Ситуация с кадровым «голодом» в службе скорой медицинской помощи в Набережных Челнах достигла критического уровня. Нехватка водителей стала настолько очевидной, что ее публично подняли на заседании Госсовета РТ. Chelny-biz.ru рассмотрел патовую ситуацию со всех сторон. Уволившиеся водители рассказывают о никем не замеченном весеннем бунте и деспотичном отношении руководства. Те, кто еще работают, жалуются, что частные компании переманивают заоблачными доходами. Минздрав РТ экстренно сулит повысить зарплаты сотрудникам скорой, а депутаты следят за ситуацией, готовясь встать на защиту работников. Тем временем в горздраве Челнов отмечают, что за баранкой «неотложки» могут сидеть и представительницы прекрасного пола.
ВОДИТЕЛИ СКОРЫХ
«РУКОВОДСТВО НЕ ЦЕНИТ КАДРЫ. ПРОРАБОТАЛ ВОДИТЕЛЕМ СКОРОЙ ЧЕТЫРЕ ГОДА И ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ БЫЛО ВСЕГДА»
Chelny-biz.ru пообщался сразу с несколькими водителями скорых. Кто-то уже покинул должность, кто-то продолжает работать. По словам собеседников, в коллективе есть и молодые кадры, и люди пенсионного возраста. Все озвучивают свои версии массового увольнения, отметая предыдущие.
- Я уволился из-за того, что было много переработок, - поделился с изданием экс-водитель скорой Руслан Садриев. - Работали сутки через трое, но из-за нехватки людей вынуждали выходить на смену в выходные, даже если не хочешь. Мало водителей – мало бригад. На все вызовы вовремя не успевают. Сказал, что в этом преступлении не хочу участвовать. Пока работал, отказывался от дополнительных смен. Однако они, хоть и не имеют права, заставляли. Со скандалами.
Садриев добавил, что оплата за дополнительные смены была даже ниже, чем в основных сменах.
- Какое-то волонтерство. Если много переработок брать - свои дела потом не успеваешь. Конечно, хочется помочь людям. Но смотришь – доход не растет, а ты упускаешь другие возможности заработать. В результате я ушел водителем в другое место с более спокойным графиком. Все, конечно, смотрят, где условия лучше. Кого не устраивало, тоже уволились, - добавил экс-сотрудник.
Собеседник уверил, что спецтехника на балансе станции в нормальном состоянии.
- Рабочей техники много, водить некому. Только, мне кажется, если наберут водителей, как положено, не будет хватать медиков. Сейчас мало бригад выходит, поэтому хватает медицинских работников, - размышляет Садриев. – Минус в том, что руководство не ценит кадры. Я проработал четыре года и такое отношение было всегда. Медики тоже боятся. И им, и нам говорят: «Никто вас не держит, до свидания». Конечно, это очень обижает. Ладно водители, их легче найти, но если медицинский работник уйдет на завод? Кстати, были те, кто выбрал производство. Медиков в стране и так не хватает. Человек столько учится ради этой профессии и, если его не ценят, естественно, уйдет.
Экс-сотрудник вспомнил рабочие моменты.
- Работа достойная, очень благородная, просто ее не ценят. Когда поесть заезжаешь только потому, что надо сдать карточки – долго не сможешь. Весь день в бешеном темпе. К ночи ты уже сутки за рулем, тяжело. Рассвет, солнце встает, а у тебя глаза слипаются. Вызов – едешь, напрягаешься, держишься, - рассказал челнинец. – Ночью людям надо час-два дать, чтобы хотя бы немного горизонтальное положение принять. Повторюсь, работа достойная, просто нагрузки сумасшедшие. И водителю проще, чем фельдшерам. Он приехал на вызов - сидит, ждет. Но не все умеют спать в машине. Я – в том числе.
6 февраля в Набережных Челнах произошло страшное ДТП со скорой помощью. Водитель спецтехники, по данным МВД по РТ, не убедился в безопасности маневра и проехал перекресток на красный сигнал светофора. Иномарка ехала на зеленый свет. В результате столкновения машина скорой наехала на бордюр, ограждение и опрокинулась. Бригада мчалась на вызов с включенными проблесковыми маячками, но без специального звукового сигнала. В аварии пострадали водитель скорой и два фельдшера. Один из сотрудников очутился в реанимации.
За рулем иномарки был Александр Белоусов, ведущий Love Radio и управляющий рестораном Secret Room. У водителя не было прав и полиса ОСАГО. На мужчину составили два протокола, авто отправили на спецстоянку.
Сейчас в горсуде рассматривают уголовное дело в отношении коллеги собеседников издания – уже экс-водителя скорой.
