Новый скандал разразился вокруг татдрама Набережных Челнов. Художественный руководитель Олег Киньзягулов, как заявляет труппа, вытесняет заслуженных артистов России и Татарстана, которые стояли у истоков театра. Людей со стажем по 40–50 лет в культуре поставили перед выбором – полставки (порядка 10 тысяч рублей) или «прочь со сцены». Они вспоминают, как носили молодому режиссеру пирожки на работу и оберегали как сына. А теперь им в лучшем случае достаются роли в массовке, пока руководитель возится со студентами. Не согласные с таким положением дел артисты пишут в Минкульт РТ и привлекают Союз театральных деятелей республики в лице Фарида Бикчантаева. Сам Киньзягулов ссылается на омоложение коллектива и приводит в пример Криштиану Роналду, который ушел из «Реал Мадрида». Он уверяет, что все делается исключительно для развития театра.
ОБРАЩЕНИЕ К БИКЧАНТАЕВУ
«ПРЕДЛОЖИЛ 0,5 СТАВКИ ИЛИ УВОЛЬНЕНИЕ, ПРИ ЭТОМ НЕ ИМЕЯ НИКАКИХ ДЛЯ ЭТОГО ОСНОВАНИЙ»
В редакцию Chelny-biz.ru обратились актеры татарского драмтеатра Набережных Челнов, обеспокоенные вероятностью больше не выйти на сцену, которой посвятили всю жизнь. По их словам, художественный руководитель Олег Киньзягулов поставил их перед выбором – перейти на 0,5 ставки или написать заявление на увольнение. Как считают источники издания, управленец планирует создать «студенческий» театр, а пенсионеров и в целом неугодных ему «выставить за дверь».
В распоряжении редакции оказалось заявление к председателю Союза театральных деятелей республики, главному режиссеру Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала Фариду Бикчантаеву. Под ним подписались три артиста из Челнов: Инсаф (Инцав) Фахрутдинов, Булат Саляхов и Гулуса Гайнетдинова. Они написали, что еще в 90-е годы их пригласили в автоград для открытия молодого татарского театра. Уже ведущие артисты ради этого оставили тогда свои места работы, комфортную жизнь и переехали.
«Несмотря на не обустроенность быта (жили с семьями в первое время в гримерках и общежитиях), некомфортные условия работы (в первое время у нас не было своего здания и репетиции проводились в любых возможных для этого местах), а также все тяготы 90-х, мы работали», – говорится в обращении.
Артисты вспоминают, как не видели зарплату месяцами.
«А культура в силу политических особенностей не поддерживалась со стороны государства (на том уровне, как это происходит сейчас), но благодаря упорству на пути к цели и слаженному труду, мы получили статус драматического театра, заслужили любовь зрителя, ездили на гастроли, фестивали и получали хорошие отзывы, грамоты, признания талантов от театральных критиков и общественности».
Каждый из троих подписавшихся получил в свое время звание Заслуженного и Народного артиста Татарстана. Гулуса Гайнетдинова – победитель в номинации «Честь и достоинство» театральной премии «Тантана». Булат Саляхов – лауреат премии Туфана Миннуллина за достижения в драматургии, член Союза писателей РТ, автор сборника пьес «Яратылмый калган ярлар». Инсаф Фахрутдинов – Заслуженный артист России. Кроме того, на Международном кинофестивале «Золотая башня» артист стал победителем в номинации «За лучшую мужскую роль» (роль Тамерлана в фильме «Живы ли вы?» Ильдара Ягафарова). И это лишь часть их достижений в сфере культуры. Как отмечают авторы письма, это подтверждает, что они «способны работать с разными людьми, а талант артиста в полной мере реализовывается в тандеме с талантом режиссера».
Артисты вспоминают, как спустя десятилетия добились переезда татдрама в современное здание. Молодого режиссера Олега Киньзягулова назначили на должность худрука в январе 2020 года. «Мы тепло встретили, старались помогать во всех трудных ситуациях, несмотря на отсутствие опыта работы главным режиссером и минимального опыта деятельности в сфере культуры, соответственно», – пишут они и добавляют, что «чуть ли не каждый день пирожки ему таскали». Однако ожидания позитивной, плодотворной работы с новым управленцем у артистов вскоре разбились о скалы реальности.
