Участок в парке Победы, который в очередной раз стал эпицентром скандала, впервые был выделен в частную собственность еще при Рашите Хамадееве. При этом, как стало известно Chelny-biz.ru, первых владельцев уже нет в живых. Решению главы администрации города, который подписал документы еще в начале нулевых, пытался спустя годы противостоять Ринат Абдуллин. Но у него ничего не вышло. Теперь в деле коммунистка Татьяна Гурьева. Тем временем страдают предприниматели, которым переходит земля из рук в руки, а бывшие депутаты недобрым словом вспоминают и Хамадеева, и Шайхразиева, которые «разбазарили даже центр». Мол, теперь только и приходится, что исправлять ошибки, которые оставили после себя предыдущие главы.
Смогут ли воплотить проект в реальность последние собственники участка, зачем Гурьева блокирует стройку, как отразится конфликт на предпринимателях и насколько перспективен бизнес-проект - выяснял Chelny-biz.ru.
ЧТО ПРОИСХОДИТ
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ОТВЕДЕН ЕЩЕ В 2000 ГОДУ ХАМАДЕЕВЫМ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЛИЦАМ. ЭТИХ ЛЮДЕЙ УЖЕ НЕТ В ЖИВЫХ»
Центр общественного питания в парке Победы стал очередным проектом, который рискует остаться нереализованным. Так уже произошло с несколькими объектами, строительство которых блокировали жители, в том числе получая поддержку Татьяны Гурьевой. Депутат горсовета Набережных Челнов сегодня активно выступает и против стройки в парке, где еще несколько лет назад не нашел поддержки у властей проект Александра Ткачева. Тогда бизнесмену пришлось вынести конфликт из-за невыдачи градостроительных документов в публичную плоскость - он обратился за помощью к бизнес-омбудсмену и прокурору республики.
– Если вы помните, были тяжбы с исполкомом, тогда мы подключали к ситуации и бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова, и зампрокурора республики Марата Долгова. Они дали свое заключение: исполком превысил полномочия, не выдав ГПЗУ и затянув вопрос, – вспоминает Александр Ткачев. – Было поручение выдать документ и прекратить это самодурство. Мы тогда поменяли первоначальную концепцию, которую еще при Шайхразиеве рисовали: со SPA, рестораном и концертным залом. Планировали детский центр (объективно таких объектов не хватает городу), но опять же, несмотря на это, нам не дали реализовать проект.
Ткачев вспоминает, что потом нагрянула пандемия, кризис, поменялись приоритеты.
– Мы же понимаем, что строительство – это трудоемкий процесс. После кризиса появились другие приоритеты, и мы решили продать участок, – рассказал бизнесмен. – Если поднять протоколы первых общественных слушаний, которые в 2015 году организовала Наталия Фишман, тогда пришли к единому мнению – в парке нужен круглогодичный объект, который должен был стать неким магнитом, точкой притяжения. Сейчас у нас в парке ни поесть, ни от дождя не скрыться. Ну есть ШШК и панихидная столовая с торца – все!
Бывший владелец участка отмечает, что вся документация у собственника в порядке и проверка прокуратуры должна это подтвердить.
– Земельный участок отведен еще в 2000 году Хамадеевым определенным лицам. Этих людей уже нет в живых. У нынешнего собственника сделка чистая, – продолжает Ткачев. – У некоторых возникают вопросы по тому, что земля значится рекреационной зоной. Она всегда такой была. Но у рекреационной зоны по закону есть виды условно-разрешенного использования.
Напомним, в парке Победы осенью началось строительство здания, где разместится несколько заведений общепита – рестораны и кафе разных кухонь. Объект займет почти 3,9 тыс. кв.м. Его проектировщиком выступает компания «РР-проект», генподрядчик – ООО «Полистрой». Поставить на ноги проект планируют за полтора года, на окупаемость инвесторы рассчитывают выйти через 10 лет. Как ранее рассказывал Chelny-biz.ru Андрей Никитин, представитель собственника земельного участка, идея построить Центр общественного питания родилась совместно с руководством города.
