«Я влюбился в концепцию городского электромобиля-гаджета. С тех пор «АТОМ» – дело жизни», – поделился с Chelny-biz.ru гендиректор АО «Кама» Игорь Поваразднюк. Сегодня проект набирает обороты и планирует запустить серийное производство электромобиля родом из Набережных Челнов уже в 2025 году. Тогда же, уверен руководитель, он появится и на дорогах автограда. В числе первых владельцев – он сам. На каком этапе работа над машиной, почему штаб-квартира проекта в Челнах, а не в столице, и как она изменится в ближайшие годы – Поваразднюк рассказал изданию. Он оценил, как идет процесс создания инфраструктуры для нового транспорта и что еще нужно водителю электромобиля.
АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
«МЫ СИСТЕМАТИЧЕСКИ СОБИРАЕМ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ»
– В данный момент мы находимся на этапе активной разработки электромобиля и программного обеспечения, включая нашу собственную высокотехнологичную автомобильную платформу и операционную систему ATOM OS с работающим на ее основе маркетплейсом ATOMVERSE. Запущен процесс индустриализации продукта – полным ходом идет подготовка к изготовлению серийной оснастки, запущен процесс сертифицированной разработки ПО. На завершающей стадии подбор производственной площадки. В скором времени мы обязательно сообщим подробности.
Что касается обратной связи (автомобиль был презентован на нескольких площадках, в том числе, премьер-министру РФ Михаилу Мишустину и Председатель Правления ПАО «Сбербанк» Герману Грефу – ред.), электромобиль «АТОМ» в целом вызвал положительную реакцию как представителей мира политики, бизнеса, так и журналистов и просто посетителей выставок, которым интересны технологии, IТ, автомобили, гаджеты. Мы систематически (в том числе, в рамках глубинных интервью и виртуальных тест-драйвов) собираем обратную связь со всех людей и партнеров, соприкасающихся с проектом, это помогает нам быстрее расти и развиваться. Большое количество отзывов и реакций собираем в наших социальных сетях.
О «НАЧИНКЕ» «АТОМА»
«КОМАНДА ИНЖЕНЕРОВ ПОЗАБОТИЛАСЬ, ЧТОБЫ У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НЕ БЫЛО ПРОБЛЕМ ЗИМОЙ»
– Прежде всего, «АТОМ» – удобный во всех смыслах. Посадка/высадка через распашные двери, внутреннее пространство салона, высокий уровень комфорта при вождении, включая не менее 15 функций систем помощи водителю. Также наша команда инженеров позаботилась о том, чтобы у пользователей не было проблем с электромобилем зимой – запас хода будет оставаться на высоком уровне.
Наша операционная система ATOM OS позволит создать высокий уровень персонализации клиентского опыта. Регулярно на открытом маркетплейсе можно будет улучшать свой цифровой профиль – будут появляться новые функции управления автомобилем, развлечения, фичи с использованием дисплея дополненной реальности.
ПОЧЕМУ ПРОЕКТ НЕ «УШЕЛ» В СТОЛИЦУ
«ОДНАЖДЫ ЗДЕСЬ УЖЕ ПОСТРОИЛИ С НУЛЯ СИЛЬНЕЙШУЮ АВТОМОБИЛЬНУЮ КОМПАНИЮ»
– У проекта «АТОМ» определенно есть дух и миссия. Мы правда хотели бы, чтобы технологичный цифровой электромобиль из России стал бы желанным «гаджетом» для любого современного городского жителя. У Набережных Челнов тоже есть дух, ведь однажды здесь уже построили с нуля сильнейшую автомобильную компанию. Поэтому все сошлось. Огромная поддержка Республики Татарстан также помогает проекту чувствовать себя уверенно.
Что касается строительства нового здания IТ-парка («АТОМ» станет якорным резидентом), мы со своей стороны помогли проектной команде с описанием потребностей. Основная цель – создать центр совместного творчества, построить не только современное здание, но и культурную, рабочую среду. Ведь современный IТ продукт – это не только код. Это концепция, дизайн, UX, бренд, а также большой объем работ по интеграции с железом (в нашем случае – электромобилем), совместная работа инженеров и разработчиков. Поэтому целевая структура – это микс офисных, лабораторно-инженерных, культурных пространств.