- Это стало одной из причин увольнения для некоторых водителей, - подтвердил Садриев связь между ДТП и массовым исходом водителей. - Люди посмотрели и решили «я еду чужие жизни спасать, тороплюсь, рискую, а могу влипнуть так, что всю жизнь буду отдавать долги и виноватым останусь».
Бывший водитель скорой попросил челнинцев более ответственно парковаться во дворах. От того, как скоро спецтехника проедет к дому, нередко зависит жизнь обратившегося.
- У медицинских работников работа и так очень тяжелая, иногда отношение людей ухудшает положение. Были бабушки, которые вызывали скорую и по приезду требовали их подмыть. У медиков есть регламент работы. Если они будут делать лишнее, сил не хватит. А так медики скорой - большие молодцы, отлично работают, очень грамотные, много жизней спасли, - отметил Садриев.
«У ВОДИТЕЛЕЙ СКОРОЙ ПОСТОЯННЫЙ РИСК ВЛЕТЕТЬ НА ДЕНЬГИ. ЕСЛИ ПОПАДЕШЬ В ДТП, СТРАХОВКА ПОКРОЕТ ТОЛЬКО ДРУГУЮ МАШИНУ»
Следующий собеседник выложил изданию всю подноготную, из-за чего попросил анонимности.
- У нас многие медики убежали в Нижнекамск. Почему? Там руководство более лояльное. Но в последнее время дефицит именно водителей. Раньше была нехватка фельдшеров. Они сутки через двое работают, потому что их тоже не хватает. Не удивлюсь, что это нарушение трудового кодекса, переработка.
Экс-сотрудник также объяснил, от каких факторов зависит оперативность прибытия скорой.
- Во-первых, мало бригад. Если заявка поступила, а свободных бригад нет, придется ждать. Во-вторых, от водителя зависит. Я, например, всегда торопился, иногда рискуя. Есть более спокойные водители. В целом соотношение вызовов и количества действующих бригад несравнимо. После того как я уволился, узнал, что бригад на смену всего 12 осталось. Водителей нет – бригад нет. Сейчас меня, как потребителя, волнует доступность скорой, - отметил челнинец.
Мужчина также вспомнил, что главврач как-то анонсировал появление еще одной подстанции в 65 комплексе. Однако ему не известно, на каком этапе проект сейчас.
- У водителей постоянный риск влететь на деньги. Если попадешь в ДТП, страховка покроет только другую машину, повреждения спецтехники оплачиваешь сам. Плюс это тоже наказуемо – премию не получишь. Какая-то страховка должна быть. Понятно, что бездумно ездить не надо, но обезопасить сотрудников следует. Если во временные рамки не уложился при вызове – ругают. Хотя у нас Тукаевский район еще, мы и в деревни ездили. Иногда цифры прибытия дают нереальные.
Стоит отметить, что в Челнах ведется работа по привлечению врачей в рамках программы господдержки – раздают гранты и предоставляют жилье.
- Мне кажется, льгот для водителей скорых не было. По крайней мере нам о них никто не говорил. Мы бы тоже не отказались, - посетовал спикер.
«СТРОЯТ ЖЕ ДОРОГУ М-7, СКАЗАЛИ ТАМ ПЛАТЯТ 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ, ТУДА ВСЕ И УШЛИ»
- Все нормально с руководством. Никто не заставляет силой перерабатывать. Как положено работай, потом отдыхай. Начальство не напрягает. Претензий к ним нет, - поделился действующий водитель скорой Рафис.
Челнинец озвучил еще одно обстоятельство массового увольнения водителей.
- Строят дорогу М-7, сказали там платят 150 тысяч рублей, туда все и ушли. Сработало сарафанное радио. Многие вернулись обратно. Я тоже уходил - вот, вернулся, - отметил мужчина. – Сейчас многие уходят из бюджетных организаций, так как частники больше платят.
По его словам, зарплата водителей составляет около 30 тысяч рублей.
«ФЕЛЬДШЕРОВ НЕ ХВАТАЕТ, КАК И ВОДИТЕЛЕЙ СКОРЫХ. ОНИ ДЕРЖАТСЯ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ИПОТЕК»
Следующий экс-водитель поделился, что весной они взывали к помощи общественности, так как были не согласны с условиями труда. По его словам, был целый водительский бунт, который город замял.
- Чтобы пересчитать, сколько уволилось за полгода - не хватит пальцев на руках и ногах. Кроме того, увольняться продолжают. Про зарплаты сказки рассказывают! За такие деньги бы все работали, но таких сумм нет, - добавил он. – Фельдшеров так же не хватает, как и водителей. Держатся только из-за ипотек.
Отметим, что главврач станции скорой помощи Набережных Челнов Сергей Крылов отказался дать комментарий Chelny-biz.ru.