КТО НАCЛЕДИЛ И КОМУ ЭТО НА РУКУ
«К СОЖАЛЕНИЮ, ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВНИКИ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СТРОЕК. БОЮСЬ, СТОИМОСТЬ ИХ БЕЗДЕЙСТВИЙ СКОРО НАЧНУТ ЗАКЛАДЫВАТЬ В СМЕТЫ»
Эксперты Chelny-biz.ru вспоминают, что подобный случай – не единичный. К примеру, в 2014-м с подачи Татьяны Гурьевой был заблокирован коммерческий объект у дома 20/07 возле парка Победы. Строительство завершили, но ввести в эксплуатацию так и не смогли. Его владелец Вилаят Чобанов сегодня схожую ситуацию прокомментировал так:
– Пусть строят центр общественного питания, администрации виднее. Кто я такой, чтобы иметь свое мнение? Мое здание стоит уже 10 лет, все было чисто: разрешение на строительство, другие документы - все подписали. Здание построили, начались проблемы, и в итоге открыть не разрешили. Изначально я хотел отдать помещение под продуктовый магазин, а теперь там ничего не будет.
Сравнивает оба случая и Сергей Еретнов, бывший коллега Гурьевой по горсовету.
– Гурьева уже не в первый раз проделывает такой фокус. Я ее уважаю как бойца за народное счастье. Но с ее подачи уже было вынесено решение о сносе здания в 20-м комплексе, на другой стороне парка Победы, – говорит Еретнов. – Все документы были выданы исполкомом, но прокуратура, с подачи Гуревой, все это опротестовала, нашла какие-то нарушения. Самое любопытное, почему, собственно, исполком не выплачивает убытки бизнесмену, которому разрешили строить? Все это было при Шайхразиеве, нашем легендарном мэре в красных штанах. При нем очень много было спорных моментов. Наследие Шайхразиева до сих пор дает о себе знать. Собственно, он был снят с должности именно за земельные вопросы, хотя за это надо было сажать. Кстати говоря, Конституционный суд Российской Федерации постановил, что дела о коррупции не имеют сроков данности. Поэтому, думаю, это отразится на господине Шайхразиеве. Что касается парка Победы… Ну тут Хамадеев. При нем разбазарили даже центр! Он мог подписывать документы в бане!
Сергей Еретнов при этом убежден, что от бизнесменов нужно отстать, потому что парк – это место отдыха. И если здесь появится хороший общепит – на руку всем.
– Гурьева не говорит, что стройка такого объекта незаконна. Она говорит, что это аморально, поскольку это строится в парке, который называется парком Победы. Ну я лично не вижу в этом логики. Что, в парке Победы теперь нельзя гулять, а только в форме ходить?! Видимо, как зашел, сразу должен шагать строем. Не надо все это смешивать, прикрываясь святым словом «Победа». В парке же есть и колесо, и детский парк аттракционов, и место для воинской славы, стоят танки. Одно другому никак не мешает. Это в первую очередь общественное пространство для отдыха. Земля находится в той или иной собственности уже больше 20 лет, и ничего там не строится. Если кто-то решил вложить деньги и построить хороший объект общепита, почему нет? Другой вопрос – надо добиться, чтобы это было красиво и функционально. Поэтому позиция Гурьевой, во-первых, против здравого смысла. Во-вторых, если прокуратура не найдет никаких нарушений, то мне кажется, действия Гурьевой можно расценить как противозаконные.
Роман Мугерман, бывший депутат горсовета и Госсовета, и вовсе говорит о «профессиональных противниках строек» и шутит, что их «работу» скоро начнут закладывать в сметы.
– К сожалению, есть профессиональные противники всех возможных строек. Боюсь, стоимость их бездействий скоро начнут закладывать в сметы, – считает Мугерман. – С моей точки зрения есть профессиональные горлопаны. Выходит толпа противников, митингует, проходит время, через месяц выходят и митингуют «за». Предпринимателю кровь попьют, если он нервный товарищ. Если нет, то будет прямо делать то, что должен – следовать букве закона. Если администрация города выдала разрешение, а в результате запрета предприниматель понес расходы, получается, что разрешение выдали с нарушением. Исполком в данном случае должен выплатить предпринимателю понесенные расходы, нет – значит в суд. Все должно быть по закону, а не так, что кто громче крикнул.