О ПОКУПАТЕЛЯХ «АТОМА»
«Я УЖЕ ЗАБРОНИРОВАЛ ОДИН ДЛЯ СЕБЯ»
– Если говорить о целевой категории населения, можно назвать одну, но она действительно основная – это все современные жители городов. Они, независимо от возраста, в России характеризуются высоким проникновением в жизнь цифровых сервисов, пользуются сервисами мобильности, ценят в технологиях комфорт и удобство. Появление нашего автомобиля на рынке можно сравнить с появлением смартфонов. Их выбирают скорее не по форме (она в каждом случае примерно одинакова и подходит всем), а по набору функций, UX, дизайну. На челнинских дорогах «АТОМ» появится точно сразу после запуска серийного производства в 2025 году. Я, например, уже забронировал один на нашем сайте для себя.
В целом в первом полугодии 2023 года в России продано 4,5 тысячи электромобилей. Вероятно, по итогам 2023 года количество проданных электромобилей составит большую величину, чем весь общий объем продаж в РФ с 2015 по 2022 год включительно. Абсолютные значения пока еще малы, но мы наблюдаем начало ежегодного кратного роста рынка, точка невозврата пройдена. Здорово, что в списке топ-10 продаваемых в РФ электромобилей есть три модели от наших российских коллег по отрасли. Это очень важно и ценно. А наличие в списке лидеров таких электромобилей, как Tesla, показывает — что людям интересны высокотехнологичные продукты.
ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРОКАРОВ
«РОССИЙСКОМУ РЫНКУ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ПРЕДСТОИТ ВЫРАСТИ В НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ РАЗ ДО 2030 ГОДА»
– Инфраструктура в России развивается. В целом ко всей программе развития электротранспорта профильные министерства относятся крайне внимательно и шаги по развитию отрасли абсолютно последовательные. По собственному опыту знаю, что зарядиться сейчас в городах Татарстана на общественных быстрых зарядных станциях не составляет проблем – у торговых и офисных центров, магазинов и ресторанов, на сетях АЗС. И этот рывок сделан буквально за последний год. Но важно не останавливаться – ведь российскому рынку электромобилей еще предстоит вырасти в несколько десятков раз до 2030 года. Помимо развитой сети быстрых зарядных станций, важным будет развитие зарядных станций на парковках в жилых комплексах и объектах коммерческой направленности.
Мы, как производитель, выполняем и свою роль в том, чтобы владельцам электрокаров было комфортно. Во-первых, обеспечиваем достаточный запас хода зимой и летом. При среднестатистическом пробеге россиян (без учета дальних поездок) владельцу «АТОМа» заряжаться придется всего один раз в неделю. При этом на зарядку можно потратить 0 минут, если спланировать ее во время занятий другими делами – работа в офисе, покупки в торговом центре или просто вечерняя прогулка. Во-вторых, среднее время зарядной сессии «АТОМа» составит не более 30–40 минут. В-третьих, комфорт зависит от надежно выстроенного сервиса. Несмотря на то, что электромобиль практически не требует обслуживания и ремонтов, система онлайн-диагностики, а также партнерские сервисные сети всегда будут рядом с нашими пользователями.
О СВОЕМ УЧАСТИИ В ПРОЕКТЕ
«АТОМ» – ПО-НАСТОЯЩЕМУ ДЕЛО ЖИЗНИ. ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ ЕГО ХОРОШО»
– Я родом из Ханты-Мансийского округа. Всю взрослую часть жизни провел в Республике Татарстан – в Казани и Набережных Челнах. Самый ценный и значительный профессиональный опыт приобретен, безусловно, в стенах «КАМАЗа». Считаю, что найти в какой-либо компании такой объем интересных, сложных, инновационных проектов и задач, как на «КАМАЗе», – это редкость и большая удача. В 2021 году я влюбился в концепцию городского электромобиля-гаджета. С тех пор «АТОМ» – по-настоящему дело жизни. Хочется сделать его хорошо.
Chelny-biz.ru
Фото: пресс-служба раиса РТ, правительства РТ, АО «КАМА»
Полковник скалозуб
Олег
сура
Искандер
Санчо с ранчо
Петрович
Петровичу
усал
Андрей
ПЬЕР ДУНН
Елена
Руслан