История с возможным переездом гимназии №57 в новую строящуюся школу в районе ЖК «Притяжение» открыла новые антикризисные навыки исполкома – креативно «продавать», уговаривать и терпеливо ждать. Их продемонстрировали родителям, встревоженным радикальным решением. Власти провели недельный марафон собраний, где челнинцам расписывали бонусы переезда, а в качестве «траблшутера» выступил самый степенный и душевный чиновник исполкома Рамиль Халимов. Он лично вместе с директором гимназии презентовал проект новой школы, не забывая напоминать – все это ради блага детей. Убеждал, что от перестановки локаций суть не меняется, дух и качество образования гимназии переедет вместе с уставом. Более того, желание релоцироваться в полном составе озвучил не только педсостав, но и даже техперсонал. На карту брошены все козыри – детей зовут на экскурсию на стройплощадку (что является беспрецедентным решением для властей), обещают решить проблемы с проездом и даже передвинуть время уроков, чтобы те не попадали в час пик. Как результат – под очарование Халимова попало преобладающее число родителей. Окончательное решение, судя по всему, – дело ближайших дней.
Но это лишь то, что лежит на поверхности. У исполкома в этой истории более глубокие мотивы: гимназия рискует не пройти аккредитацию из-за неприспособленного здания, а сам строящийся объект – не добрать детей до проектной мощности. Почему юбилейная школа (а она станет десятой на счету Наиля Магдеева в Челнах и третьей мегашколой на 1,5 тысячи мест) подкинула работы исполкому, и какой антикризисный сценарий разыграл город – в материале.
СИТУАЦИЯ
ГИМНАЗИЯ РИСКУЕТ «ЗАВАЛИТЬ» АТТЕСТАЦИЮ, ГОРОД – НЕ ЗАГРУЗИТЬ СТРОЯЩУЮСЯ ШКОЛУ
Если брать факты, лежащие на поверхности, то ситуация кажется предельно простой – гимназия №57 банально метит на прекрасное современное здание. Ведь там есть на что рассчитывать: объект почти за 3 млрд рублей вместит 1501 ребенка, обеспечит необходимой инфраструктурой и поможет учреждению со статусом гимназии подкрепить образовательный процесс технологической базой и подобающими условиями. Он помог бы учреждению с 30-летней историей вырваться из неприспособленного здания бывшего детского сада в 58-м комплексе, которое вмещает пока чуть более 700 детей.
Дальше по алгоритму: руководство гимназии обращается к мэру, озвучивает просьбу, он созывает ответственных в исполкоме, рабочая группа едет в здание, где располагается гимназия, понимает, что все плохо и в мэрии начинают изучать возможности переезда.
Завесу накануне приоткрыл мэр, отвечая на вопрос Chelny-biz.ru. При этом градоначальник, который несколько недель назад уже намекал, что новая строящаяся школа может стать гимназией, на этот раз попросил не педалировать ситуацию. Он сообщил, что вопрос пока окончательно не решен, идут обсуждения.
– Во-первых, пока этот вопрос обсуждается. Во-вторых, мы будем учитывать желание руководства гимназии №57 и пожелания родителей. История такова: в первую очередь, ко мне обратился руководитель образовательного учреждения с тем, чтобы рассмотреть вопрос о возможности гимназии переехать в строящуюся школу в микрорайоне «Притяжение», – рассказал мэр. – Родители и преподаватели обращались с тем, чтобы расширить площади учреждения, учитывая, что это бывший детский сад, и сегодня там занимается более трехсот детей. Мы выезжали туда, посмотрели. Сегодня технических условий для того, чтобы расширить существующее здание, нет. Мы по этому поводу собирались и с коллективом, и с родителями. Ситуация такая, какая есть. Сегодня этот вопрос взяли в работу. Рассматриваем, встречаемся с родителями. Примем решение после того, как окончательно выслушаем все мнения.
Но тезис с переездом гимназии в новое здание из-за недостаточных мощностей существующего – лишь поверхностный. Важнее причины такого желания. Как ранее стало известно изданию, у учебного заведения 28 декабря 2023 года истекают сроки государственной аккредитации. Гимназия фактически рискует не пройти очередную аттестацию из-за несоответствия нормативам, так как располагается – совпадение – в здании бывшего детского сада. То есть в неприспособленном объекте. Город и директор, вероятно, рассудили: школу надо спасать, строить новый объект некогда и не на что, поэтому поможет переезд. И оптимальным вариантом, лежащим на поверхности, стала строящаяся школа.
