20:19, 21 Декабря
Новости
Подробно

«Если аэропорт «загнется», то будет плохо всем – и «КАМАЗу», и жителям Набережных Челнов»

05.07.2014, 19:03

Перед «КАМАЗом» выстраивается огромная очередь из желающих приобрести аэропорт «Бегишево». Как сообщил сегодня на «деловом обеде» директор департамента по связям с общественностью «КАМАЗа» Олег Афанасьев, автогигант как собственник аэровокзала не спешит совершать сделку. По его словам, постепенно завод должен передать все непрофильные активы сторонним организациям, однако это должны быть компании, способные их развивать. Портал Предпринимателей приводит рассуждения руководителя пресс-службы «КАМАЗа» о том, будет ли предприятие продавать аэропорт и ЗАО «Челныводоканал», как работается в условиях финансового кризиса, что нужно сделать для популяризации команды «КАМАЗ-Мастер» и как будет построена работа на «военном заводе», который «КАМАЗ» планирует запустить в Челнах в ближайшие годы.

«В УКРАИНЕ МЫ НЕ ПРОДАДИМ ТОГО КОЛИЧЕСТВА ТЕХНИКИ, КОТОРОЕ ПЛАНИРОВАЛИ»

- Сегодня в экономике России происходят сложные процессы: снижается спрос, и «КАМАЗ», как производитель тяжелых грузовиков, чувствует это. Тяжелая автомобильная техника является инвестиционным продуктом, который покупают только тогда, когда у людей есть уверенность в завтрашнем дне. И все негативные явления в мировой экономике всегда в первую очередь отражаются на нашем рынке тяжелых грузовиков. Надо сказать, что начало года выдалось для нас неудачным. Рынок производства грузового транспорта обвалился более чем на 20%. В этих условиях «КАМАЗ» смог удержать объемы продаж на приемлемом уровне: по итогам 5 месяцев они снизились всего на 8%. Для сравнения, у «МАЗа» этот же показатель снизился на 50%, у иностранных производителей – на 25-30%. То, что «КАМАЗ» не сильно пострадал, говорит о том, что мы правильно ведем себя на рынке. Сейчас мы уверенно занимаем на нем более 40%.

«КАМАЗ» активно осваивает новые рынки сбыта, в том числе и в новых российских регионах. Две недели назад мы открыли в Крыму, под Симферополем, наш дилерский центр, в настоящий момент он один из самых современных на полуострове. Я был на открытии и могу честно сказать, что был удручен состоянием инфраструктуры Крыма. Мы считаем, у «КАМАЗа» здесь очень хорошая перспектива. Находясь там, мы подписали контракт с мэрией города Бахчисарая о поставке первых автомобилей.

Отмечу, что в начале года мы заметно отставали от плана, сейчас мы работаем в соответствии с ним. С 14 июля сотрудники завода уйдут в корпоративный отпуск, и в августе мы надеемся продолжить работать по плану. Мы рассчитываем, что нам удастся не отстать и по внутреннему рынку, и по внешнему. Сейчас зарубежные рынки сбыта, кроме Украины, не демонстрируют негативные тенденции. Девальвация рубля положительно сказалась на наших продажах за рубежом. Несмотря на то, что в Украине мы, естественно, не продадим того количества техники, которое планировали, мы надеемся компенсировать эти потери за счет других рынков. Однако ситуация постоянно меняется, поэтому сложно сказать, что будет дальше. Не дай бог что-то случится, и это отразится на нашем предприятии.

«НА «КАМАЗЕ» БУДЕТ ЗАПУЩЕНА ПРОГРАММА РЕИНЖИНИРИНГА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРЕОБРАЗИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ К 2020 ГОДУ»

