Новости
Подробно

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

10.08.2024, 08:00

Строительство Набережных Челнов и «КАМАЗа», ни для кого не секрет, начиналось в чистом поле. Chelny-biz.ru вспомнил, как дорожники прокладывали первую автодорогу, главную артерию, которая вела к автозаводу, и трамвайные пути. Как в молодом городе появлялись первые комплекса – плиты для них поставляли по Каме, а в возведении многоэтажек помогали заводчане, и как строился ТЭЦ.

О лосях на стройплощадках, ключевых моментах масштабной стройки и трудностях того периода – по мотивам архивных публикаций музея КАМАЗа. 

13 декабря 1969-го года на строительстве Камского автозавода был вынут первый ковш земли, а уже 16 февраля 1976-го года с главного сборочного конвейера сошел первый автомобиль КАМАЗ. За каких-то шесть с небольшим лет на огромных площадях были возведены основные заводские корпуса. Первенцем стал ремонтно-инструментальный завод (РИЗ). Вслед за ним – кузнечный завод.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

В начале 1970-х годов на строительстве «КАМАЗа» было задействовано огромное количество различной техники. В 1973-м году здесь работало около шести тыс. грузовиков ЗИЛ, МАЗ, КРАЗ, БЕЛАЗ.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

Константин Альчиков, легендарный бригадир плотников-бетонщиков СМУ-3 «Автозаводстроя», вспоминал о своей встрече с лосем на строительной площадке ПРЗ весной 1971-го года. Сохатый появился ранним утром, внимательно смотрел на рабочих, но убежал, испугавшись звука техники.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«А ведь появление этого доброго животного рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой», – позже вспоминал Альчиков.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

На всесоюзную ударную комсомольскую стройку приезжали со всего Союза. Как писала «Советская Татария» в июле 1972-го, средний возраст строителей составлял 23,5 года. Тем не менее проблема кадров в начале 1970-х годов была актуальной. Острая нехватка в то время была в специалистах среднего звена и руководителях – главных механиках, энергетиках, инженерах. Отделы кадров подразделений автогиганта находились на улице Гидростроителей.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

Поздней осенью 1969-го года с отсыпки первых кубометров грунта началась серьезная работа по строительству дороги, ведущей от города к строительной площадке Камского автомобильного завода. Сегодня она известна челнинцам как автодорога №1. Она нужна была для того, чтобы бесперебойно и в необходимом количестве завозить материалы на площадку строящегося «КАМАЗа».

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

Проект автодороги разработали сотрудники московского института «Промтрасниипроект». Согласно проекту, автодорога №1 представляла собой 10-километровую бетонную автостраду с двухсторонним движением и двумя мостами. Каждая лента автодороги была длиной по 7,5 километров, а между ними – зеленая 12-метровая разделительная полоса, которая до сегодняшнего момента уже не сохранилась. Вело работы СУ – 852 треста «Каздорстрой».

К весне 1970-го года автодорога №1 соединила Альметьевское шоссе от юго-западной части города с Орловской временной дорогой. В октябре 1970-го года автодорога №1 была сдана в эксплуатацию. По ней проехали первые машины.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

Интересно, что при строительстве камазовских автодорог вместо известкового щебня в ее основание клали дорогой гранитный щебень. Дорога могла выдерживать не только малотоннажные грузовики, но и «Ураганы» – советские полноприводные четырехосные тяжелые грузовые автомобили Минского автомобильного завода.

Наряду с автодорогой №1 строились и другие камазовские дороги: временные и постоянные. Их было несколько десятков. Каждая имела свой номер. В октябре 1971-го года было открыто движение по дороге №1, №4 и №11 общей протяженностью 15,5 километров.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

Параллельно заводу строились Набережные Челны. 17 февраля 1971-го года в автограде было начато строительство Нового города. Почти одновременно возводились дома 2/01, 2/02, 2/17, 4/08, 4/06, 4/10, 4/11, 4/12 и 4/13. Дома 2/01 и 2/02 строили московские строители, дом 2/17 – ленинградские. Первые панели прибывали в Набережные Челны по Каме.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

Во времена строительства «КАМАЗа» и города заводчане несколько раз оказывали помощь строителям. В декабре 1974-го, например, работников подразделений «КАМАЗа» направили на завершение строительства объектов жилья в 26-м комплексе.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

В феврале 1971-го года строители Волгоградского «Мостопоезда-480» начали возведение моста через Мелекеску. Его проект создали сотрудники Воронежского «Гипрокоммундортранс».