Если отталкиваться от частного и смотреть шире, то переезд гимназии на руку и самому исполкому. Объект необходимо загружать согласно проектным мощностям, а риски не добиться этого только детьми из ЖК «Притяжение» становятся все более вероятными – застройщик сдал лишь первые очереди ЖК. А строить мегашколу на бюджетные деньги без загрузки – дело шаткое. Плюсом, судя по всему, учитываются планы по удержанию в Челнах крупного застройщика, который может продолжить экспансию в городе, если кейс с эффективно работающей социальной инфраструктурой сложится.
При этом выяснилось, что разговоры о возможном переезде продолжительное время обсуждали кулуарно, и многие родители были просто не в курсе. После того, как об этом стало широко известно, челнинцы начали задавать очевидные вопросы: зачем надо было строить большую школу, если нет обеспечения проектной мощности учениками жилого комплекса «Притяжение»; как после переезда возить сюда детей, если нет дороги и транспорта; возьмут ли их вообще в новую школу, если места займут те, кто должен быть там по прописке; как смогут набрать педсостав на такие мощности; не потеряет ли гимназия свою «ламповую» атмосферу и уровень подготовки и т.д.
Многих это известие вовсе застало врасплох. Родители покупали квартиры рядом с гимназией, чтобы школа была в шаговой доступности. В учреждении, кстати, действительно учатся в основном дети из 58, 59, 60 комплексов. Родители также предполагали, что мегашкола могла бы загрузиться и без переезда гимназии – ее могут заполнить дети не только из «Притяжения», но и из поселка Орловка, новых ЖК у гипермаркета «Лента», из 62 комплекса и т.д.
«Как добираться в школу, если нет дороги? Не все родители могут возить детей. Вы сначала постройте дома, дороги, обеспечьте транспорт нормальный, а потом людей будоражьте.
А есть ли кадры для новой школы? Почему так распоряжаются судьбами людей? Детей, родителей, учителей спросили, хотят ли они в новую школу?» – писали, например, читатели издания.
Власти, видимо, оценив обстановку, решили погасить конфликт еще в зародыше, пока родители сами не поняли, что хотят затеять бунт. В качестве антикризисного менеджера к челнинцам отправили заместителя руководителя исполкома Рамиля Халимова – специалиста с опытом, соответствующими навыками и подходящей харизмой.
РЕШЕНИЕ
ПРОСТОР, БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Каждый день на протяжении всей прошлой недели Рамиль Халимов приезжал в гимназию №57 для разговора с родителями. В актовом зале собирали по несколько классов. Вместе с директором учреждения Еленой Федоренко представители исполкома сначала демонстрировали презентацию, подробно описывая, какие плюсы ждут гимназистов при утверждении и переезде в строящийся объект в ЖК «Притяжении», а после выслушивали и отвечали на особо волнующие вопросы родителей, которых застали врасплох таким предложением.
На презентации Халимов и Федоренко разбирали новые условия на примере «Центра образования №62» – мегашколы, которая открыла свои двери 1 сентября прошлого года. Объект в «Притяжении» также рассчитан на 1 501 ученика. Но это не единственное, что будет их объединять.
Школа будет вмещать в себе сразу несколько контролей пропуска – КПП при входе на территорию на воротах и еще один соответствующий контроль при входе в само здание школы. Таким образом, с третьей категории безопасности гимназия при переезде в новое здание «перескочит» сразу в первую. Халимов отметил, что камеры будут везде, кроме туалетов. Навигация по школе, отдельные раздевалки для младшей, средней и старшей школы, просторная рекреация с внедрением в интерьер полезной информации, где можно будет побегать детям и посидеть старшеклассникам, просторный центральный холл, актовый зал, конференц-зал на 80 мест. К слову, последний будет больше, чем актовый зал в гимназии, который рассчитан на 70 человек.
Также в новом здании предусмотрена библиотека с читальным залом, бассейн с малой и большой чашей, инструктором и условиями для детей с ограниченными возможностями. Директор отметила, что польза бассейна для детей очевидна, и школьники смогут раз в неделю поплавать с одноклассниками в формате учебного плана.
Столовая в новом здании рассчитана на 500 посадочных мест, перед входом будет зона с санитайзерами для рук у каждого умывальника. Федоренко отметила, что они будут просить сделать такую же отдельную зону для младших классов в столовой, как и в мегашколе Челнов.
