Новости
Подробно

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

25.10.2024, 16:54

Инженер из Набережных Челнов, ветеран боевых действий, участник первой чеченской кампании, многодетный отец из Набережных Челнов Николай Перцев полтора года назад принял решений подписать контракт с минобороны и отправиться в зону СВО. Сейчас подходит к концу его краткосрочный отпуск и корреспонденту Сhelny-biz.ru удалось до его отъезда взять интервью. О том, как бойцу с позывным «Перец» пригодились инженерные знания на СВО, как он получил ранение, как живут наши ребята за «красной лентой» – подробнее в материале. 

КАК ПОПАЛ НА СВО

«ЕСЛИ ТУТ ВСЕ ОСТАВАТЬСЯ БУДУТ, ТО КТО БУДЕТ ТАМ?»

Родом Николай из Заинска, проходил армейскую службу в 1996 году в Чечне. По призыву попал на войну начальником командно-штабной машины в звании сержанта. После срочной службы учился в Нижнекамске на инженера в КНИТУ. Боец женат, отец троих детей: старшей дочери 22 года, сыну – 20, а младшей – 9 лет.    

В Челны переехал по работе в 2010 году. Сразу попал на восстановление острова Свияжск, за что получил благодарность президента Татарстана. На гражданке трудился начальником цеха теплоснабжения в «КАМАЗ-Энерго», после его пригласили в Екатеринбург на производство по изготовлению стрейч-пленки в ГК «Савал». Когда открыли новый цех в Челнах, он вернулся в автоград. 

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

Когда в военкомате проходила сверка документов, Николай пришел и речь зашла о спецоперации, он, не долго думая, решил пойти. Семье сообщил сразу, конечно, они пытались отговорить, но он был настойчив в своем выборе. Когда отправился на спецоперацию организация выплатила дополнительную зарплату, собрала необходимые вещи, обувь. Кроме того, за бойцом оставили рабочее место.

- Я считаю, что жить можно везде, самое главное – правильно выполнять боевые задачи, - уверен он.

Его сразу определили в отдельную бригаду прикрытия, которая находится на Дальнем Востоке. Прошел трехнедельное слаживание и поехал в зону боевых действий. Сначала служил полтора месяца в пехоте, а затем ему пришлось осваивать военную специальность танкиста. Его экипаж состоит из трех человек: командир, наводчик и механик-водитель.   

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

- Если все тут оставаться будут, то, кто будет там, - объяснил свою мотивацию доброволец.

КАК ЖИВУТ БОЙЦЫ

«САМОЕ СЛОЖНОЕ – ЭТО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НЕ ВИДЕТЬ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ»

Бойцы живут в разных условиях: подвалах, окопах, землянках, потому как от техники нельзя находиться дальше полукилометра. Приходится ночевать в разных местах. Сами готовят еду на газовой плитке, также есть доставка продуктов: концентрированных супов, тушенки. Местные иногда угощают яблоками, грушами. Моются бойцы в бане, которую сделали из старого ларька, обшив внутри и поставив туда буржуйку. Зимой обогреваются керосиновыми печками. Когда работает ПВО, то остаются без света и связи.

Бойцы из подручного материала соорудили себе в заброшенном здании спортзал. Потом они нашли большую бочку, покрасили ее, вместо 100 литров – стало 2,5 тонны воды. Если раньше приходилось искать машину и ездить чаще за водой, то теперь все поменялось. Как говорит боец, «лень – двигатель прогресса». На досуге вечером солдаты посещают «качалку», топят баню, ремонтируют машину командира. Иногда выезжают за запчастями.

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

- Самое сложное – это длительное время не видеть родных и близких. Я чувствую их поддержку. Они отправляют именные посылки, через волонтерскую организацию Челнов, - говорит Николай. – Вообще, пока я на СВО, семье моей помогают: в этом году были дополнительные выплаты на 1 сентября дочери-школьнице, периодически супруга получает бесплатные билеты на мероприятия, дочь в школе обедает без оплаты. 

После СВО Николай планирует вернуться на работу, либо стать самозанятым и ремонтировать инструменты, возможно. заниматься монтажом электропроводки, отопления. В будущем мечтает построить дом.

КАК ИДЕТ СЛУЖБА

«РАЗВЕДКА ИДЕТ ОЧЕНЬ ВЫСОКО - СЛОЖНО ПОПАСТЬ. БАБА-ЯГА, КОТОРАЯ СКИДЫВАЕТ СНАРЯДЫ, ПОНИЖЕ»

В прошлом году у Николая было ранение в колено, после которого он восстанавливался пять месяцев.

Произошло это ранним утром, отстреливались от дронов, от здания отрекошетило и пуля прилетала, пронзив правое колено насквозь. Боевые товарищи сразу оказали помощь, перевязали ногу. Отправили в больницу, где медики в срочном порядке сделали операцию. 

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

Лечился он в Волгограде, реабилитировался в Челнах. Ходить начал уже через месяц. Сейчас он ожидает выплату от Минобороны по страховке за ранение.

Вообще основная задача танковой бригады – оборона. Стоят танкисты в семи-восьми километрах от линии соприкосновения в прикрытии.  

- Существует много разновидностей дронов. Например, разведка идет очень высоко - сложно попасть. Баба-Яга, которая скидывает снаряды, пониже идет. Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, которые кодируют информацию, чтобы противник не перехватил ее, РЭБы (радиоэлектронная борьба), - вспоминает боец.

Также сами бойцы делают «мангалы» - это угловатые, громоздкие защитные сооружения на броне танков, преимущественно российских, которые призваны спасти от FPV-дронов. Кроме того, танки защищают масксети, которые плетут наши волонтеры. Бывает, что дроны долетают до танка и не детонируют, либо детонируют, но на расстоянии, не пробивая его защиту.

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

Танк Т-80 бойцы ремонтируют сами, ребята во взводе все рукастые. Если серьезные поломки, то спецподразделения чинят. Есть более опытные ребята, которые тоже помогают.  

Чтобы не потерять боевые навыки, ребята проходят обучения на полигоне.

- Когда выезжали на полигон на танке, то он почему-то переставал работать. Он приезжал и вставал – его не могли завести, на сцепке обратно вытаскивали, он начинал заводиться. Смеяться уже начали над этим, - рассказывает боец. - А вообще техника не подводит, подводит неправильное управление. Например, работа «карусели» - это где снаряды стоят, а также сама зарядка – тоже следить нужно. Вес снаряда 32 килограмма, всего помещается 28 снарядов. Одну-две кассеты убираем для того, чтобы беспрепятственно можно было покинуть танк через «люк героя» - это нижний люк. При неправильном использовании может все сломаться.

«Сейчас более современная боевая техника, в мое время дронов не было. Новые радиостанции, РЭБы…»

Николай поделился, что иной раз в танке приходится находиться и по пять часов подряд. Там есть система вентиляции и отопления. Здесь ни в коем случае нельзя нажимать кнопку тушения пожара, потому что из танка никто не вылезет. В системе находится газ, который сразу заполняет весь воздух, чтобы потушить боевую машину.

- Если новобранцы патриоты страны и у них есть готовность - просто нужно идти и не бояться, - сказал он в завершении.

Альфия Андросенко

Комментарии

Оставьте первый комментарий