- В августе-сентябре на «КАМАЗе» будет запущено несколько новых моделей автомобиля на основе кабины, разработанной совместно с Daimler. К 2015-2016 гг. мы планируем полностью перейти на собственную новую кабину, не уступающую по характеристикам зарубежным аналогам, а к 2017-2018 гг. - на новый модельный ряд. Изменения планируются как внутри автомобиля, так и во внешней составляющей. Магистральный тягач КАМАЗ-5490, произведенный с Daimler, продолжит дальше совершенствоваться. Нужно сказать, что этот автомобиль – продукт, произведенный для того сегмента рынка, в котором у нас никогда не было сильных позиций. Об этом все знают. Я, например, часто слышу и вижу в интернете комментарии такого содержания: вот, мол, КАМАЗ едет по дороге еле-еле, мешает движению и прочее. Да, до последнего времени у нас не было нормального продукта в этом сегменте. Те грузовики, которые ездят сейчас по дорогам общего пользования, были выпущены 20-30 лет назад. Тот продукт, который мы выпускаем сейчас – это другое дело, он полностью соответствует мировым стандартам. И это направление мы будем развивать и расширять. На данный момент сегмент магистральных тягачей – это 30% всего рынка тяжелых грузовиков. И мы в этом сегменте занимаем всего 2%. Наша задача отвоевать этот рынок как минимум до 25%. В том числе и для решении этой задачи на «КАМАЗе» будет запущена программа реинжиниринга, которая должна преобразить предприятие к 2020 году. На это будет затрачено порядка 62 млрд. рублей. Это сложная задача, потому как модернизация производства будет проходить без остановки главного сборочного конвейера. Сейчас наши инженеры и конструкторы, а также зарубежные партнеры разрабатывают план реинжиниринга, в соответствии с которым «КАМАЗе» должно появиться современное компактное производство с годовым объемом в 80 тысяч автомобилей, 20 тысяч из которых мы должны реализовывать за границей. Что касается финансирования наших инвестиционных проектов, то у «КАМАЗа» на данный момент нет проблем с инвестициями: открыто несколько кредитных линий в банках, мы привлекаем деньги через облигационные займы. Вообще отношение финансового рынка к «КАМАЗу» сейчас положительное. Нашей компании, одной из немногих в России в области машиностроения, охотно дают деньги.

«ПЕРЕД «КАМАЗОМ» НЕ СТОИТ ЗАДАЧА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ»

- На «КАМАЗе» разработана программа, утвержденная акционерами, о передаче непрофильных активов. В идеале мы должны вообще избавиться от них. Начали в первую очередь с нежилой недвижимости, которая у нас имеется в огромном количестве, затем передали городу трамвай. Я хочу подчеркнуть, что «КАМАЗ» не отказывается полностью от электротранспорта, мы обязались ежегодно в течение трех лет выплачивать на его развитие 30 млн. рублей. Что касается «Челныводоканала», то на сегодняшний день вопрос его реализации как непрофильного актива не стоит. На данный момент предприятие является нашей технологической цепочкой, и мы не готовы рисковать, передав его сторонним организациям. Надо сказать, что перед «КАМАЗом» не стоит задача избавиться от непрофильных активов любым способом. Мы готовы на сделки, но только с теми инвесторами, которые могут нам гарантировать развитие этих активов. Классический пример – аэропорт «Бегишево», который сегодня многие хотят купить у «КАМАЗа». Скажу прямо, мы не готовы абы кому передать аэропорт. Потому что это камазовская и региональная безопасность с точки зрения транспорта. Если аэропорт, что называется, «загнется», то будет плохо всем – и «КАМАЗу» и жителям Набережных Челнов.

Нам постоянно задают вопрос, почему аэропорт «Бегишево» территориально относится к Нижнекамску, но при этом принадлежит челнинскому «КАМАЗу» и почему он носит такое название. Отмечу, что мы хотели назвать его «Набережные Челны» или «КАМАЗ», однако столкнулись с требованием законодательства, что аэропорт должен носить наименование ближайшего населенного пункта, коим и оказалось Бегишево. Среди авиакомпаний происходит путаница: кто-то относит его к Челнам, но в основном, конечно, к Нижнекамску. Когда меня пригласили на собеседование в Челны, а я жил в Москве, я решил выяснить, как же можно добраться до автограда. Как я выяснил в интернете, Челны своего аэропорта не имеют. Потом выяснилось, что есть аэропорт в Нижнекамске. К нам часто обращаются с просьбой рассмотреть предложение о переименовании аэропорта «Бегишево», мы постараемся его реализовать.

«МАШИНЫ «ТАЙФУН» И ДРУГИЕ РАЗРАБОТКИ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ НА ОТДЕЛЬНО СОЗДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

- На «КАМАЗе» продолжается внедрение лин-технологий. Генеральный директор Сергей Когогин на последнем внутреннем совещании четко дал понять работникам предприятия, что бережливое производство – это наша столбовая дорога, по которой мы будем дальше развиваться. Более того, на позапрошлой неделе мы проводили стратегическую сессию, посвященную этому вопросу и новому этапу в развитии производственной системы под названием «ПСК+». Сейчас эта программа разрабатывается, и она будет обнародована с конкретными целями и задачами. Отмечу, что с 2006 года, когда на «КАМАЗе» началось внедрение лин-технологий, экономический эффект от них составил около 25 млрд. рублей. Конечно, в основном он был получен в кризисные 2008-2010 гг.

Если говорить о других инновационных технологиях, то в качестве конкретного примера я могу привести сотрудничество с Росатомом. У корпорации имеется крупный вычислительный центр, оснащенный самой современной компьютерной техникой, на которой они просчитывают ядерную реакцию. Мы же, имея доступ к этой техники, рассчитываем необходимые параметры кабины военного автомобиля. Раньше это делалось методом испытаний, а теперь – с помощь компьютера, который гарантирует до 95% точности совпадения предполагаемого и реального результатов.

