Новости
Подробно

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

02.09.2024, 07:09

Как и почему в обычной городской школе вдруг открылся роддом? Кто придумал на уроках труда штамповать продукцию для «КАМАЗа», и куда уходила выручка? Что представлял собой школьный мессенджер советского периода? Как челнинский учитель в 70-е годы придумал шторы, которые открываются от электромотора?

На все эти вопросы отвечает молодой учитель, казалось бы, самой обычной городской школы – школы №20. Это Павел Учиров, который преподает русский язык и литературу. К 50-летию учебного заведения педагог решил собрать 50 интересных фактов о «любимой двадцатой» (он ее выпускник). Часть из них он прислал в редакцию Chelny-biz.ru с предложением опубликовать, полное собрание при этом размещено на его странице. Издание с любопытством изучило весь труд и приняло предложение Павла Учирова. С единственной правкой: Chelny-biz.ru выбрал несколько «интересных фактов» на свое усмотрение. Перед публикацией журналист издания встретился с учителем в школе.

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №5»

«САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ЧТО РОДДОМ БЫЛ В ШКОЛЕ, ГДЕ НЕТ НИКАКИХ ЛИФТОВ»

«Школа № 20 – единственная школа в Татарстане, в которой был роддом. Набережные Челны были молодым городом, и строители не успевали удовлетворять потребности в социальных объектах. Было принято решение о размещении в нашей школе на период летних каникул родильного дома. «Я родился в школе!» - слышали ли вы от кого-нибудь эти слова?»

- Этот факт впечатляет, - комментирует изданию Павел Учиров. - Самое интересное, что роддом был в школе, где нет никаких лифтов, на третьем этаже. И располагался он там на период летних каникул.

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №20»

«НАЧАЛОСЬ ЗАТОПЛЕНИЕ КОТЛОВАНА, ПОМОЩЬ В ВИДЕ ВЕРТОЛЕТА ОКАЗАЛАСЬ БЕСПОЛЕЗНОЙ»

«Ученики любимой двадцатой становились участниками исторических событий. Так, 25 октября 1978 года в школе были отменены уроки, и дети отправились смотреть на затопление котлована Нижнекамской ГЭС. На их глазах одна из крупнейших рек России Кама должна была изменить русло.

Если одни ученики наблюдали, то другие, в том числе Александр Аверьянов, в составе отряда боевой комсомольской дружины, стояли в оцеплении котлована и совершили подвиг: завидев людей в опасной близости к месту взрыва, бросились на их спасение. Но герои сами себя поставили под удар: началось затопление котлована, помощь в виде вертолета оказалась бесполезной. Семь юношей и девушку спасли двое ребят из отряда, которые первыми выплыли из водной стихии».

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

Как рассказывает Павел Учиров в разговоре с Chelny-biz.ru, ребята должны были следить за соблюдением правопорядка и никого не пускать в зону затопления. Они увидели, что люди по привычке пошли туда, и пытаясь помочь им, сами попали в эту воронку. По счастливой случайности, им удалось выбраться. Один из школьников свалил бревно и вытащил при помощи него всех остальных. 

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №11» И «ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №14»

«У ПЕДАГОГА В КАБИНЕТЕ РАЗДВИГАЛИСЬ ШТОРЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЛИ ОТ ЭЛЕКТРОМОТОРА»

«Двадцатая – единственная школа в Татарстане, где была географическая площадка с приборами уровня метеостанции и с имитацией рельефов: гор и равнин разных видов. Площадка была построена на энтузиазме учителя географии Евгения Черепова, учеников и их родителей, которые участвовали в школьной «стройке века» после работы на всесоюзной. В условиях дефицита стройматериалов из бетона, металлических труб и сетки была построена не только великолепная площадка, но и грозный трехметровый забор, который дал ей возможность просуществовать десятки лет».

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

- К сожалению, школа не сохранила географическую площадку, она была уровня метеостанции, - уточняет собеседник издания. - Несколько школ в городе имели такие площадки, но уникальность нашей заключалась в том, что здесь было современное оборудование, а также имитировался природный рельеф. Ее создавали ученики вместе с учителем в годы, когда был жуткий дефицит всех строительных материалов, - пояснил педагог. - Школа долгое время содержала площадку. К нам на один из юбилеев приезжал мэр города Ильдар Шафкатович Халиков, обошел всю школу и спросил: Еесть ли такие учителя, как Евгений Черепов»? Начальник управления образования Рамиль Халимов сказал, что нет. Сейчас людей, которые работали с таким сложным оборудованием найти сложно. Со временем объект превратился из уникального в опасный. Тяжело все это демонтировали и убрали в 2020-е годы.

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«Кабинет географии Евгения Черепова в 1970-х годах поражал техническими решениями. Помимо многочисленных измерительных приборов и демонстрационных материалов (светящихся, крутящихся), в нем была прямая связь с директором, а также раздвижные шторы, приводимые в движение электромотором».