Как они отмечают в заявлении, Киньзягулов с его назначения стал единолично решать все творческие вопросы, тогда как раньше над этим работал художественный совет. Опытные артисты вынуждены мириться с молодым режиссером, который «превращает родной театр в пространство для воплощения его личных амбиций». Кроме того, с переездом в новое здание Киньзягулов списал все спектакли и по совместительству визитные карточки татдрамтеатра. Несмотря на то, что с постановками гастролировали по России, худрук, принимая решение, сослался на «несоответствие формату сцены». При этом собеседники издания отмечают, что коллектив и зрители просили у худрука адаптировать декорации. Кроме того, все спектакли, что вывели из репертуара, объединяет одно – участие возрастных артистов.
Артисты отмечают в письме, что привыкли к незнанию худруком татарского языка и к матерным словам, которые иногда проскальзывали на репетициях, а также его неумению налаживать отношения с коллективом. Но они испытали настоящий шок после недавнего разговора в кабинете худрука.
«9 июня наш художественный руководитель пригласил к себе в кабинет шесть артистов (но мы заявляем от собственного лица о наших частных случаях), с каждым общаясь по-отдельности, всем нам предложил 0,5 ставки или увольнение, при этом не имея никаких для этого оснований», – пишут люди.
Как говорят собеседники Chelny-biz.ru, на время некоторым артистам пришлось уволиться. Заключив новый трудовой договор, они доверились и подписали срочный контракт на год работы. Когда подступала дата окончания срока действия документа, руководитель отметил, что для них есть только ставка 0,5 (это порядка 10 тысяч рублей). А на вопросы о востребованности якобы заявил: «Я не могу с вами работать».
Более того, артисты заявили, что худрук ограничивает театр и труппу, не приглашая для постановок других режиссеров республики и ссылаясь на отсутствие финансирования для этого. Киньзягулов якобы планирует разными способами попрощаться с теми, кто был трудоустроен до его прихода.
Сотрудники театра также указывают на спорную систему премирования. По их мнению, выплаты осуществляют без учета реальных показателей. Так, одна из артисток за май получила 800 рублей, а «любимчики» Киньзягулова из числа молодых артистов – 20 тысяч рублей.
«Мы не имеем представления о реальной картине мотивационной системы. В частности, речь идет о выплатах за май (согласно указу президента РФ). Просим провести проверку на предмет законности движения финансовых средств», – обратились люди к Фариду Бикчантаеву.
В заявлении они просят восстановить их в трудовых правах, возобновить деятельность худсовета театра, провести проверку начислений в системе премирования и штатного расписания. Также проверить профпригодность Киньзягулова в должности худрука.
Более того, как поделились с Chelny-biz.ru знакомые с ситуацией люди, Киньзягулов позабыл о присвоении званий артистам – их никто уже не получает. Его тип руководства в театральных кругах характеризуют как авторитарный. Говорят, что он может и накричать, и заставить отжиматься сотрудников. Вытеснение опытных актеров, которые, казалось бы, должны быть ценнее золота, объясняют личной неприязнью худрука. Якобы он чувствует себя увереннее, работая с молодыми артистами, которые едва закончили вуз или колледж.
ЧТО ГОВОРЯТ АРТИСТЫ ТЕАТРА
«КАКОЙ-ТО, ИЗВИНИТЕ ЗА ВЫРАЖЕНИЕ, ПАЦАН ПРИШЕЛ НА ГОТОВОЕ. ПУСКАЙ НАЧИНАЕТ КАК МЫ, ПО ПОДВАЛАМ»
Инсаф Фахрутдинов 12 июля отметил юбилей в качестве артиста – полвека работы в татарском драмтеатре. Он отметил, что был самым первым сотрудником, его фамилия в самом начале приказа.