Родителям гимназистов показали спортивную инфраструктуру: беговая дорожка, огороженное футбольное поле, баскетбольные, волейбольные площадки, площадки для начальной школы с тренажерами и МАФами. В новой школе будут санузлы в современной стилистике и со всем, что необходимо по СанПиН. Предполагается в новой школе и появление медиа-студии. Директор отметила, что в планах развивать IT-технологии, но это еще предстоит обсудить с родителями гимназистов.
– Когда вы будете принимать решение, учитывайте два плюса. Первый – безопасность. Новая школа будет безопаснее, чем действующее здание, вы это понимаете, так ведь? Второй момент – да, из гимназии ваши дети выйдут умными, конкурентно способными, а здоровыми ли? Представьте себе: бассейны, спортзалы, территория, где можно двигаться. Мы вам предлагаем дополнительные занятия. Конечно же, кто не занимался, так и не будет. Однако для тех, кто хочет заниматься, условия будут лучше, – обратился к родителям Халимов. – Я спрашиваю: «Где вы занимаетесь спортом, физкультурой?». Мне говорят: «У нас же спортзал есть». «И что вы там делаете?». «Играем в волейбол». Я так посмотрел – как можно играть в волейбол в таком маленьком спортзале? Не в упрек, но так получилось, что школа востребована, количество желающих здесь учиться огромное, а возможностей нет.
Халимов также затронул вопрос о возможном сценарии, который волнует родителей: они опасаются потери качества обучения, образовательной базы и атмосферы гимназии №57.
– Когда мы принимали решение, такой страх у нас тоже был. Здесь будут учиться дети из ЖК «Притяжение», вдруг гимназия потеряется? Для нас это было бы не очень хорошо. Но дети будут приходить в гимназию №57, которая имеет свой устав, свои порядки, свои определенные требования. Если бы гимназия перешла в какое-то здание, где уже есть школа, тогда бы получилось так: мы пришли, а там устав уже есть. Поэтому можно сделать вывод, что гимназия не потеряется. Поэтому мы не открываем новую школу, мы просто переводим вас в новое здание. Выбор за вами, уважаемые родители.
Чтобы успокоить родителей, у которых в приоритете педсостав, к которому привыкли дети, на собрании отметили, что на данный момент все учителя решили перейти в строящееся здание. Более того, на новое место собираются переезжать даже работники столовой.
Исполком даже готов на беспрецедентный шаг – пустить школьников постарше на экскурсию в строящуюся гимназию. Этой идеей также поделился Халимов. Ранее, кстати, город такого не делал – доступ на стройплощадку получала лишь команда заказчика, подрядчика, представители исполкома и набегами городские СМИ. Экскурсию наметили на эту неделю. По словам Халимова, для детей организуют автобусы. Гимназистам предлагают самим проанализировать предлагаемые условия и поделиться мнением с родителями. Родителей попросили лишь письменно выразить согласие или отказ от данной идеи, чтобы у учреждения и администрации города было понимание по комплектации экскурсионной группы.
По словам директора школы, собрание было одно из последних. Она также сообщила, что 600 с лишним родителей уже выразили согласие с переездом. Отказ от предложения написала только одна женщина – мама двух учеников гимназии.
РЕАКЦИЯ
ДОЕДУТ ЛИ ДЕТИ ДО ЖК «ПРИТЯЖЕНИЕ», И ГДЕ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ
Пришло время для вопросов от родителей учеников. И если инфраструктурой школы и в целом масштабностью объекта их удалось впечатлить, то ряд вопросов все же пока так и не решен. Большинство родителей боятся столкнуться с транспортными проблемами, которые наблюдаются в целом по всему городу. Они отметили, что дети могут оказаться в центре утреннего пассажирского часа пик – в «газельках» нет мест, транспорт полностью загружен. Кроме того, нет больших автобусов по Московскому проспекту. А с учетом переезда целой школы соответствующий транспорт обязательно понадобится. В виду его отсутствия сами родители попросили увеличить число автобусов малой вместимости по данному маршруту.
Халимов ответил родителям, что школьного автобуса не будет. Администрация города пока не может рассчитать, сколько человек будет ездить, и решать проблему, если она появится, можно будет только в новом учебном году. Халимов отметил, что воздух возить никто не будет, а на приобретение больших автобусов мэрия уже выделила деньги. Если будут переполнены автобусы, значит, их добавят, если будет не устраивать учебный график, его поменяют.