Надо сказать, что серийную военную технику, бронетранспортеры, мы не можем производить в рамках нашего действующего производства. Все те военные машины двойного назначения, будут собираться на главном сборочном конвейере. А машины «Тайфун» и другие разработки будут производиться на отдельно созданном предприятии. Оно будет расположено на бывших территориях «КАМАЗа», там будут работать челнинцы. Все комплектующие будут производиться на «КАМАЗе».

«ИМЕННО «СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ» - САМЫЕ ВОТРЕБОВАННЫЕ КАДРЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

- Я еще раз хочу заявить, что «КАМАЗ» готов принять на работу сотрудников «АвтоВАЗа», где планируются масштабные сокращения. Однако никаких массовых переселений не планируется. Наше предприятие заинтересовано только в квалифицированных специалистах – инженерах, технологах, рабочих редких специальностей. Это те кадры, в которых «КАМАЗ» нуждается на данный момент. Нужно сказать, что в связи с запуском программы реинжиниринга компания будет закупать современное оборудование, которое требует от людей определенных знаний и умений. Конечно, в данном случае мы заинтересованы в молодежи. Часто 18-летние дети быстрее осваивают эту технику, чем люди моего возраста или старше. С этой точки зрения перспектива успешной работы и развития на «КАМАЗе» ожидает тех людей, которые получат среднее специальное образование и будут профессионалами в этой области. Хотя мы знаем, что выпускники школ очень хотят получить высшее образование, не обращая внимания на ссузы. А тем временем именно «синие воротнички» - специалисты, способные работать на сложном оборудовании, самые востребованные кадры на производстве. На наш взгляд, люди все больше это понимают.

Еще один миф, с которым я часто сталкиваюсь, - на «КАМАЗе» мало платят. Заявляю, что это не так. Востребованные специалисты зарабатывают приличные деньги – и по 50, и по 60 тысяч. В прошлом году средняя зарплата составила 27 тысяч рублей.

«В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ НЕТ НИ ОДНОГО ОБЪЕКТА, НАЗВАНИЕ КОТОРОГО СВЯЗАНО С «КАМАЗОМ»

- Существует проблема освещения автоспорта, в частности деятельности команды «КАМАЗ-Мастер», российскими средствами массовой информации, которые готовы писать и говорить об этом только за деньги. На последней встрече команды с президентом Владимиром Путиным этот вопрос обсуждался. На это глава государства сказал, что определенно такое положение вещей надо менять: о гонках «Дакар» и «Шелковый путь», а также об успехах команды «КАМАЗ-Мастер», нужно чаще говорить в СМИ. Посмотрим, как в следующем году это будет реализовываться.

Вообще нужно сказать, что мы часто задумываемся над тем, что в Набережных Челнах нет ни одного объекта, кроме улицы «КАМАЗ-Мастер», название которого связано с «КАМАЗом». Для нас отношение челнинцев к предприятию гораздо важнее, нежели отношение любых других городов и даже зарубежных стран, не в обиду им будет сказано. Челны – это наш город, здесь живут наши работники, растут наши дети. И, конечно, нам хочется, чтобы челнинцы гордились «КАМАЗом».

Стоит сказать, что в будущем мы планируем открыть свой музей, ведь сегодня все мировые машиностроительные компании могут этим похвастать. Сейчас мы прорабатываем проект создания шоу-рума, в котором будет демонстрироваться наша техника, постепенно мы планируем реализовать идею открытия музея. К сожалению, сейчас я не готов сказать, когда это случится. Планируется, что там будет стоять первый КАМАЗ, двухмиллионный КАМАЗ, также будет в интересной форме подана история предприятия. Мы думаем, как сделать это место интересным и современным, потому что просто выложить «железки» - это никому не интересно.

Комментарии
02.07.2014, 20:31

А как к вам относиться, то КАМАЗ и г-н Афанасьев, если вы платите унизительные дивиденды первостроителям и работникам завода, имеющим акции. Огласите сумму вашего контракта, почему это тайна? А контракта Когогина?,
03.07.2014, 09:17

над продажей Бегишево надо серьезно думать!
03.07.2014, 12:05

Камаз мог бы и продать аэропорт. Он ужасен. Даже после реконструкции. Работа настолько не организована. Недавно пришлось летать, я нигде такого не видел Огроменные очереди! Нечего перекусить. Туалеты загажены, ребенка не сводить!
03.07.2014, 12:07

не журналист

Афанасьев конечно же молодец. Первый раз на КАМАЗе такой открытый пресс-секретарь