Фермерское хозяйство Равиля Миннехузина в Бакчасарае оказалось под угрозой закрытия из-за опасной близости к аэропорту. Предприниматель с каждым годом инвестирует в проект все больше и больше, однако с расширением увеличиваются и риски для Бегишево. Аэропорт ежегодно фиксирует столкновения птиц с самолетами, и с каждым разом таких ЧП становится больше. Тем временем вопросы возникли и к газопроводу, который тянут к масштабному проекту «Этилен 600». Оба объекта находятся по курсу взлета-посадки воздушных судов. Но и это еще не все. Вблизи аэродрома, тоже на линии посадки, хотят построить элеватор. Из соображений безопасности перевозчики могут отказаться от полетов в Бегишево, да и ремонтировать самолеты сейчас слишком дорого, чтобы так рисковать.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
«МНОГОКРАТНО УВЕЛИЧИВАЮТСЯ РИСКИ СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЕТОВ С ПТИЦАМИ»
Ространснадзор выдал предписание исполкому Тукаевского района об устранении нарушений на приаэродромной территории Бегишево. Вопросы контролирующего органа возникли по двум объектам (хотя, как отмечают в Бегишево, в реальности их больше), которые расположены в непосредственной близости к воздушной гавани. Это может стать причиной негативных сценариев, в том числе с человеческими жертвами, говорится в документе.
Во-первых, риски несет газопровод компании «Газпром Трансгаз Казань», его планируют протянуть к площадке «Этилен 600». Предполагается, что трасса пройдет от газораспределительной станции, которая находится справа от въезда на территорию аэропорта, обогнет СНТ «Дубрава» и дойдет до индустриального парка. Загвоздка в том, что трубу планируют проложить поперек курса взлета-посадки самолетов.
В адрес заказчика и проектировщика газопровода, компании «Геотехпроект», Бегишево в этом году четырежды направил письма с разъяснением порядка и правил застройки в приаэродромной территории. Однако все они якобы были проигнорированы, и сейчас уже ведутся строительно-монтажные работы. Расстояние между взлетной полосой и газопроводом составляет всего лишь 1,2 км.
«<…> учитывая характер объекта, высоту полета ВС над объектом, многократно увеличиваются риски при заходе на посадку и взлете в случае аварии на объекте, что может привести к авиационным происшествиям и инцидентам, авариям и катастрофам с человеческими жертвами», – значится в предписании Ространснадзора.
Во-вторых, серьезные риски для аэропорта несет хозяйство Марины Миннехузиной в районе села Бахчасарай. Фактически заведует бизнесом ее супруг - известный в районе и Татарстане фермер Равиль Миннехузин. Судя по документу, КФХ расположено в 1,3 км от контрольной точки аэродрома. Опасность в данном случае возникает из-за птиц, которых привлекает ферма. Вопросы возникают и к пашням фермера, расположенным вокруг аэропорта. Территорию воздушной гавани и фермерского хозяйства разделяет лишь проселочная дорога.
Ространснадзор подчеркивает, что в шестой подзоне приаэродромной территории (в радиусе 15 километров) запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, а также в пятой подзоне (в 2 км) – опасные производственные объекты, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов. Администрации тукаевского исполкома предписали в течение месяца рассмотреть обращение и принять меры.
КАК РЕАГИРУЕТ МИННЕХУЗИН
«МЫ ВСЕ СОБЛЮДАЕМ. У НАС С ЭТИМ ВСЕ НОРМАЛЬНО»
Chelny-biz.ru, изучив документ, на дня выехал на место. Аэропорт и Бакчасарай отделяют всего 1,5 км. Фермерское хозяйство Миннехузина расположилось прямо у въезда в деревню и действительно подошло вплотную к Бегишево. Высокое ограждение с колючей проволокой, огораживающее аэродром, от фермы местами отделяет лишь грунтовая дорога. Совсем близко возвышается новая постройка – элеватор, где кипит работа. На заборе надпись: «Частная территория. Охраняется сторожевыми собаками». За ним – поголовье скота.
В беседе с журналистом Равиль Миннехузин отметил, что его КФХ ведет орнитологические паспорта, и вообще вся эта работа у него на самом высоком уровне.
– Мы все соблюдаем. У нас с этим все нормально, – рассказал Миннехузин. – Они [контролирующие органы] каждые три месяца пишут. Такая практика сложилась в аэропортах Шереметьево, в Казани. Они пишут, чтобы обезопасить себя.
Заступились за Миннехузина и в исполкоме Тукаевского района: фермер всегда отчитывается по орнитологической обстановке, корма хранит в герметичных тарах и помещениях, территория тщательно убирается, россыпь зернопродуктов не допускается, а отходы вовремя утилизирует. Чиновники также пояснили: у фермера есть акт экспертизы по оценке орнитологической обстановки. Этот документ вошел в пакет, который заявляется, когда необходимо получить разрешение на строительство подобных объектов около аэродромов.
Вот что говорится в ответе Тукаевского исполкома:
«Для получения разрешения на строительство объекта помимо основного пакета документов, предусмотренных Градостроительным кодексом, заявитель предоставляет акт экспертизы по оценке орнитологической обстановки на территории КФХ Миннехузиной М.Н. По результатам данной экспертизы установлено, что обследуемая территория малопривлекательна для птиц и имеет относительно низкий уровень индекса орнитологической привлекательности, так благодаря компактному и герметичному хранению кормов и отходов на обследуемой территории отсутствует доступная и обильная кормовая база для птиц. Территория непривлекательна для мигрирующих видов птиц. Проводятся биотехнические мероприятия, направленные на снижение количества птиц, обитающих на данной территории».