- Все демонстрационные материалы двигались. Да, в то время у педагога в кабинете раздвигались шторы, которые работали от электромотора. Он любил свою школу, вкладывал все свои средства. Ученики однажды зашли к нему домой и были поражены, насколько такой легендарный человек живет скромно. Позже он возглавил школу.

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №35»

«БЫЛА ПРИДУМАНА СВОЕОБРАЗНАЯ АНАЛОГИЯ WHATSAPP – ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СЕТЬ ТОГО ВРЕМЕНИ»

«Любимая двадцатая была первой школой в городе, где директора избрал педагогический коллектив, а не назначило ГУНО (городское управление народного образования). Им в июне 1983 года стал Черепов Евгений Андреевич».

- Одно из его первых решений в должности – провести внутри школы телефонную связь. Он мог вызвать любого педагога. Была придумана своеобразная аналогия WhatsApp – внутришкольная сеть того времени, - рассказывает Павел Учиров.

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №21»

«В КАБИНЕТЕ ТРУДА ВИСЕЛА КАРТА, НА КОТОРУЮ УЧЕНИКИ ЗАНОСИЛИ ИНФОРМАЦИЮ О ГОРОДАХ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ИХ ПРОДУКЦИЯ»

«Во второй половине 70-х годов в любимой двадцатой мальчики на уроках труда и после них изготавливали изделия для работников «КАМАЗа»: нарезали резьбу на кронштейнах для крепления кабины, делали прокладки для двигателей, точили винты, а также болты, воротки для нарезки резьбы; для сварщиков Ленинграда, Хабаровска и Ташкента выпускали уникальные термопеналы, которые выдерживали 120 градусов.

В кабинете труда висела карта, на которую ученики с гордостью заносили информацию о городах, в которых есть их продукция.

Заведовал производством учитель труда, отличник народного образования Владимир Иванович Багдасаров.

Заработанные деньги школа тратила с умом: организовывала экскурсии, приобретала новые станки (сверлильные, токарные, фрезерные), ремонтировала школу».

- Кстати, пенал для сварки, который пользовался большой популярностью и поставлялся в другие города, школьники сами разработали, вместе с учителем, - добавил Павел Учиров.  

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №39»

«ЗА ПАРТЫ СЕЛИ РОДИТЕЛИ, КОТОРЫМ ПОШЕЛ ВОСЬМОЙ ДЕСЯТОК, И ИХ ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ»

«Двадцатая – первая школа в мире, где спустя 30 лет после выпуска было проведено расширенное родительское собрание. 10 февраля 2010 года за партами расположились родители и их дети-выпускники 10 «А» 1980-го года выпуска. Воспитательное событие вел бывший директор Евгений Черепов. Классному руководителю изначально идея не понравилась, но он попросил выпускников его переубедить. Смогут – проведет, а на нет и суда нет.

Обстоятельства жизни иногда сильнее нас. «Или мы не научились их преодолевать», - подумал Сергей Васильевич в момент вызова. Он не привык сдаваться и начал искать решение проблемы. После долгого разговора получился творческий союз учителя и его учеников.

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

Евгений Андреевич начал скрупулезную подготовку к родительскому собранию. Много писал, исправлял, добавлял. Ученики готовили мультимедийное сопровождение встречи, взяли на себя оргвопросы, репетировали творческие номера (театрализации, танцы и притчи).

Задача учителя была сложна, ведь перед ним будут сидеть родители, которым пошел уже восьмой десяток!

Все получилось. Евгений Андреевич с благодарностью охарактеризовал каждого родителя; попросил почтить минутой молчания почивших. Он уделил особое внимание необходимости составления родословной, говорил о первостепенности не работы, а семьи; отметил важность любви к ближнему!

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

По инициативе выпускников велась видеозапись родительского собрания. Понимая, что это воспитательное событие – духовное завещание будущим педагогам, Евгений Андреевич сказал: «Для тех, кто работает в школе, на первом месте должно быть воспитание высокой нравственности. Знания, одухотворенные моралью, не принесут тех бед, которые сейчас есть. Посмотрите, какая экология, какая напряженная военная ситуация».

У 10 «А» была традиция – совместное исполнение песен. И 10 февраля к учителю и ученикам присоединились их самые дорогие люди. Ничто так не сближает, как добрая песня.

Каждый родитель в конце вечера получил цветы и диск с фильмом об истории строительства Набережных Челнов. Вечер был пропитан атмосферой взаимопонимания и глубокого уважения родителей и учеников к педагогам и школе.

Также интересно, что в середине встречи на нее пришли два гостя: директор школы Марс Гафуров и экс-директор Салих Башкуров. Собравшиеся пошутили, что можно загадывать желания, так как в одно время в одном кабинете находилось три руководителя любимой двадцатой».

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

- За парты сели родители, которым пошел восьмой десяток, и их взрослые дети. Одна из родительниц стала инициатором этого собрания. Идею подхватил ее сын и предложил бывшему директору. Проект состоялся.

«ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ» №10 И «ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ №12»

«ЕСЛИ ЧЕСТНО, НЕ ВСЕ ВЫПУСКНИКИ УЧИЛИСЬ ХОРОШО»

«Школа № 20 – единственная школа в Набережных Челнах, в которой учителем математики работал будущий министр образования Республики Татарстан. Ныне Раис Шайхелисламов - доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, директор Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ».

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

«Выпускники, которыми особенно гордится любимая двадцатая: Ильдар Хайруллин - кандидат медицинских наук, главврач Первой Градской больницы имени Н.И. Пирогова в Москве; Альбина Кабалина - российская актриса, певица и преподаватель. Она известна по ролям в фильмах и сериалах «Пока станица спит», «Туристическая полиция», «Реальные пацаны», «Отпуск», «Универ. 10 лет спустя». Весной 2023 года Альбина снялась в драме «Вызов»; Ильнур Закарин — один из лучших российских шоссейных велогонщиков. На его счету победы на этапах многодневок «Тур де Франс», «Джиро д’Италия». Дважды Ильнур становился чемпионом России в индивидуальной гонке на время; Анастасия Трубина - FIT-MODEL IFBB, входит в ТОП 10 Чемпионата России по бодибилдингу в категории «Фит-модель», абсолютная чемпионка ПФО 2022 года; Владимир Васильев - Народный артист РТ, российский оперный певец, педагог, режиссер, художественный руководитель Филармонического музыкально-литературного лектория; Валерий Чершинцев – экс-глава Менделеевского района. Единственный глава района в республике, за отставку по собственному желанию которого не проголосовал ни один депутат; Рустам Гилязев – владелец сети клиник микрохирургии «Прозрение», офтальмолог-хирург высшей категории».

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

-  Если честно, не все выпускники учились хорошо, но в 20-й школе создавалась особая атмосфера и каждый чувствовал поддержку, чувствовал себя нужным. Каждый второй выпускник состоялся благодаря этой поддержке, - уверен учитель русского языка. - Такая атмосфера появилась благодаря директору Юнне Крякушиной, которой достался коллектив, состоящий из молодых педагогов. И она смогла выстроить систему наставничества, в дальнейшем педагоги стали элитой челнинской системы образования.    

«Строители не успевали. Было принято решение разместить в нашей школе родильный дом»

Все «интересные факты» от Павла Учирова можно узнать на его странице. Их у него вышло больше, чем 50, как задумывалось изначально. Здесь можно узнать подробнее об известных выпускниках (их действительно много); о единственном музее в республике, где находится чешуя ганоидных рыб – это самая первая древняя рыба; об уникальном мозаичном оформлении школы; о необычном библиотекаре; об инструментальном ансамбле, который зародился при школе и существует уже почти 50 лет.

- Проект к юбилею задумывался, как соединение истории прошлой и современности. Мне хотелось, чтобы учителя были запечатлены в школьной летописи. Чтобы любой человек мог прочитать историю нашей школы в полном объеме. Нам писали выпускники из Австралии, Германии, США, из разных городов нашей страны. Получился добрый проект, который подкупает своей искренностью, - заключил Учиров.

Альфия Андросенко

Комментарии
02.09.2024, 07:32

Вячеслав

Спасибо и Павлу Чирову и редакции! Такие материалы позволяют взглянуть на на прошлое и оценить настоящее! Всем здоровья, любви и доброты!
02.09.2024, 08:43

Анна

Хорошая статья! Павел Сергеевич - один из лучших педагогов школы, а теперь узнала, что он ее выпускник!
02.09.2024, 18:05

Гуля

Браво. История и читать интересно
03.09.2024, 11:30

Евгений Андреевич был уникальным, интересным, полностью отдававшем себя своему любимому делу-преподаванию географии ,воспитанию подрастающего поколения и добрым человеком. Однажды у нас "урок" проходил вечером, на крыше девятиэтажки-было очень интересно. Все ученики его любили и он казалось всех учеников любил, как будто мы все были его детьми. Уроки всегда проходили интересно, он любил и мог рассказывать часами, давая дополнительную информацию, которой нет в программе. Когда его хоронили, очень много бывших учеников пришли проводить в последний путь, но многие сожалели, что не знали о кончине и не смогли проститься. Огромная ему благодарность за любовь к нам, ученикам, за его терпение и выдержку, за отзывчивость, мудрость, понимание и сердечность. Сколько сил и души он вложил в каждого из нас, чтобы мы выросли настоящими людьми.
03.09.2024, 21:03

Врет этот персонаж, в зону затопления прорвалась машина газон бкд видимо для драйва пошел взрыв дамбы, вода пошла очень быстро газон забуксовал вода прибывала люди полезли на кабину, прилетел вертолет скинул веревочную лестницу, полезли девушки срывались в пучину, было уже холодно, трагедия на виду у собравшихся на верху дамбы.
05.09.2024, 12:21

Какой педагог, сейчас таких всё меньше! И в школе чаще работают не всегда высоконравственные люди. Чему уж они детей научат.