ТАТЬЯНА ГУРЬЕВА
«ЕСЛИ ВОПРОС НЕ БУДЕТ РЕШАТЬСЯ, ГОТОВА ОКАЗАТЬ ЛЮБОЕ СОДЕЙСТВИЕ. СОБЕРЕМ ПОДПИСИ ГОРОЖАН, ЧТОБЫ ЗАРПЛАТА ДОСТОЙНАЯ БЫЛА»
Депутат горсовета Челнов Татьяна Гурьева была первой, кто вынес проблемы в работе скорой медицинской помощи Челнов в публичное поле. К ней обратилась пожилая челнинка, которая не могла восемь часов дождаться медиков для сына. В результате мужчине диагностировали опасное для жизни заболевание – мышиную лихорадку. Коммунист направляла обращение на имя главы Татарстана Рустама Минниханова. Гурьева заявила о необходимости строительства новой станции, расширении автопарка карет скорой и увеличении числа персонала.
– Я разговаривала с начальником управления здравоохранения Набережных Челнов Рустамом Нугмановым. Он сказал, что процесс увольнения работников остановили, ведут работу по привлечению кадров: приняли двух врачей. Там три основные жалобы. В основном, на низкий уровень заработной платы, очень высокую нагрузку – я даже не знаю, как они могут так работать. Также, как говорят, есть какие-то проблемы с начальством. Это однозначно, потому что везде информация вылезает. Отношение руководителя к сотрудникам тоже имеет значение, - отметила депутат. - Начальник управления также сказал, что должны ставки повысить. Посмотрим. Если водитель работает за двоих, то пусть он и получает за двоих, но это должны быть не какие-то мизерные доплаты. Эта сфера – особенная и очень важная, ведь водитель не просто спокойно катается по городу, там минуты, секунды важны, чтобы спасти жизнь человека. Кроме того, им иногда приходится помогать в транспортировке больных, ситуации разные бывают. Если у человека (имеет в виду бригаду скорой - водителя или фельдшера, – ред.) будут такие нагрузки, он не сможет полноценно оказать помощь больным. Сейчас нужно пообщаться с людьми. Если вопрос не будет решаться, готова оказать любое содействие. Мы соберем подписи горожан, чтобы зарплата достойная была, а не прибавка в несколько тысяч. Врачи уезжают работать в соседние города не от хорошей жизни. Хотя в Нижнекамске, к примеру, ситуация по загруженности лучше. Когда мы смотрели по регионам, у нас в Набережных Челнах ситуация хуже всего. Летом ко мне обратилась женщина, которая ждала помощи девять часов. Говорили, что некоторые ждут и дольше.
МАРСЕЛЬ ТУХВАТУЛЛИН
«К СОЖАЛЕНИЮ, НЕХВАТКА КАДРОВ ПРОБЛЕМА ВСЕРОССИЙСКАЯ И ОНА ЕСТЬ ВО ВСЕХ СФЕРАХ»
Коллега Гурьевой, депутат горсовета Набережных Челнов от Партии Роста Марсель Тухватуллин, который входит в постоянную комиссию по вопросам охраны здоровья граждан и соцзащиты, отметил, что проблема кадрового голода есть не только среди водителей скорых.
- Это очень важный вопрос. Водители наряду с медиками спасают жизни. Насколько мне известно, в правительство РТ уже направлено обращение о повышении зарплаты путем установления надбавки за вредные условия труда. Это позволит поднять выплаты водителям. Но, к сожалению, нехватка кадров - проблема всероссийская. Количество вакансий во всех наиболее востребованных профессиональных сферах растет практически в геометрической прогрессии, - считает он.
Тухватуллин является директором компании «Приборкам». Он прокомментировал ситуацию и как работодатель.
- Сейчас везде переманивают сотрудников высокими зарплатами. В последнее время здоровой конкуренции на рынке кадров нет. При этом работодатели серьезно работают над мотивацией персонала, вкладываются в корпоративную культуру. Конечно, сотрудников привлекает не только уровень зарплаты, кому-то важны бесплатное медицинское обслуживание, дополнительные отпускные и т.д. Но дело не только в соцпакете и зарплате. Некоторым предприятиям физически не хватает людей. Здесь один из вариантов решения вопроса - переквалификация кадров.
РУСТАМ НУГМАНОВ
«ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ КРИТЕРИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПОЛ, А НАЛИЧИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КАТЕГОРИИ В ПРАВАХ»
Проблема массового увольнения водителей скорых набирает обороты не только в автограде. Как сообщает telegram-канал BAZA, на должность теперь начали приглашать и женщин.
Глава горздрава Рустам Нугманов прокомментировал Chelny-biz.ru, возможно ли решить проблему нехватки водителей скорой приемом на должность женщин.