– Вот такое отношение получается. Ни с того ни с сего нормально работающих людей, нас троих, он хочет уволить. Мы все еще в здравом уме и здоровье. Такого нигде нет, ни в каком театре Татарстана и России. Только он придумал такое. Обычно актер работает уже до конца своей жизни. Когда сам захочет, тогда и уходит. И это не только мы, у него целый список. Вот те, кто работали до его прихода, все в таком же положении будут. Троих еще с нами хотел уволить, один парень уже уволился. Как своего ребенка встретили здесь, во всем помогали. Он объясняет, что мы ему мешаем, он не может с нами работать. Не может, потому что еще до нас не дорос, – поделился артист драмтеатра.
Фахрутдинов сообщил, что теперь старшее поколение актеров в театре играют лишь в массовке.
– Около 30-ти лет потребовалось нам, чтобы завоевать свой дом, сделать театр, а теперь, какой-то, извините за выражение, пацан пришел на готовое. Пускай начинает как мы, по подвалам. Где только не работали, голодные, на картошку играли. Это просто морально обидно. Он вообще не разговаривает, никаких собраний не проводит, ничего. Единоличник. Как пришел, все решает один, никого не допускает. Человек будто сам личный театр построил, вот такое отношение. Мы не остановимся, дойдем до самого верха. Так это не оставим. Пока есть силы, будем бороться, – поделился Заслуженный артист России.
Фахрутдинов и другие собеседники издания как показательную приводят недавнюю историю, когда один из артистов, которому грозило увольнение, узнал, что болеет онкологией, а Киньзягулов первым делом потребовал от него справку.
Супруга Фахрутдинова, также артистка татарского драмтеатра, Раушания Тагирова рассказала Chelny-biz.ru, что на многое в поведении худрука коллектив закрывал глаза, пытаясь все списать на юношеский максимализм. Сама Тагирова – Заслуженный артист РТ, лауреат премии «Тантана».
Она в беседе с изданием вспомнила, как вначале 90-х в качестве зарплаты за месяц полагалась соленая рыба. Однако количество человек в коллективе превышало, и сотрудники театра тянули жребий. Она отметила, что после всех этих лишений, трудностей и накопленного опыта крайне обидно получать пренебрежительное отношение от молодого специалиста.
– Ладно, думаем, молодые пусть работают. Мы оставались в массовке. Но как так получается, что мы не нужны, будто мы балласт. Так не может быть! Нас до сих пор приглашают на кастинги, – поделилась переживаниями актриса. – Инсаф неделю не разговаривал совсем. Такой шок испытать…
– За два года переродился, как оборотень, – охарактеризовал ситуацию с худруком Булат Саляхов, который работает в театре уже 33 года. – Мы его не понимаем, что он хочет от нас? У меня ум отказывается понимать, как так можно. Вот мне, например, он полставки предлагал. У меня оклад 22 тысячи рублей, у Народного артиста Республики Татарстан. Сейчас останется 11… Как я людям в глаза буду смотреть? Я 49 лет прожил в Челнах, из них 14 лет на стройке работал. Я строил этот город. Или он нас боится, или завидует нам.
Гулуса Гайнетдинова рассказала, что артисты сами просили назначить Киньзягулова главным режиссером.
– Он поставил спектакль в нашем театре, я играла там главную роль. После этого у него с директором возникли конфликты, и он уехал. Преподавал в институте. Мы ходили, писали, чтобы он пришел работать в наш театр, – говорит актриса. – Обидно. Столько лет проработали. Я почти 50 лет, стаж большой. Мы еще на ногах, глаза видят, память хорошая. Почему-то он так сделал… Мы же в те времена, чтобы был татарский театр, ходили, везде обращались, писали. Ждали 30 лет этого здания. И вот мы никто. Мы же все-таки непростые актеры, мы заслужили. И днем, и ночью работали. Постоянно в театре. В день по три спектакля было и репетиции. В такие тяжелые времена работали. Он с молодежью сейчас работает.
Гайнетдинова отметила, что зрителей после смены репертуара стало меньше.
ЧТО ГОВОРИТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
«КРИШТИАНУ РОНАЛДУ ТОЖЕ УШЕЛ ИЗ «РЕАЛ МАДРИД». ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТЕАТР РАЗВИВАЛСЯ»
Олег Киньзягулов прокомментировал Chelny-biz.ru скандал с артистами. Дал понять, что не видит в сложившейся ситуации проблемы, что он в курсе ситуации, и она под контролем. Худрук отрицает, что хочет исключительно молодежный театр.
