20:00, 13 Декабря
Новости
Подробно

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

13.12.2024, 14:39

Градообразующему предприятию Набережных Челнов сегодня, 13 декабря, исполнилось 55 лет. Именно в этот день под строительство завода был вынут первый ковш земли. К своему юбилею «КАМАЗ» подошел с ежегодным оборотом в 350 с лишним млрд рублей.

Chelny-biz.ru собрал 55 фактов о строительстве и становление завода, судьба которого неразрывно связана с развитием Набережных Челнов: локацию под автогигант выбирали из 70 вариантов, на стройке задействовали 100 тыс. специалистов, заводчане разводили рыбу, а помимо грузовиков выпускали бюджетные «малютки» – «Мишку» и «Оку».

СТРОИТЕЛЬСТВО

1. 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли в районе БСИ. Этот день стал отправной точкой в истории Камского автомобильного завода, его принято считать официальной датой начала строительства «КАМАЗа».

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

2. Набережные Челны были в числе 70 территорий, которые рассматривались под строительство завода. В исследованиях были задействованы более 70 различных институтов. Решающими факторами для Челнов было местоположение: город находится в центре страны, рядом протекают две крупные судоходные реки Кама и Волга, поблизости проложена железная дорога.

3. Осенью 1969-го начались изыскательские работы. Специалисты изучали структуру грунтов на глубинах до 15-20 метров. Полевая документация под площадку строительной базы была подготовлена к 1 декабря.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

4. 1 ноября 1969 года на строительство «КАМАЗа» прибыли первые отряды добровольцев.

5. К концу 1969 года число приехавших на стройку выросло до 2,7 тыс. человек. Уже через год стройка приняла 20 тысяч специалистов, в 1971 – свыше 33 тысяч.

6. На строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Это рабочие и специалисты 70 национальностей.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

7. Технический проект Камского автозавода был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением «КАМАЗа» совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР. Строительно-монтажные работы по возведению корпусов автогиганта начались в феврале 1970 года.

8. Будущий завод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием, которое было поставлено из-за рубежа. В оснащении «КАМАЗа» приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии, а также 2 тысячи заводов из 500 городов Советского Союза.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

9. В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель, в 1975 году по временной технологии начали сборку силовых агрегатов, а 16 февраля 1976 года с конвейера сошел первый автомобиль КАМАЗ: водитель-испытатель Валерий Перетолчин вывел на дороги страны машину нового класса – грузовик КАМАЗ-5320. 

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле


10.В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди «КАМАЗа». Хотя ее запуск произошел еще летом 1980-го.

ИНФРАСТРУКТУРА

11. Параллельно строительству автозавода шло возведение новой части города. Первый 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа» был сдан уже в 1971 году.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

12. Над проектом Нового города работали одновременно 40 институтов. Дома возводились в основном высотные – 9, 16, 22-этажные с балконами и лоджиями. В период с 1970 по 1980 годы вводилось от 142 тыс. кв.м. до 412 тыс. кв.м. жилья в год. Комплекса закрепляли за подразделениями завода. Так, «литейка» отвечала за 4,5 и 6 комплексы, автосборочный – за 7 и 8.

13. В начале 70-х началось строительство трамвайных путей и вагонное депо. 31 декабря 1972 года состоялся пробный пробег по маршруту «Депо-Горком КПСС. Первый трамвай по маршруту «Депо-Сидоровка» был пущен 8 октября 1973 года. В ноябре 1973-го трамваи пошли уже до РИЗа. До декабря 2013 года городской электротранспорт входил в структуру «КАМАЗа».

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

14. В 1974-1975 годах сотрудники «ЦНИЭПжилище» занимались проектированием гендирекции автогиганта. Проект дублировал аналогичный объект АвтоВАЗа, но не с одной, а с двумя 25-этажными башнями. Но он так и остался лишь на картинке.

15. В 70-80-х «КАМАЗ» начал строить для заводчан базы отдыха. Каждое подразделение – свою. Так, автомобильный завод обустроил загородный комплекс «Агрегатчик», а прессово-рамный – «Лесную сказку». В феврале 1978 года под базу отдыха для Кузнечного завода была закреплена земля в Белоусовском лесничестве. Первая очередь проектируемого комплекса была рассчитана на 300 мест.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

16. На протяжении 1970-х и 1980-х годов трест «КАМАЗремстрой» занимался строительством летних пионерских лагерей в пригородной зоне. Экспериментальный комплекс автогиганта включал в себя четыре пионерских лагеря – «Звездный», «Солнечный», «Крылатый» и «Следопыт». Он должен был стать крупным универсальным оздоровительным центром, где летом должны были отдыхать школьники, а с сентября по июнь здания должны были превращаться в базу отдыха и спорта для рабочих и служащих «КАМАЗа».

