Тимур Нагуманов попытался накануне «измерить градус» отношений между челнинскими предпринимателями и налоговой службой. За одним столом по его инициативе оказались Марат Сафиуллин, Лилия Гатина и, собственно, сами бизнесмены. В числе последних был Артур Туктаров, который два месяца назад сообщил Рустаму Минниханову, что в Челнах есть «одна проблема, которая называется «налоговая инспекция». Заявление прозвучало на встрече главы республики с предпринимателями Закамья и вызвало тогда шквал аплодисментов. Туктаров попросил президента проверить работу местных налоговиков за последние три года, на что тот дал добро. И вот вчера результаты этой проверки были озвучены: налоговая Челнов является лучшей по Татарстану, действует строго по закону, а жалоб от предпринимателей больше не стало – наоборот, их количество сокращается. Вряд ли автор вопроса ожидал такого поворота, но факт остается фактом: налоговики пришли вчера на откровенный разговор, чтобы расставить все точки над i. Chelny-biz.ru приводит некоторые выдержки из разговора.
«ВЫ ДОЛЖНЫ СЕГОДНЯ НАС ПОНЯТЬ. НЕ ПРОСТО ТАК ВАМ ОТКАЗАЛИ»
Артур Туктаров, ООО НПО «Атон Импульс»:
– У нас проблема с налоговым органом началась, когда мы возмещали НДС на протяжении нескольких лет, поскольку наше предприятие занимается разработкой и подготовкой мелкосерийного производства вездехода «Викинг». Мы получили инновационный грант на текущие расходы. Однако налоговая инспекция почему-то посчитала, что грант нам предоставлен на возмещение ранее произведенных затрат… Имеет ли право налоговая инспекция переиначивать целевое назначение государственных субсидированных средств, которые получают предприниматели? Было проделано много работы, в итоге в Минэкономики заявили: субсидия выдана целевая, на текущие расходы, и речь здесь не идет о ранее произведенных затратах. Тем не менее, налоговая инспекция стоит на своей позиции и принципиально не реагирует на заключение Минэкономики РТ. Мы были вынуждены обратиться в суд.
Лилия Гатина, ИФНС по Набережным Челнам:
– Да, действительно, в отношении «Атон Импульс» проводилась камеральная проверка, решение было вручено. То, о чем вы сегодня говорите, что есть письмо Минэкономики, оно к нам не поступало. Во-вторых, внести решение, которое уже вручено налогоплательщику, законодательно мы не можем. Вы знаете, что на днях у нас состоится встреча в суде, думаю, что там все точки будут поставлены.
Марат Сафиуллин, УФНС по РТ:
– Понятно, что вы считаете, что ваша позиция в этом вопросе правильная. Могу сказать только одно: сегодня мы работаем в рамках налогового законодательства. Зачастую бывает так, что в методологии тот или иной вопрос полностью не раскрыт. Вы нас поймите правильно: в данной ситуации за нашей работой наблюдает прокуратура. Если мы сегодня это сделаем, как вы говорите, примем решение, мы превысим свои полномочия. Вы знаете, есть правоохранительные, надзорные органы, особенно вопрос, связанный с возмещением НДС. Он является очень криминальным сегодня, к сожалению. Вы должны сегодня нас понять, что ваше законное право обратиться в суд. Не просто так вам отказали, а в рамках того, что в методологии вопрос этот не прописан. Выиграете суд - мы вам возместим НДС. И тогда вопросов ни у кого не будут. А если сейчас мы вам НДС возместим, и суд примет позицию налогового органа, значит, в отношении наших должностных лиц будет возбуждено дело в рамках превышения должностных полномочий. Вы нас тоже поймите.
Тимур Нагуманов, бизнес-омбудсмен РТ:
– Этот вопрос поступил и к нам. Наше мнение, что здесь все-таки налогоплательщик достаточно правильно заявляет позицию. Есть проблема, которую нужно решать в суде. Со своей стороны мы тоже подготовили заключение, которое Артуру Гафуровичу передали, и будем сопровождать его в судебном процессе. Мы считаем, что в данном случае судебная перспектива должны быть на стороне компании «Атон Импульс».
«МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЗДЕСЬ ВОПРОСЫ БОЛЬШЕ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ»
Иван Шигин, ТПП Набережных Челнов и региона Закамья:
- Есть информация о так называемых «гаражных» предприятиях, которые не зарегистрированы, не платят налоги. Мы со своим активом готовы оказать содействие во встрече с такими предприятиями. Думаю, что наша общая задача не идти путем административного наказания, давления, а проводить с ними совместную работу, чтобы они зарегистрировались и платили налоги, как все наши предприниматели. Вопрос в том, чтобы налоговая инспекция согласовала нам такую акцию. Есть возможность этим заняться?
Марат Сафиуллин:
– Налоговые органы республики, как и России в целом, как никто другой заинтересован в расширении нашей налогооблагаемой базы. Мы сегодня работаем с предпринимателями, кто действует законно. В том, о чем вы говорите, мы, безусловно, примем в участие, но могу сказать, что здесь вопросы больше к правоохранительным органам, органам местной власти. Поверьте, мы не обладаем правами оперативно-розыскной деятельности. Нужно создать совместную комиссию.
«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ У ВАС СКЛАДЫВАЮТСЯ С ФИРМАМИ-ОДНОДНЕВКАМИ, - ЭТО ВАША ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Максим Федоров, депутат Горсовета, «Деловая Россия»:
– Почему налоговый орган выносит штрафы предприятиям, мотивируя это тем, что они работают с фирмами-однодневками и что это вина предприятия, которые не проверяют своих контрагентов? У предпринимателей объективно такой нужды не возникает…
Марат Сафиуллин:
– Уважаемые предприниматели, организовывая свой бизнес, вы должны нести гражданскую, правовую и юридическую ответственность за свои действия. Взаимоотношения, которые у вас складываются с фирмами-однодневками, – это ваша гражданская ответственность. Вы можете зайти на наш сайт, проверить себя и контрагентов: с тем ли я работаю?! Это ответственность самого налогоплательщика…
Татьяна Дербенева, ООО «Аудит ТД»:
– Чтобы проверить однодневная ли фирма и проявить должную осмотрительность, нам необходимо изучить не только один сайт, а порядка 10. Плюс мы должны запросить приказ о назначении руководителя, количество работающих… То есть массу информации, чтобы только определить - однодневка ли это предприятие или нет. Я понимаю, что ваша работа - выполнять свои должностные обязанности, да и мы должны проявить должную осмотрительность, но можно как-то лояльно подходить к компаниям, которые платят большие налоги? Почему лояльно? Потому что в тени у нас много компаний, может, все-таки усилия больше направим на тех, кто в тени (это и грузоперевозки городские, бытовые услуги и тд.)?! Мое предложение таково: года три назад очень распространены были контрольные закупки у налоговой. Почему бы их не возобновить, в том числе в рамках работы этой комиссии?
Марат Сафиуллин:
– Контрольная закупка ничего не решит, она носит частный характер и то мы не в праве это делать. Вопрос нужно решать глобально. Здесь необходимо взаимодействовать с органами местной власти, должна быть идеология, информационная открытость. Система должна работать. Нужно воспитывать гражданский долг. К примеру, в Германии, если сосед не заплатил налог на имущество, второй сосед считает своим гражданским долгом сказать об этом. У нас он будет считаться «стукачом». А там он считает, что выполняет гражданский долг и помогает своему другу, соседу исполнить свои обязательства перед государством, чтобы у него в дальнейшем не было проблем. То же самое, такую же идеологию нужно воспитывать и у предпринимателей Челнов. Все же знают, как он этот бизнес ведет. Вопрос этот нужно задать и правоохранительным органам: грузовые перевозки - это ведь незаконное предпринимательство. Это нелегально, уголовная статья. Один-два факта нужно показать в СМИ и сказать: «Вот, смотрите! Этот предприниматель работает незаконно, на него завели статью». Мы только «за» его зарегистрировать.
Артур Туктаров:
– Я абсолютно согласен с тем, чтобы гражданская ответственность была у предпринимательского сообщества на высшем уровне. Фирмы-однодневки не просто так же появились, их регистрируют в налоговом органе. Мы, например, занимаемся изготовлением и проектированием автомобилей, имеем порядка 5 тысяч комплектующих. 5 тысяч! По существующим стандартам у меня должно быть не менее трех, пяти, десяти поставщиков, которые поставляли бы одну и ту же позицию. Нагрузка, которая ложится на плечи руководителя предприятия, большая: я должен изучить порядка двух десятков документов, которые касаются фирмы-поставщика и лично встретиться с директором этой фирмы. Ведь не каждый руководитель готов пойти на такую открытость. Есть те фирмы-поставщики, которые находятся за пределами Татарстана, России. Я считаю, что ответственность должна быть паритетной и со стороны налоговых органов, они же и регистрируют эти фирмы-однодневки. Есть и электронные программы, которые позволяют их определить, но почему-то эти фирмы продолжают существовать.
