Точку в банкротстве старейшего завода в Набережных Челнах на днях поставил Арбитражный суд РТ. Спустя практически три года процедуру завершили с долгом в 630 миллионов рублей. Все имущество распродано – остатки былой роскоши увезли в Ивановскую и Ростовскую области, а также в Нижний Новгород, а «субсидиарка» нашла своего «ответственного». Ее возложили на плечи бывшего директора Фарита Дирдизова – именно в годы его «правления» завод рискнул пойти на самобанкротство. Как тогда объяснял уже бывший директор, это была попытка реанимировать огромное предприятие, возведенное в 1962-м году и погрязшее в долгах спустя полвека.
О том, как в центре города и на глазах у всех рушился огромный завод, кто и за сколько «забрал» имущество и что ждет территорию в 20 гектаров в ближайшем будущем – в материале Сhelny-biz.ru.
ФИНАЛ БАНКРОТСТВА ЛЕГЕНДАРНОГО ЗАВОДА
Арбитражный суд РТ поставил точку в деле о банкротстве старейшего завода в Набережных Челнах – ООО «КамгэсЗЯБ». Финальный отчет конкурсный управляющий Роман Волохов «защитил» буквально на днях. Так, судя по документам, в реестр вошли требования восьми кредиторов. Вторая очередь включила в себя долг на общую сумму 60,9 миллионов рублей, из них удалось погасить 51,5 миллион. Третья очередь – 980 миллионов. Из них 815 – обеспеченное залогом имущество должника, которое позднее реализовали, тем самым частично покрыв долг в размере 276 миллионов перед «ФК Открытие» (правопреемник – АО «ХК АК Барс»).
Субсидиарной ответственностью почти на 100 миллионов рублей в конечном итоге «наградили» бывшего директора предприятия Фарита Дирдизова. Правда, не с первой попытки. Изначально еще двух топ-менеджеров, которые в разное время руководили предприятием (Фасиля Сафиуллина и Владимира Петрова), призывали выплатить «субсидиарку» в 352 миллиона. Но топ-менеджерам тогда удалось обжаловать то решение суда. Тогда конкурсный управляющий попытался возложить долги предприятия только на Дирдизова. И успешно. К слову, до этого были выявлены признаки преднамеренного банкротства. После того, как Одиннадцатый апелляционный суд РТ оставил без изменений решение нижестоящей инстанции, дальнейшее проведение процедуры конкурсного производства посчитали нецелесообразным.
Так, вознаграждение арбитражного управляющего за весь период, который длилась процедура банкротства, составило 1,1 миллион. 8,2 миллиона ушли на оплату услуг сторонних лиц. Прочие расходы (почтовые, публикации в ЕФРСБ и СМИ, госпошлина, услуги по оценке, комиссия банков и так далее) – почти два миллиона рублей.
ЧТО И КОМУ ПРОДАЛИ
«Распродажа» имущества завода началась осенью 2021-го. Всего было объявлено восемь торгов (по крайней мере, в официальных документах указано именно такое количество), часть из них была признана несостоятельными из-за единственного участника. Эта участь ждала и имущественный комплекс ООО «КамгэсЗЯБ», который состоял из 207 объектов, обремененных залогом в пользу ПАО Банк ФК Открытие, и 1420 единиц имущества, не обремененного залогом. Его хотели продать одним лотом.
Позднее выставили на торги автопарк: Volkswagen Tiguan (ушел за 1,5 миллиона некому Роману Щепкину), Hyundai Elantra и гусеничный бульдозер (технику забрал ООО «СтройСнабРегион» почти за три миллиона), Volkswagen Touareg (купил некий Сергей Блинов). 20 единиц техники («Газели», «каблуки», КАМАЗ, полуприцеп, подметально-уборочная машина) уехали в Ростовскую область за 3,5 миллионов. Товарно-материальные ценности на 4,3 миллиона – офисная техника, хозяйственные принадлежности, мебель, спецодежда – продали Ильдару Иксанову из Челнов. Готовую продукцию, сырье, материалы, станки, оборудование за 32 миллиона выкупил Игорь Базанов из Нижнего Новгорода. Всего с продажи имущества удалось выручить 54 миллиона рублей.
Больше, согласно отчету, имущества у завода не осталось. Зато остался непокрытым долг почти в 630 миллионов.
НАЧАЛО БАНКРОТСТВА И УГОЛОВКА НА ДИРЕКТОРОВ
В 2019-м году ООО «КамгэсЗЯБ» инициировал дело о собственном банкротстве – в иске значилась сумма в миллиард рублей. Тогда еще директор предприятия Фарит Дирдизов, которого вскоре сменят на очередного, верил, что это – шанс «финансово оздоровить» завод. К тому же, компания сильно надеялась на руку помощи «Ак Барс Холдинга» и «Камгэсэнергостроя», чьим дочерним предприятием являлось. Да и распродажа имущества, а точнее вырученных с нее средств, могла бы перекрыть накопившиеся долги.