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

26 февраля 1976-го года состоялся пуск первого агрегата водозаборных сооружений «Белоус», первом звене в технологической цепочке водоподготовки «КАМАЗа» и Набережных Челнов. Водозабор сразу же строился не только для нужд завода и города, но и для водоснабжения Нижнекамска, Альметьевска, Лениногорска, Азнакаево, Заинска и Бугульмы. Проектная мощность уникального гидротехнического сооружения на Каме составляла 1,2 млн кубических метров воды в сутки. Первоначально для подачи речной воды сначала была предусмотрена плавучая насосная станция, которая начала работать весной 1972-го года. Основное ее предназначение было подача воды на ТЭЦ «КАМАЗа». Производительность плавучей насосной станции была 17 тыс. кубических метров воды в сутки.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

25 декабря 1971-го года из аэропорта «Бегишево» был выполнен первый технический рейс на самолете АН-24. Этот день считается днем рождения аэропорта.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

29 сентября 1972-го года вышел приказ №310 «О создании трамвайного управления КАМАЗа». Этот день считается днем рождения трамвайного управления. Проектирование первого трамвайного маршрута выполнили воронежцы. Его длина составила 15 км. Маршрут первого городского трамвая начинается от проектируемого железнодорожного вокзала рядом с железнодорожным шоссе до площадки автозавода.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Советская Татария» тогда писала, что первое трамвайное сообщение Челны-автозавод будет открыто к концу 1971-го года. Но реалии были таковы, что весь 1971, 1972 и 1973 годы в Набережных Челнах укладывали пути и строили вагонное депо. Первый трамвай по маршруту «Депо-Сидоровка» был пущен лишь 8 октября 1973-го года.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

31 декабря 1972-го года в Набережных Челнах был сдан в эксплуатацию новый хлебозавод №1, рассчитанный на выпуск 140 тонн хлеба в сутки. Вместе с хлебозаводом заработал и Набережночелнинский мясокомбинат, способный за смену обработать 60 тонн мяса, выпустить пять тонн колбасы и 3,5 тонны полуфабрикатов.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

12 января 1973-го года по магистральному газопроводу Альметьевск – Набережные Челны началась прокачка попутного газа. До этого газ в город привозили «челночными» рейсами – двумя цистернами четыре раза в неделю.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

30 июля 1973-го года вышел приказ №178 по Министерству автомобильной промышленности СССР об организации Камского автомеханического техникума. В первый же год была намечена подготовка по 10 специальностям в соответствии с профилями заводов «КАМАЗа».

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

6 ноября 1973-го года открыл свои двери ДК «Энергетик». В тот день в большом зале дворца культуры, вмещающем 800 человек, прошло торжественное мероприятие, посвященное 56 годовщине Великого Октября. На протяжении многих лет большой зал ДК «Энергетик» был местом проведения различных мероприятий от концерта эстрадных звезд до проведения партийных конференций «КАМАЗа» и «КамГэс».

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

ТЭЦ «КАМАЗа» (Набережночелнинская ТЭЦ) в свое время строилась как основной источник питания и теплоснабжения заводов. Первые рабочие чертежи теплоэлектроцентрали появились в ноябре-декабре 1969-го года. Газета «Советская Татария от 13 декабря 1971-го года писала, что для оперативного решения вопросов в Набережных Челнах работает группа рабочего проектирования.

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

«Появление лося рядом с начинающимся строительством еще в старые времена считалось хорошей приметой...»