- Конечно, можно. Ограничений нет, - ответил он. – Ведь определяющим критерием является не пол, а наличие соответствующей категории в правах.
Ранее Нугманов рассказал Гурьевой, как борется с дефицитом медперсонала в скорой помощи.
СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА
«Я САМА РАБОТАЛА ВРАЧОМ – БЫЛИ ДНИ, КОГДА ПОСТУПАЛО ПО 40 ВЫЗОВОВ В СМЕНУ»
Депутат Госсовета РТ и председатель Комитета по социальной политике Светлана Захарова подняла вопрос о дефиците персонала в скорой автограда на заседании республиканского парламента. Она заявила, что наиболее остро в республике проблема стоит в Челнах. Из 36 машин на выездах работают только 17, нагрузка на одну бригаду – 25 вызовов в смену.
- Медработники есть, но, к сожалению, увольняются водители. Они уходят на оборонные предприятия, где зарплаты в разы больше — до 120 тысяч рублей. Идет массовое увольнение водителей, - сообщила тогда депутат.
Chelny-biz.ru побеседовал с депутатом, чтобы узнать как ситуация обстоит сейчас.
– Как нам сказали в Министерстве финансов РТ, с 1 ноября должно быть повышение заработной платы примерно на 18 тысяч, если я не ошибаюсь. Но мы вопрос взяли на контроль. Наш комитет будет следить за тем, чтобы эти средства точно были выплачены с 1 ноября. Мы понимаем, что, наверное, прихода молодых специалистов не будет, но эта мера хотя бы приостановит отток тех, кто работает. Конечно, наша задача, чтобы в бюджете 2024 года этот вопрос был рассмотрен. Мы с Министерством финансов будем рассматривать этот вопрос, - сообщила спикер. - Были обращения, статьи и в других субъектах Российской Федерации, что идет массовое увольнение водителей скорой медицинской помощи. Затем руководители наших ведомств в Набережных Челнах и Казани обратились с этим вопросом. Наиль Гамбарович Магдеев также поднимал этот вопрос.
Депутат Госсовета также прокомментировала возможность найма женщин на должность водителей скорой.
- У нас равноправие. Женщины бывают еще более ответственными, они работают и на руководящих постах, директорами предприятий. Если у женщины есть определенная категория, если есть опыт работы и, если она чувствует силу, что справится с напряжением, то запрета нет. Мы понимаем, что это – не просто водитель. Иногда он бывает еще и санитаром, который помогает перенести больных, - отметила Захарова.
Ранее водители, которые уволились, отмечали некорректное отношение руководства по отношению к ним. Якобы сотрудников нагружали переработками. В беседе Chelny-biz.ru затронул эту тему.
- Нагрузка большая из-за того, что нет персонала. Мы должны понимать, что оказываем медицинскую помощь нашим гражданам. Я сама работала врачом – были такие дни, когда поступало по 40 вызовов в смену. Понятно, что в этой нагрузке, наверное, не виновато руководство. Бывают такие периоды, особенно в пандемию или, когда неблагоприятная эпидемиологическая ситуация по гриппу. Количество вызовов увеличивается, как на амбулаторно-поликлиническую сеть, так и на скорую медицинскую помощь. Нам надо, может быть, посмотреть меры поддержки, какие-то преференции для специалистов. В этом направлении тоже будем работать.
ДЕЙСТВИЯ МИНЗДРАВА РТ
МИННИХАНОВ ПОДНИМЕТ ЗАРПЛАТЫ В СКОРОЙ ПОСЛЕ МАССОВЫХ УВОЛЬНЕНИЙ В ЧЕЛНАХ
Накануне Минздрав РТ сообщил Chelny-biz.ru, что водители скорой медицинской помощи в Набережных Челнах и в целом по Татарстану могут получать повышенную зарплату. Такая инициатива поступила со стороны республиканского Минздрава.
«Проблема дефицита кадров в скорой помощи в большей степени касается водителей, нежели самих врачей. Министерством здравоохранения РТ было направлено обращение в адрес раиса РТ Р.Н. Минниханова по вопросу увеличения заработной платы водителей скорой медицинской помощи. Раисом республики Татарстан Р.Н. Миннихановым был согласован вопрос увеличения заработной платы водителей скорой медицинской помощи путем увеличения надбавки за вредные и опасные условия труда с 10% до 120%», - говорится в ответе.
При этом заработная плата по тарификации на одну ставку составит 48,8 тыс. рублей с ростом на 18,15 тыс. рублей к текущему уровню.
На данный момент вносятся соответствующие изменения в постановление Кабинета министров РТ.
Ангелина Самцова
Алена
Горожанка
Горожанин
Иван
Челнинец
Андрей
Алена
Алена
Челнинец
Городской житель
Горожанин
Рома
Елена
Бугульминец