На главном сборочном конвейере автогиганта в Набережных Челнах 16 февраля 1976 года был собран первый автомобиль КАМАЗ. С номерами на этом автомобиле произошли сразу две любопытные истории: сначала у грузовика сменили автомобильный номер, а затем – крупно написанный на кабине номер 0000001. Почему это произошло, рассказал в своем блоге директор музея «КАМАЗа» Александр Чухонцев.
«Первые фотографии были сделаны накануне 16 февраля 1976 года. Камазовцы, которые готовили грузовик к торжественному мероприятию, по своей инициативе изготовили и навесили на автомобиль номер «00-01 КАМ». При этом присутствовали журналисты и фотокорреспонденты различных изданий, которые запечатлели момент и заблаговременно отправили снимки в СМИ. Однако, когда готовность главного сборочного конвейера пришло проверять высокое начальство, кто-то из высокопоставленных гостей обратил внимание, что номера не те:
«Почему это у нас на машине непонятный какой-то номер? - строго спросил высокий гость, - руководство Социалистической Татарии много сделало для того, чтобы комплекс заводов появился именно в Набережных Челнах, в Татарии… Номера должны быть с буквами ТАТ».
Робкие попытки работников объяснить, что КАМ – это «КАМАЗ» были пресечены. И вот в официальный день запуска главного конвейера КАМАЗ-5320 предстал с номером «00-01 ТАТ».
Когда шла подготовка к торжественному митингу, посвященному выпуску, на кабине была сделана надпись «КАМАЗ № 000001 XXV съезду КПСС». Однако, как и в случае с номерами, внесли поправку. Руководство посчитало, что выпуск 100 000 автомобиля КАМАЗ – это легкодостижимый рубеж для автогиганта, по проекту рассчитанного на выпуск 150 000 автомобилей в год. И приказало добавить еще один нолик.
Рядом с кабиной на снимке внизу Валерий Перетолчин (1944-2024) – водитель первого автомобиля КАМАЗ.
Фото: музей «КАМАЗа»