На примере главной площади Набережных Челнов – Азатлык – в Татарстане изучат, какой эффект оказывает на жителей программа развития общественных пространств. Масштабное постпроектное исследование запускает Институт развития городов Татарстана. Для детального анализа выбрали 11 объектов, одним из которых как раз и является площадь Азатлык.
– Безусловно, для нас главное – замечают ли люди произошедшие изменения, как они их оценивают, отмечают ли появление у себя новых привычек вроде «дойти до работы пешком через новый парк», «проводить выходные с семьей на новой набережной». Именно обратная связь от жителей и их новые запросы представляют для нас особенную ценность, ведь именно население республики и есть главный заказчик положительных изменений в Татарстане, – отмечает Наиля Зиннатуллина, директор фонда «Институт развития городов РТ».
Сообщается, что будут использоваться разные методы. В городах и районах Татарстана уже стартовали опросы экспертов – специалистов, которые участвовали в проектировании, строительстве и эксплуатации общественных пространств. Параллельно идет кабинетное исследование: оно включает работу с базами данных (например, большие данные крупных партнеров исследования – операторов мобильной связи, геолокационных систем и сервисов). Команда постпроектного исследования проведет также фокус-группы и масштабный опрос жителей и гостей Татарстана.
В 2025 году программе развития общественных пространств, поддержанной Рустамом Миннихановым, исполнится 10 лет. За это время в Татарстане было построено или отремонтировано 422 объекта: парки, набережные, пляжи, площади, улицы – и в больших городах, и в малых поселениях.
Площадь Азатлык в Челнах, на реконструкцию которой было потрачено 370 млн рублей, вошла в топ-50 работ участников лучших проектов среди 14 стран мира. Реконструкцию курировала компания «КМТ Проектный отдел».
Баширов