Марат Сафиуллин:
– Мы согласны с тем, что многие регистрируют свой бизнес в рамках мошеннической деятельности. Все мы прекрасно понимаем, что это бизнес, и сегодня мы, как фискальный орган власти, выступаем с инициативой через министерство финансов внести поправки в 125 ФЗ «О регистрации». Есть ряд серьезных изменений: если проверки проводятся, то предприниматель не имеет право иммигрировать. Эти изменения сегодня ужесточают процесс регистрации юридических лиц. Мы бы увеличили и время самой регистрации, не пять, а десять дней, например, однако любые действия по регистрации юрлиц сразу же вызывают у минэкономразвития определенную реакцию, якобы мы не позволяем новому бизнесу появиться на свет и развиваться. Здесь позиция должна быть единой. Ваш вопрос принят, мы всегда за легальную регистрацию, за законный бизнес.
Михаил Найданов, ООО «Кориб»:
– Мы работаем через систему «Такснет», как и большинство предпринимателей, и связь иногда получается односторонней. Например, мы не получаем требования и узнаем о том, что документ выслан, только тогда, когда заблокировали счета.
Марат Сафиуллин:
– Есть и человеческий фактор, бывает и сбой в интернете. Если мы в чем-то неправы, мы обязательно свои действия вернем назад. Если по вине оператора связи, с которым мы работаем, вы не получили требование - это наш вопрос. Вопрос принимается, это не ваша вина. Но эта проблема в основном носит единичный характер. Мы над этим работаем.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ РАБОТАЛО ОДНО КАКОЕ-ТО ОКНО, ПУСТЬ КАНЦЕЛЯРИЯ ВСЕ СПРАВКИ ВЫДАЕТ!»
Дмитрий Калачев, «ВПРОК»:
– У меня вопрос по электронному общению. Очень часто мы получаем какие-то письма - по административным делам в основном. Почта приходит уже после стандарта назначения рассмотрения. Все имеют электронный кабинет, все там общаемся. Можно каким-то образом сделать так, чтобы административные дела и протоколы проходили по этим же каналам связи, это было бы быстрее?
Марат Сафиуллин:
– Вопрос принимается. Работа в этом направлении ведется, ваша мысль разумная. Но, к сожалению, на данный момент мы этого сделать не можем.
Эдуард Ковалев, «Деловая Россия»:
– Бывают такие ситуации, что нужны определенные справки из налоговой инспекции. Приходишь в одно окно, там тебя посылают в другое. Случалось, чтобы получить одну справку, нужно потратить часа два. Ругаешься. Хотелось бы, чтобы работало одно какое-то окно. Пусть канцелярия все справки выдает!
Марат Сафиуллин:
– Для меня это большая новость! Предложение принимается. Разберемся.
Эдуард Ковалев:
– Давайте негатив уберем, давайте нормально работать будем.
Марат Сафиуллин:
– Все, нет проблем. Принимается, разберемся. Я, если честно, в первый раз слышу об этом.
«ЗАБЛОКИРОВАНЫ СЧЕТА, БИЗНЕС ОСТАНОВЛЕН ПОЛНОСТЬЮ. ИСПОРЧЕНА НАША РЕПУТАЦИЯ»
Алексей Петухов, индивидуальный предприниматель:
– Я представляю одну из отраслей города Набережные Челны – услуги по перегону автомобилей. Исторически сложилось так, что на «КАМАЗе» большая категория работников – водители, и много компаний, порядка 70, в пиковые годы оказывают подобные услуги как на импорт, так и на экспорт. Я в этом бизнесе уже 18 лет, вкратце изложу проблему, чтобы было понятно. Одно из моих предприятий на протяжении 3-х лет работало и исправно платило налоги, регулярно подавали одни и те же документы, работали с постоянными клиентами. 2011, 2012, 2013 годы нулевая ставка подтверждалась. В 1 квартале 2014 года она тоже подтвердилась, во 2 квартале УФМС нам сказала: мол, извините, мы вам подтвердить нулевую ставку не можем. Проблема в том, что мы задаем вопросы, но ответов нет. К концу 2014 годы мы получаем предписание о выездной налоговой проверке. На фоне этой ситуации нам начисляют НДС за все предыдущие годы. При этом, отмечу, налоговых нарушений, кроме выявленных в ходе проверки по НДС, установлено не было.