По мотивам публикаций музея КАМАЗа

Фото: музей КАМАЗа

Комментарии
10.08.2024, 08:54

Спасибо за историю о городе
10.08.2024, 09:12

Поражаюсь масштабу и грандиозности строительства! А люди которое все это создали, даже не заслужили памятника на центральной площади города, ОЧЕНЬ ОБИДНО!! Пора установить хотя бы тот обелиск за первой дорогой в центре города. НАШИ РОДИТЕЛИ заслуживают этого 100%
10.08.2024, 12:13

Люди которые это создали, которые это строили, которые трудились во благо государства и общества это поколение 40-х, 50-х, 60-х, этим людям и всем старшим поколением огромнейшая благодарность и глубокий поклон. Простите нас молодежь, простите наше правительство, за неблагодарность, за то что не ценим и не понимаем, извините за все что было в суровые 90-е и 2000-е. На Ваших трудах, на Ваших достижениях мы сегодня двигаемся всей страной и пользуемся благами и результатами трудов, мегапроектов созданных Вами. Всем старшим поколениям, всем огромное спасибо за всё. Спасибо за достойную жизнь и прекрасное детство. Спасибо за лучшую страну, спасибо за Родину.
10.08.2024, 23:22

+++++
11.08.2024, 23:18

Юлия

Согласна, большая благодарность этим людям.
11.08.2024, 01:10

Хорошие комментарии
11.08.2024, 12:12

Строили бы город сразу в новой части. Но нет, снесли старые Челны. Так и проблема образовалась: приезжим квартиры и попадающим под снос.
11.08.2024, 12:13

Я не помню 12 метров разделительной полосы на первой дороге. А была ли она?
11.08.2024, 22:19

Хорошая статья! Спасибо
12.08.2024, 15:33

Раушания

Ни только хорошая статья, а очень нужная! Ничего и никто не стал хуже, а наоборот если прислушаться и анализировать, возможности больше, образование можно получить хоть одно или два высших! Мешает только лень или равнодушие! -- Я писала о подземных гаражей несколько этажные( многоуровневые), но конечно , это самый правильный выход , если будущем хотим, чтоб Город не стал- Городом между автомобилями! Вот парковки предлагают наземные даже 10 ти этажные ! Ну думаю наши внуки через 10 лет уже Нас обсмеют , что мы умели строить только над землёй!!! А уже давно, понятно и возможно, все гаражи должны быть подземные, также все коммуникации без проблем можно обслужить, не перекапывая землю, т.е подземные коллекторы и всё можно ремонтировать , заменить и даже контролировать, чтоб не допустить аварии! Вот НАДЕЕМСЯ,при строительстве на месте ЗЯБ, именно так и будут строить! Я имею ввиду в течении полувека, ни одного автомобиля возле дома, ни уродливые наземные парковки, ни потопа из-за ливневки или трубу отопления прорвало!!!
12.08.2024, 19:55

Юлия

Согласна, наземные паркинги действительно уродливые - смотреть на них не хочется совсем, весь вид позакрывали.
13.08.2024, 22:48

Мансур

16 января 1972 г. отец привёз нас в п. ТЭЦ! Месяц в комнате общежития, а потом вагонщик. Жили ,как на даче... Возили в школу в п. Энтузиасты... На наших глазах строили ТЭЦ! Часто туда ходили, смотрели как работали сварщики...Рядом строили РИЗ, туда многие после школы устраивались на работу. Жаль горе-реформаторы развалили такой завод...Первенец КамАЗа-ужас!!! ТЭЦевское детство рыбалка, купание, футбол, зимой хоккей!!! бригаде у отца даже были фронтовики...
14.08.2024, 11:01

Раушания

Прекрасно, Мансур- у нас были такие Отцы!!! Я верю и каждый , кто читает твои комментарии! А мой Отец 1949 году вернулся и поднимал колхоз! Он уже знал и видел правды Нашей Победы! --т.е 4 года , в коллекторе , под городом Варшавы , он конечно же не забыл, что можно в коллекторе 4 года жить ,там тепло и воду и еду можно бросать через люк, а я слушая Его- тоже верю и не забуду!!! Под землёй , тоже можно устоит парковки для жителей!!!
14.08.2024, 11:18

Устроить парковки!, для жителей!
14.08.2024, 11:51

верно , устроить парковки, для жителей! Спс!
14.08.2024, 14:13

Раир

Настало время ухода из жизни первых строителей КамАЗа и города. Позор для города - минуты проводов их в мир иной. В городе нет зала прощания, тела выносятся из морга и укладываются в гробы на глазах всех провожающих, которые в любую погоду и в любое время года мерзнут и мокнут под открытым небом.
25.08.2024, 01:53

Живой

История хорошая!!! Молодцы все кто участвовал в совместном действие по этой статье. Жду продолжения!!!