На объекте работает пропановая гром-пушка для отпугивания птиц с радиусом действия до 2 км. А численность синантропных (городских) видов птиц регулируется с применением пневматического оружия и специальной ловушки, говорится в ответе.
ЧТО ГОВОРЯТ В БЕГИШЕВО
«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ, ЧТОБЫ ЭТА АКТИВНОСТЬ ВЛИЯЛА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ»
Куда серьезнее видится ситуация со стороны Бегишево – на кону вопрос дальнейшего функционирования аэропорта. По данным издания, некоторые авиакомпании уже выразили свои опасения.
– На приаэродромной территории, в том числе и в непосредственной близости к аэропорту, размещено несколько сельскохозяйственных объектов, – рассказал Chelny-biz.ru директор аэропорта Андрей Парфененко. – Они неизбежно привлекают птиц и мелких грызунов. А те, в свою очередь, способствуют привлечению крупных хищных птиц. Конечно же, такое близкое соседство кратно увеличивает риски столкновения - при заходе на посадку, взлете и маневрировании в районе аэродрома. Соответственно, это может привести к ЧП - авариям и катастрофам с человеческими жертвами.
Парфененко отмечает, что в конечном счете вся эта ситуация может сложиться не в пользу Бегишево. Его попросту могут закрыть. Таким образом, без транспортной доступности может остаться все Закамье – промышленный центр Татарстана.
- Наличие объектов на приаэродромной территории может привести в том числе и к полному прекращению полетов.
По словам директора Бегишево, опасения вызывают именно крупные птицы, которые кружат стаями, выслеживая мелкую добычу. Только в 2024 году в районе аэропорта произошло три случая столкновения самолетов с пернатыми. За 2022-2023 годы таких инцидентов было пять, в том числе с повреждением воздушных судов. Близлежащие фермы периодически нарушают правила хранения кормов и обработки земель.
В Бегишево также сетуют на муниципальные власти. Именно чиновники утверждают планирование территорий и выдают разрешение на строительство. Но они не всегда учитывают ограничения, говорят в аэропорту. Вина, безусловно, не только в них: недостаточное знание законодательства наблюдается и со стороны застройщиков и проектировщиков. Так, например, сейчас идут переговоры по проекту строительства элеватора закрытого типа вдоль железной дороги, которая ведет к логистическому терминалу им. Дэн Сяопина. Проект курирует ОЭЗ «Алабуга». Парфененко показал варианты возможного размещения объекта, которые предлагает ОЭЗ.
– Они двигают объект на 500 метров туда-сюда, но это все равно в двух километрах отсюда, – говорит директор аэропорта. – Они, по сути, должны вынести проект с территории шестой подзоны. Но этого не могут сделать, потому что привязаны к железной дороге. Вот так ситуация сложилась. Мы не против промышленной активности, но мы не можем позволить, чтобы эта активность влияла на безопасность полетов. Так как это очень большой объект с большим количеством предполагаемой перевалки и хранения зерна, то он тоже будет привлекать птиц. Статистика аэропорта показывает: когда самолет летит на посадку со стороны Набережных Челнов, у нас ни одного столкновения нет. Все столкновения со стороны фермы. Вроде бы они там газовые пушки ставят и стреляют... Но тем не менее, статистика, как говорится, вещь упрямая.
По данным Chelny-biz.ru, ОЭЗ «Алабуга» определит местоположение элеватора после проведения орнитологического исследования местности. Администрация аэропорта уже проинформировала проектировщиков о ситуации и о том, какие должны быть меры орнитологической безопасности полетов.
В ОЭЗ «Алабуга» прислали изданию на этот счет свое пояснение.
«Современный элеватор закрытого типа будет способствовать реализации ежегодного профицита зерна в республике и создаст условия для увеличения объемов производства сельскохозяйственных культур, что повлечет за собой увеличение рабочих мест в агропромышленном комплексе Республики Татарстан, и увеличения налоговых отчислений в бюджетную систему республики и Российской Федерации», – говорится в ответе.
Что касается газопровода к индустриальному парку, в Бегишево подчеркивают: компанию «Газпром Трансгаз Казань» и проектную организацию неоднократно информировали – необходимо соблюдать ограничения. И рекомендовали найти альтернативные варианты строительства.
КАК БЫЛО С ФАРДИЕВЫМ
«ХОЗЯЙСТВО МИННЕХУЗИНОЙ ТОЖЕ БЫЛО В ТОМ ПЕРЕЧНЕ. НО ФЕРМА БЫЛА НЕ В ТАКИХ МАСШТАБАХ, КАК СЕЙЧАС»
Руководство Бегишево еще несколько лет назад предоставило в транспортную прокуратуру перечень объектов, которые находятся в шестой подзоне, куда вошли порядка 30 сельскохозяйственных объектов. В 2016 году подобный сценарий развивался вокруг агрофирмы «Зай» Ильшата Фаридева в Заинском районе. Дело дошло до суда, который компания проиграла. Объект, находящийся в 12 километрах от Бегишево, закрыли.
– Хозяйство Миннехузиной тоже был в том перечне. Это все-таки самый ближайший к аэропорту объект. Но ферма была не в таких масштабах, как сейчас, – рассказал Парфененко. – Мы понимаем, что он делает огромное дело для района и в целом для республики, у него там самое крупное поголовье баранов и коров… Конкретно против него претензий нет у нас, но сама его деятельность - она провоцирует осложнение орнитологической обстановки.
В радиусе 15 км от аэропорта сейчас функционирует около 15 фермерских хозяйств в деревнях Тукаевского и Заинского районов. Самое ближнее и несущее риски - Равиля Миннехузина.
Лилия Хамитова
Вася
:(
Вася
:(
ПЬЕР ДУНН
Рома
:)
Андрей
Андрей
Андрею
ПЬЕР ДУНН
ПЬЕР ДУНН