Что касается проекта в парке, экс-депутат говорит, что это отличная идея и логичное дополнение парка. Городу нужно больше таких заведений и пространств. Другой вопрос – заполняемость помещений такого масштаба.
ЧТО ГОВОРЯТ ПРО ПРОЕКТ БИЗНЕСМЕНЫ
«ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИГРОКОВ ПРИВЛЕКАЮТ ТОЛЬКО ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ – ТАМ, ГДЕ ПРИТЯЖЕНИЕ ТУРИСТОВ»
Ресторатор Ирек Муратов, совладелец холдинга CAFÉ GROUP, подчеркивает, что подобные объекты больше заходят в туристических городах. Они становятся местом притяжения для туристов и горожан. В этот проект с точки зрения бизнеса он не верит. Подобную концепцию (если владельцы участка действительно намерены осуществить то, о чем говорят) реализуют обычно в городах-миллионниках.
– В крупных городах эта концепция уже давно реализуется, она работает. В Самаре есть подобный фудхолл Picture’s, в Москве – Усачевский рынок. Там представлены разноконцептуальные виды кухонь, – делится Муратов. – Рынок ресторанного бизнеса в Челнах не велик и смогут ли они освоить эту площадь – большой вопрос. Для одного павильона нужно около 70 «квадратов» – это открытая кухня, барная стойка и зона для клиентов. Кроме того, в таких центрах проводят конкурсы, конференц-встречи, приглашают артистов. Такие точки хорошо работают в выходные. Отдельно делают павильон под алкоголь. Федеральных игроков привлекают только города-миллионники – там, где притяжение туристов.
Муратов считает, что Набережные Челны федералы в расчет не берут, поэтому над популяризацией площадки нужно будет немало поработать.
– Первое время это будет убыток. Мы все-таки больше работаем в стационарных ресторанах. У нас был опыт работы с павильонами, на мой взгляд, со стационарными ресторанами более выгодная история, – говорит Ирек Муратов. – Над концепцией центра общественного питания нужно долго думать, упаковывать ее. Если делать, то может «Вай Гоги» поставить как вариант. Трафик наработается только тогда, когда зайдут как минимум семь-восемь заведений разных концепций.
КАК ОЦЕНИВАЮТ СИТУАЦИЮ АКТИВИСТЫ
«МЕНЯ ПРОСТО СМУЩАЕТ, ЧТО БИЗНЕС СНАЧАЛА ДЕЛАЕТ, А ТОЛЬКО ПОТОМ ВЫНОСИТ НА ОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ»
Чтобы избежать столкновения с негативом нужно в первую очередь еще до начала строительства обсудить его с населением, считает Артур Королев, общественный деятель, шоумен и владелец цветочного бизнеса. В подобном случае такого развития событий можно избежать.
– Действительно хороший и качественный фуд-корт в парке – это хорошо. В больших городах России, Европы в парках всегда есть качественный общепит, а не ларечного типа как у нас, – говорит Королев. – Меня просто смущает, что бизнес сначала делает, а только потом выносит на общее обозрение. Всегда, когда речь касается общественных пространств, общественных мест, лучше потратить деньги на работу с населением, показать, как это будет выглядеть, услышать мнение и только потом реализовывать. Я считаю, что с общественным мнением нужно работать, а не просто рубить сук, на котором ты сидишь. В рамках слушаний можно услышать очень много полезной информации. Будет один, два, три комментария, но ты сразу можешь получить «адвокатов мнения». Кто-то выделяет на это время, деньги, кто-то – нет. Чем больше ты разговариваешь с людьми, тем больше тех, кто в курсе твоего проекта, и тебе не приходится работать с негативным сценарием.
Пока же прокуратура проверяет хозяев стройки. Владельцы участка уже ответили на заявления Татьяны Гурьевой, попытавшись успокоить, что «пивнушек» здесь не будет.
Chelny-biz.ru
Юлия
Раушания
Горожанка
Юлия
Раушания
Замир
Замир
Александр
Раушания
Раушания
Раушания