Осенью 1996 года различные СМИ сообщили, что «КАМАЗ» - банкрот. О том, что это было – информационная провокация или реальная катастрофа, рассказал музей «КАМАЗа».
После пожара на заводе двигателей в апреле 1993 года Николай Бех, генеральный директор «КАМАЗа», стал брать кредиты у всех, кто их мог предоставить. К началу 1996 года среди основных кредиторов значились Правительство РФ, Правительство РТ, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Сбербанк, ВТБ, Промстройбанк. КАМАЗ был «в долгах, как в шелках». И вот в октябре 1996 года появились сообщения о банкротстве автогиганта. Причем информационную волну разогнали чиновники Федерального управления о несостоятельности (ФУНС) и налоговой службы РФ.
Новость о банкротстве была столь ошеломительной, что заводы, поставляющие комплектующие на «КАМАЗ», приостановили их отгрузку в Набережные Челны, уменьшилось количество собираемых грузовиков на главном сборочном конвейере. Вступаться за предприятие пришлось Минтимеру Шаймиеву – президенту РТ, который заявил, что «ни о каком банкротстве «КАМАЗа» не может быть и речи».
Но федеральные СМИ не унимались. В январе 1997 года в деловом приложении к газете «Комсомольская Правда» вышла статья «А все-таки «КАМАЗ»-банкрот». Осенью того же года в прессе вновь появляются сообщения о возможности банкротства «КАМАЗа». Делается это с подачи американской компании «Кольберг, Кравис Робертс и Ко».
Как известно, одним из поводов к объявлению банкротства является «превышение долгов над активами». Активы «КАМАЗа» в то время составляли 17 триллионов рублей, а полученные кредиты и долги – 22 триллиона рублей. Зарубежные эксперты уверяли, что запущенная процедура банкротства даст возможность избавиться от сомнительных акционеров и «отсечет криминал».
Но тему банкротства «КАМАЗа» категорически не принимали в Татарстане. Президент ТПП РТ Александр Таркаев в ноябре 1997 года в интервью пояснил, что потребность в грузовиках будет расти и стране сегодня «не нужен мертвый «КАМАЗ», но Татарстан не может взять на себя все камазовские долги, и нужно «на аркане притащить» в город российское руководство.
Как итог, «КАМАЗ», в отличие от некоторых других российский предприятий, тогда избежал банкротства и уже в 1999 году встал на путь «устойчивого развития».
Фото: Набережные Челны. История. Фото и Кинохроника
Оставьте первый комментарий