Однако у руководства «Ак Барс Холдинга» было полярное мнение – якобы предприятие попросту устарело, плюс ко всему дорогая логистика и устаревшие технологии сыграли свое дело. В числе других причин автобанкротства холдинг называл долги перед ФНС (более 160 млн рублей) и остаток долга предприятия по кредиту в банке «Открытие» – его завод брал на выкуп производственной площадки (в 237 млн рублей).
Шло время, задолженность росла. Тогда коллектив предприятия вышел на руководство республики с просьбой назначить им толкового руководителя и сохранить завод. К тому времени только за последние два года сменилось пять «рулевых». Из-за долгов предприятие в последние свои дни буквально выживало – работало без газа, тепла, воды, канализации и электричества. Началось сокращение людей.
В 2021-м компанию признали банкротом. Завод навсегда прекратил производство продукции. Как говорил тогда уже уволенный директор Дирдизов в интервью Сhelny-biz.ru, этого можно было избежать.
– Вы знаете, что у холдинга «Ак Барс» много земель в Замелекесье, отведенных для строительства домов? Мы просили: дайте нам несколько участков, мы сами будем строить. Но нам не дали, потому что дома там строит казанское ООО «Замелекесье» (учредитель – ООО «Камгэс Девелопмент»), которое также принадлежит холдингу. Сколько там крику и визгу было, когда я заговорил о самостоятельном строительстве домов! Отсюда мой конфликт с директором департамента экономической и собственной безопасности ХК «Ак Барс» Алексеем Трифоновым. Самый удивительный момент – «Замелекесье» строило дома из ЗЯБовского материала, но ничего не платило. Материал получали бесплатно, загоняли дальше завод в долги. Потому что еще до меня был оформлен какой-то фантастический взаимозачет. Я долго разбирался в этой схеме: как завод почему-то за кого-то стал должником «Замелекесья». Я в первый же день после назначения остановил эту отгрузку. Хоть какие-то деньги у предприятия появились. Но пошел конфликт с Трифоновым. Если бы нам дали землю под строительство домов, мы бы за год закрыли долги перед налоговой. Тем более,у нас на складе был почти готовый домокомплект, – говорил тогда уже экс-директор Дирдизов в интервью Сhelny-biz.ru.
Параллельно с банкротным делом развивалось и уголовное – в отношении того же Фарита Дирдизова. Его признали виновным в умышленном сокрытии почти 60 миллионов, которые должны были пойти на взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. Вместо этого обвиняемый осуществил расчеты с контрагентами через четыре организации, перечислив им около 125,9 миллионов. По аналогичной статье ранее был осужден еще один директор предприятия – Рамиль Нурутдинов. Как тогда посчитало следствие, гендиректор, зная о налоговых долгах компании на сумму свыше 18 миллионов рублей, скрыл более 20 миллионов активов организации, за счет которых должна была быть взыскана недоимка. Для обхода налоговых санкций было создано ООО «Инвестиционный торговый дом ЗЯБ», через которое проходили платежи контрагентов и шла торговля. Нурутдинов вину не признавал и заявлял, что лишь спасал компанию. В итоге оба экс-директора отделались штрафом в 300 тысяч рублей.
ЧТО С ЗАВОДОМ СЕЙЧАС И ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ
В годы простоя огромную территорию завода хотели приспособить во благо людей: несколько экскурсий по территории провела группировка «Вне комплекса». Активисты искали варианты того, какой объект можно создать в границах предстоящей застройки – обсуждалось, что одно здание оставят нетронутым и приспособят его под нынешние реалии. На территории бывшего завода несколько раз проводили и сейшены – музыкальные тематические вечеринки. Но бурный интерес молодежи города, по сути, к заброшке, не смог остановить демонтаж: часть конструкций уже сравняли с землей.
В планах города, буквально на обломках некогда успешного завода, построить новый ЖК и ряд социальных объектов. Об этом на сессии горсовета заявил мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев.
– Буквально две недели назад мы с инвесторами, которые являются и будут застройщиками территорий бывшего завода «КамгэсЗЯБ», обсуждали, как они бы видели эту территорию. В 2024-м году начнутся проектные работы по освоению территории. В 2025-м – на территории «КамгэсЗЯБ» начнется комплексная застройка. Там и школа, и детсад, и общественный центр, – сказал Магдеев.
Привести в порядок территорию в 20 гектаров взялся СЗ «Каен». Строительство курирует Ильдар Ахметгареев – бывший чиновник и выходец компании «Домкор».
Анастасия Клевцова
Андрей
Раушания
Гуля
Камиль.М.
Раушания
Раушания