Федоренко сообщила, что администрация школы готова будет подстроиться под учеников и их удобство – уроки могут сделать с девяти утра или 8:30, чтобы дети не ездили в час пик.
По словам Халимова, автобусы администрация пустит до 1 сентября этого года, а после будут решать конкретно проблемы родителей и учеников гимназии №57. «Если они будут», – добавил спикер.
Родители в целом пожаловались Халимову на общую проблему с общественным транспортом в автограде, просили донести до мэрии. Он пообещал решить этот вопрос, но отметил, что в крайнем случае родителям можно присмотреться к другим школам города.
В беседу вступила директор гимназии. Федоренко поделилась своими наблюдениями – большинство учеников привозят родители на машине. «У нас комплексных детей, которые живут в шаговой доступности, не так много», – сказала она.
Записали просьбу родителей – обустроить пешеходную дорогу с трамвайной остановки.
Халимов продолжил перечислять плюсы, которые ждут гимназистов при переезде.
– Если кто-то учился в челнинской школе, вы знаете, что наши классы прямоугольные, в длину. В новых школах по проекту квадратные. У вас в классе дышать нечем, в нем учится где-то 37 учеников. Появляется возможность из двух классов сделать три класса. Понимаете, это тоже приведет к тому, что нужны будут дополнительные учителя. Есть такая необходимость, возможность? Это уже будет решать администрация школы, – отметил он.
С «Притяжения» дети будут приходить по прописке. Набирать будут с первого по восьмой классы. Директор учреждения отметила, что около 10 учеников из нового ЖК уже учатся в этой гимназии. Федоренко их похвалила – все умные, хорошие. На один класс планируют набирать по 24 школьника, но число может возрастать, в зависимости от желающих обучаться.
– Мы с вами немножко эгоисты, – обратился Халимов под конец к родителям. – Мы больше думаем о себе: каково будет мне, когда мой ребенок перейдет в новую школу? А каково будет ему или ей, это на втором плане. Обратите внимание, я еще раз повторяю то, что сказал. Да, ребята умные, талантливые. Хорошие учителя, а условий ноль по сравнению с тем, что мы предлагаем. Как бывший директор школы описываю вам картину: 1 сентября, первоклассник идет в школу, он еще не ученик, но уже считает себя очень большим человеком. Ребенок бежит радостный, у него счастье. А где здесь бежать первоклассникам? Где счастье показывать? Условия очень разные. Поэтому я очень вас прошу решать вопрос в пользу ребенка, а не в пользу нас с вами, больших людей.
Халимов сообщил, что в это время для новых учреждений только начинается комплектация учеников.
– Школы нет, там стоит вагончик. Вагончик – это кабинет директора, который сидит, учеников записывает: первый класс столько-то, второй класс столько-то, третий столько-то… Когда набирает определенное количество к концу учебного года, он начинает искать учителей. Сначала те, кто получил рядом квартиру, купил, потом начинает искать там, где он работал. Здесь ситуация совершенно другая: здание есть, ученики есть, учителя есть. Да, будут какие-то определенные изменения, но они будут незначительные по сравнению с другими школами, – заверил он родителей. – Это единственное учебное заведение, которое с первого дня комплектует с 1 по 11 класс. У нас ни одна школа-новостройка не комплектовалась до 11 класса. Все с 1 по 7 класс, только «Адымнар» со 2 по 7 классы. Почему мы так сделали? Потому что микрорайон, большое количество детей приходят, мы их должны рассадить. Сегодня мы перед директором школы, администрацией, коллективом не ставим задачу к 1 сентября набрать 1 500 учеников. Нам достаточно 800 учеников. Пока привыкнут друг к другу, пока начнут учебные занятия, а дальше будут уже увеличивать количество детей в этом образовательном учреждении.
Вопросы будут возникать, признал Рамиль Халимов, без этого не бывает. Как бы то ни было, выбор, в конечном итоге, стоит сегодня за родителями.
Chelny-biz.ru
Салах Фаридов
Ольга из Притяжения
Анна
лара
Анна
Ольга
Житель Челнов
Ева
Челнинец
Чертоги Разума
Руслан
Руслан
катя
Ольга из Притяжения
лара
оля
Алсу
Ольга из Притяжения
Ольга из Притяжения
Наталья