Марат Сафиуллин:
– Нарушения-то были?
Алексей Петухов:
– Я попытаюсь объяснить. Мы работаем в рамках международных грузовых перевозок. 164 статья Налогового Кодекса предусматривает четыре типа перевозок: автомобильные, морские, воздушные и Ж/Д. Доводы налоговой инспекции сводятся к тому, что формулировка «перегон автомобилей» в данной статье не прописан. Нет такого понятия в международных перевозках. Это говорит о том, что мы не имеем права применять нулевую ставку. Кроме того, согласно 164 статье, один из доводов – необходимо, как вариант, оформить договор транспортной экспедиции. У нас он есть, мы считаем, что перегон – международная перевозка, и она должна оцениваться по нулевой ставке. Допустим, я действительно нарушил на сегодняшний момент законодательство. Налоговая инспекция мне говорит: оплатите нам НДС. Но я его не получал и контрагенту его не выставлял. Соответственно, я должен предъявить это контрагенту НДС, а он, в свою очередь, должен просить уменьшение налога там, где он зарегистрирован. Получается, что налоговая инспекция просит вернуть НДС у московской налоговой инспекции. Это абсурд. Я в процессе всего этого времени просил ответить все органы власти, какие только можно. Есть ответ с минфина, с министерства по налоговым сборам. Они все в один голос подтверждают правомерность налоговой ставки в случае перегона автомобилей своим ходом. Эти документы были предоставлены налоговой инспекции. Та, в свою очередь, проигнорировала. Мы сейчас уходим в суды добиваться справедливости, но мое имущество арестовано за счет того, что были доначисления, а сумма там не маленькая. Заблокированы счета, бизнес остановлен полностью. Более того, испорчена наша репутация, а самое главное, что в ходе этих всех действий, я думаю, что суд установит справедливость, бюджет потерял достаточно большие деньги в виде недополучения налоговых платежей от моей компании. Сейчас все предприятия, с которыми я работал, перешли к другим предприятиям. Я готов передать все документы для рассмотрения.
Марат Сафиуллин (к Лилие Гатиной):
– Вы в курсе, да, в чем там дело? Здесь и аудиторы сидят…
Татьяна Деребенева:
– Мы общаемся с ними…
Марат Сафиуллин:
– Я согласен с вами, если разъяснения минфина есть, то почему мы придержали, мы разберемся. Дайте документы!
Алексей Петухов:
– Разберитесь.
«Я ПРЕДЛАГАЮ НА ДЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ВВЕСТИ АМНИСТИЮ ОТ НАЛОГОВ И ШТРАФОВ»
Рустам Валеев, велопрокат MIAMI:
– Критикуешь – предлагай. Я на самом деле хотел сказать, что подобные встречи показывают лояльность власти к бизнесу. Я предлагаю на День предпринимателя, чтобы подтвердить ее, ввести амнистию от налогов и штрафов.
Марат Сафиуллин:
– Вы знаете, все это в рамках сегодняшнего предприятия звучит достаточно необычно. Могу сказать, что мы – федеральный орган исполнительно власти. Мы не можем быть лояльными или не лояльными. Есть закон и мы должны его исполнять. Просто так амнистировать мы права не имеем. Должен быть закон, должен быть нормативный законодательный документ. Примет государство решение амнистировать всех предпринимателей - пожалуйста, мы его исполним. Этот вопрос не к нам, это превышение должностных полномочий. Как вы себе это представляете? Вот однодневки, давайте их уберем, а этих оставим - как будто это рокировка. По этой однодневке 50 миллионов, давайте оставим 10, мы их заплатим и так далее. Так? Поймите, налоговая не может этот кусок пирога отрезать: допустим, здесь 10 заплатите, а 40 мы уберем…
Тимур Нагуманов:
– Ну, раньше так было…
Марат Сафиуллин:
– Не было такого.
Тимур Нагуманов:
– Я не знаю, конечно, но в 90-х – 2000-х мы с этим сталкивались.