦ его, кстати, позвал сам Мубаракшин. Насыбуллин тогда находился на учебе в Казани, как раз заканчивал цикл подготовки по организации здравоохранения.
В интервью с Chelny-biz.ru он, вспоминая об общении с Тимуром Мубаракшиным и его наставлениях о трудностях, которые могут поджидать главврача, отвечал философски.
- Трудности были, есть и будут. Они и сейчас имеют место быть. Другой вопрос - как ты к ним относишься. Я очень благодарен своим опытным товарищам - руководителям ключевых учреждений в Казани: РКБ, ДРКБ. Я обращаюсь за советом, когда мне важно услышать их мнение. Мне еще, слава Всевышнему, никогда не отказывали и не ссылались на занятость. Я считаю, что этого стесняться не нужно, обратиться с просьбой о помощи к более опытному коллеге - не зазорно. Но иногда мнение практикующего врача, например, может быть решающим. Поэтому любую проблему мы решаем в КДМЦ коллегиально, на то мы и команда. Я являюсь ключевым звеном в принятии решения, но для мнение моих коллег, заместителей авторитетно. К тому же, одно неверно принятое единоличное решение может быть роковым. В особенности, учитывая, что мы занимаемся лечением маленьких пациентов.
Сегодня изданию стало известно, что на должность главврача уже назначили выходца из казанской РКБ - Альберта Хаертдинова, который ранее работал в столичном учреждении акушером-гинекологом перинатального центра. По информации Сhelny-biz.ru, его уже представили коллективу.
Прецеденты с КДМЦ, при которых летели руководительские «шапки», ранее уже были. В 2013 году работы лишился глава горздрава Ильнур Шарафутдинов – после громкого скандала с подменой детей в роддоме города. По этой же причине с должности были освобождены и главный врач перинатального центра Набережных Челнов Равиль Бакиров, его заместитель и акушерка.
Тогда две челнинки - Людмила Трофимова и Людмила Дубаева - родили девочек. Ребенок Трофимовой весил 2 кг 800 граммов, Дубаевой – 3600. Но уже утром одной из женщин принесли ребенка с большим весом, а другой – с весом почти на кило меньше, чем объявляли на УЗИ и сразу после родов. Сомнения у обеих мам вызвало и то, что дети были не похожи на них внешне. Однако сотрудники перинатального центра убедили родительниц, что никакой подмены произойти не могло. Позже, чтобы разобраться в ситуации и развеять сомнения, родители девочек сделали анализ ДНК, который подтвердил их опасения. Следственный отдел не нашел состава преступления в действиях медицинских работников, причастных к подмене младенцев, но этот случай инициировал масштабную проверку во всех родильных домах Татарстана.
Последуют ли вслед за увольнением опытного врача и перспективного управленца кадровые санкции на сам горздрав - пока неизвестно. Но ряд источников издания сообщает, что под угрозой может оказаться начальник городского здравоохранения Александр Николаев. Причем кресло его шатается уже давно, а трагический случай – лишь один из поводов. Вопросы к Николаеву уже возникли у главы Татарстана Рустама Минниханова и нового министра здравоохранения Марселя Миннуллина.
Chelny-biz.ru
Раиса
Альфия
Алена
Эля
Ксения
Ксения
Другой
L.
Алия
Альфия
Альфия
Ононим
Ононим
Жанна
Наталья
Наталья
Алия
Михаил
Михаил
Мурат
Мурат
Незнакомая
Незнакомая
Эля
Анонимно
Анонимно
L.
Лена
Лена
Елена
Сама
Гузель
Елена
лара
Татьяна
Татьяна