17. Во времена строительства заводских комплексов ежегодно вводились в эксплуатацию четыре-шесть детских садов. В 70-80 годы все детские сады Автозаводского района находились на балансе «КАМАЗа». В конце 1979 года было создано Управление дошкольных учреждений (УДУ) «КАМАЗа».

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

18. В 2019 году предприятие презентовало проект техногорода в Набережных Челнах. На территории в 29 га должны появиться производственные площадки, кампус, гостиничный комплекс, сети кафе, зоны отдыха и спортивные площадки, торгово-развлекательный центр, фитнес-объект.

19. В 2023 году «КАМАЗ» запустил стройку заводского поселка у Камы – на землях в районе детских лагерей. На этой площадке завод намерен построить 264 коттеджа с участками от 10 соток и крупнее, а также шесть многоквартирных домов не выше трех этажей.

20. В 2024 году автогигант заявил о строительстве в Москве первого отечественного роботизированного автозавода стоимостью 50,2 млрд рублей и мощностью 40 тыс. среднетоннажных и тяжелых грузовиков в год. Первые грузовики должный сойти с конвейера в 2026-2027 годах. Правительство Москвы предложило под проект 60 га.

ПРОДУКЦИЯ

21. Пять первых грузиков, которые сошли с конвейера в 1976 году, отправили в Москву к Кремлевской стене прямиком к очередному съезду Коммунистической партии.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

22. В конце 1980-х годов в Научно-техническом центре завода «КАМАЗ» началась разработка уникальных спортивных автомобилей для участия в ралли. Была создана раллийная команда «КАМАЗ-мастер».

23. В 1980-м году в цеху экспериментальных разработок появился мини-кар «Мишка» (КАМАЗ-1101) – смесь гольф-кара и багги. Технику планировали выпускать на «КАМАЗе» как товар народного потребления.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

24. В 1987 году в Челнах была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». При этом рабочее название машины было «КАМА».

25. В 1994 году на «КАМАЗе» запущен целый завод по производству малолитражных автомобилей. Мощность предприятия составляла 75 тыс. штук в год, завод работал до 2006 года.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

26. В начале нулевых в Челнах пытались освоить выпуск сельскохозяйственных тракторов. Но дальше прототипа КТ-240К дело не пошло.

27. В 1970-х «КАМАЗом» был детально проработан амбициозный проект модульного автопоезда. 

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

28. В 2012 году автогигант презентовал беспилотный шаттл КАМАZ-1221 – это лишь одна из уникальных моделей беспилотной техники, из ряда тех, над которыми сейчас активно работают специалисты «КАМАЗа».

29. В 2016 году с конвейера сошел первый электробус. Серийное производство было запущено в 2018 году.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

30. В 2024 году завод и Центр водородных технологий АФК «Система» представили совместную разработку — грузовик КАМАЗ-53193 «Чистогор» с силовой установкой на водороде. Электромобиль грузоподъемностью свыше 20 тонн может проехать на одной заправке до 500 км.

31. Летом 2022 года «КАМАЗ» открыл крупнейший в России испытательный полигон. Объект разместился на территории 11 га рядом с НТЦ автогиганта. Его стоимость – порядка 900 млн рублей.

РАЗНОЕ

32. В период стройки и становления «КАМАЗа» средний возраст жителей Набережных Челнов составлял 24,5 года.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

33. На стойку привлекали молодежные отряды. Первые студенты-строители стали приезжать на автогигант летом 1970 года. Всего в первый год численность студотрядов составила более 1300 человек, а максимум был в 1973 году – 3 920. Приезжали учащиеся из Ленинграда, Москвы, Куйбышева, Грузии, Узбекистана. Были посланцы из ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Кубы.

34. Во время строительства «КАМАЗа» и особенно во время монтажа и пуско-наладки импортного оборудования в Челнах работали иностранные специалисты. Бывали месяцы, когда в Набережных Челнах одновременно находилось от 1700 до 2 500 иностранцев.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

35. Известный по всему миру логотип «КАМАЗ» – аргамак – появился лишь во второй половине 80-х. Изображение бегущего коня появилось лишь на кабине миллионного КАМАЗа, который сошел с конвейера в октябре 1988 года.

36. На «КАМАЗе» в 80-е годы разводили карпов. «Фабрику» по производству живой рыбы устроили прямо в цеху очистки промышленных стоков.