– За короткий срок в театре была проделана очень большая работа. Было выпущено много спектаклей, проектов. Некоторые даже были отмечены на республиканском уровне. Сейчас мы выходим на всероссийский уровень, там тоже оценили. Соответственно театр должен развиваться и не стоять на одном месте. И уклон естественно будет также на молодых, потому что, если, например, взять татарскую классическую пьесу «Галиябану», на что будет приятнее смотреть – когда будет играть красивая девушка или уже, скажем так, взрослая женщина? Ну и потом по поводу званий заслуженных и народных – можно взять недавнюю ситуацию в футболе. Криштиану Роналду тоже ушел из «Реал Мадрид». Все делается для того, чтобы театр развивался, –отметил он.
В ближайшем проекте – постановке «Четыре жениха Диляфруз» – будут играть молодые, обозначил Киньзягулов. Или татарская классика «Ак калфак» – там главные герои тоже в основном молодые. А для полноценного развития театра, отмечает наш собеседник, нужна преемственность, чтобы переходить в более серьезные проекты, как по татарской, так по зарубежной и по отечественной классике. Это, считает он, требует более молодого взгляда.
Что касается сокращения ставок возрастным артистам, Киньзягулов отметил, что для них мало работы, и заняты они преимущественно в массовках.
– Здесь никто не проигрывает. Они в выигрыше остаются, и при этом театр развивается. В законодательном плане это все правильно, – заявил худрук татарского драмтеатра.
Олега Киньзягулова назначили на должность в январе 2020 года. Приехал специалист из Казани, где трудился в академическом театре имени Галиасгара Камала. Его кандидатура в качестве главного режиссера, сообщал Минкульт РТ, была основной. Тогда татарский драм в Челнах стал экспериментальной площадкой, где внедрили новый формат театрального менеджмента. Фактическое руководство было передано Киньзягулову. Ему же доверили выбрать себе исполнительного директора.
Киньзягулов закончил Уфимскую государственную академию искусств, получил специальность актера театра и кино. В Казанском государственном институте культуры он учился на кафедре режиссуры и актерского мастерства у Заслуженного деятеля искусств РТ и РФ Фарида Бикчантаева. Киньзягулов успел отметиться рядом спектаклей, в том числе и в Челнах. В автограде он ставил «Зәӊгәр томан артында» («На кисельном берегу») по пьесе Ангизы Ишбулдиной.
Это уже не первый скандальный случай в карьере Киньзягулова. В марте 2021 года кандидат филологических наук и доцент КФУ Милеуша Хабутдинова разразилась жесткой критикой в адрес татарского драмтеатра в Челнах. Она основательно прошлась по новому руководству учреждения в лице Киньзягулова, назвав кадровое решение «безграмотным». Театр перестает быть татарским, неинтересен национальному зрителю и больше похож на «площадку для экспериментов», заявила она.
Что касается нынешней ситуации – артисты рассказали изданию, что обратились с проблемой в Минкульт РТ. Как стало известно Chelny-biz.ru, министерство инициировало проверку по информации в обращении.
Chelny-biz.ru
Вильнур
Bulat Bagautdinov
Минтагир
Михаил
Михаил
Надеждин Михаил Юрьевич
Надеждин Михаил Юрьевич
Надеждин Михаил Юрьевич
Рома
Надеждин Михаил Юрьевич
Надеждин Михаил Юрьевич
Romeo
Надеждин Михаил Юрьевич
Альбина
Альфред
Коренной
Антимагдеев13
Ферая
Амина
ночной мэр
Ира
Поклонница
Гузель, до некоторого времени верный зритель театра
Амина
Гузель
Зритель
Ответ 15:18ч.
Антимагдеев13
Александр
Раушания
Александр
Ира
Взгляд со стороны.
Татьяна
Прохожий
Галия
Альберт
горожанин
Взгляд со стороны
Эльвира
Добронрав
Антон
Артист визита
Юлия
Горожанин
Юлия
Артур
Резеда
Фарида
Алия
Прохожий
Кирилл Константинович
Кириллу Константиновичу
Айгуль
Диляра
Резеда