37. В 1969-1971 годах численность руководящих работников, специалистов и служащих вместе с рабочими составляло около 4,5 тыс. человек Среднесписочная численность персонала по группе технологической цепочки ПАО «КАМАЗ» к 1 марта 2024 года составляет 30 206 человек.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

38. 11 ноября 1981 года на прессово-рамном заводе «КАМАЗа» была основана футбольная команда «Труд-ПРЗ», в 1988-1990 она носила название «Торпедо», с 1990 по 1996 – «КАМАЗ», а с 1996 по 2000 – «КАМАЗ-Чаллы». До 2013 года футбольный клуб был на балансе автогиганта.

39. В июне 1974-го года на «КАМАЗ» приезжал Владимир Высоцкий в составе труппы «Театра на Таганке», но сольные выступления певца пользовались большим успехом, чем спектакль театра. Кроме то, на заводе выступали Алла Пугачева, Юрий Никулин, Юрий Гуляев, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Евгений Весник, Амаяк Акопян, Александр Калягин, Леонид Ярмольник, Владимир Шаинский и др.

Фото: Владимир Шушаков
Фото: Владимир Шушаков

40. Ежегодно по приглашению генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина в Челнах дают концерты пианист-виртуоз Денис Мацуев и дирижер Валерий Гергиев. Камазовцы и ветераны завода посещают их бесплатно.

ДЕНЬГИ

41. Сумма капитальных вложений, освоенных за 1970-1981 годы, составила 4,2 млрд рублей, за этот период введены основные производственные фонды на сумму 3,9 млрд.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

42. Объемы производства завода-гиганта в 70-х годах росли рекордными темпами. К концу 1977 года завод выпустил 22 тыс. грузовиков, в июне 1979 года – 100 тыс. грузовиков.

43. За 1970–1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд рублей и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд рублей.

44. В конце прошлого века автогигант окупил затраты на строительство.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

45. В 1970 году среднедневная заработная плата рабочих составила 5,28 рублей, в том числе по профессиям: машинисты-экскаватор – 9,43 рубля, бульдозеристы – 9,48 рублей, экскаваторщики – 6,65 рублей, монтажники – 5,95 рублей, арматурщики – 5,60 рублей, бетонщики –  4,87 рублей, штукатуры – 4,02 рублей, маляры –  4, 67 рублей, плотники – 4,77 рублей, каменщики – 5,23 рублей, шоферы – 7,02 рублей. Для строителей Камского автомобильного завода установлен районный коэффициент – 15% заработной платы. Средняя зарплата персонала на «КАМАЗе» сейчас – 91 945 рублей.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

46. С выпуском первого КАМАЗа в Челнах СССР получил только от эксплуатации новых грузовиков свыше 8 млрд рублей, плюс к этому выпуск дизельных двигателей, спецтехника и прочее. КАМАЗы на тот момент составляли треть всего грузового парка Советского Союза, а перевозили – две трети всех грузов.

47. Выручка ПАО «КАМАЗ» (по РСБУ) по итогам 2023 года составила 354 млрд 713 млн рублей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 33,2% (АППГ – 266 млрд 318 млн рублей). Чистая прибыль составила 12 млрд 703 млн рублей.

48. По итогам 2023 года группа входит в ТОП-15 крупнейших производителей тяжелых грузовых автомобилей в мире по объемам производства. Также ПАО «КАМАЗ» – лидер российского рынка.  Модельный ряд грузовых автомобилей охватывает свыше 60 моделей и 1,5 тыс. комплектаций.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

49. За 55 лет на «КАМАЗе» собраны свыше 2,5 млн автомобилей.

50. Сегодня доля «КАМАЗа» в объеме промпроизводства города составляет почти 40%.

РУКОВОДСТВО

51. Первого директора завода назначили 30 сентября 1969 года. Им стал Лев Васильев, который возглавлял завод 12 лет.

52. За время существования «КАМАЗа» было пять генеральных директоров: Лев Васильев (1969–1981), Василий Фаустов (1981–1987), Николай Бех (1987–1991), Иван Костин (1997–2002) Сергей Когогин Сергей (с 2002 года по настоящее время).

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

53. В 2019 году в Набережных Челнах открыли бюст первому генеральному директору «КАМАЗа» Льву Васильеву. Он установлен в сквере генеральной дирекции компании.

«КАМАЗу» – 55: как и кто строил завод-гигант на челнинской земле

54. Сергей Когогин – единственный гендиректор, который возглавляет гигант свыше 20 лет.

55. В 2018 году президент Владимир Путин наградил Сергея Когогина Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. На счету Когогина ряд государственных, общественных наград и почетных званий, которых он был удостоен за активную деятельность по укреплению экономики страны и за большой вклад в развитие отечественного машиностроения.

Фото: пресс-служба раиса РТ
Фото: пресс-служба раиса РТ

Chelny-biz.ru

 

Комментарии

Оставьте первый комментарий