Очередная навигация близится к концу. В этом году возможность превращения Камы в серьезную пассажирскую транспортную артерию и судьба речной инфраструктуры Набережных Челнов обсуждались очень горячо. Войдут ли Челны в водный маршрут от Казани до Сарапула, когда у города появится своя пристань и что будет с речным портом - решали в уходящем сезоне чиновники разных уровней. В числе вечных речных проблем осталась и «челнинская «Аврора» - минный тральщик «Североморец», который много лет украшал акваторию Мелекески и потом пропал. Судно отправилось в Зеленодольск на ремонт и не вернулось. Почему бывший военный корабль стоит на балансе детского учреждения? Почему он больше 10 лет находится в соседнем городе? И наконец, вернется ли он в Челны? Ответы на эти вопросы искал Chelny-biz.ru.
2023 ГОД. ЧЕЛНЫ
«КАЖДЫЙ РАЗ ПИШУ ОТВЕТ – «СЕВЕРОМОРЕЦ» ЦЕЛ, ОН НАХОДИТСЯ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ, НА ЗАВОДЕ ИМЕНИ ГОРЬКОГО».
Каждую весну в адрес администрации Путина приходят письма из Набережных Челнов с вопросом «где «Североморец», который долгое время находился на приколе на реке Мелекеске». Предполагают, что его разобрали, распилили, украли и просят разобраться. Письмо идет по инстанциям вниз, долетает до автограда и поступает к Светлане Грачевой, директору дома детского творчества №15. Военный тральщик много лет стоит на балансе детского учреждения.
- На сегодняшний день «Североморец» на основании договора находится на заводе в городе Зеленодольск. Ежегодно перезаключаем договор на отстой и охрану. Дальнейшая судьба корабля зависит от финансирования. И потому каждый раз я пишу официальный ответ – «Североморец» цел, он находится в Зеленодольске, на заводе имени А.М. Горького, - рассказывает Светлана Николаевна и продолжает. - С этим кораблем связана совершенно чудесная история. Вы знаете, что много лет за «Североморцем» в Зеленодольске следит его капитан, 75-летний Абрик Сахапович Гайнуллин и его жена? Пенсионеры по своей инициативе ухаживают за кораблем, украшают его к праздникам. Корабль ведь не списан, значит – он в строю.
1955-1979 ГОДЫ. ЛЕНИНГРАД-«КАМАЗ»
«ИЗ ПАЦАНОВ ВОСПИТЫВАЛИ МУЖЧИН, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ»
Минный тральщик «Североморец» построили в 1955 году на Средне-Невском судостроительном заводе в тогда еще Ленинграде. В 1979 году «Североморец» командование Северного флота передало Набережным Челнам с надписью «Детям строителей «КАМАЗа» от моряков Северного флота». Роскошный подарок отдали под клуб юных моряков. В те годы КЮМ и судно стали спасением школьников от дурного влияния.
Времена были непростые – талоны, перестройка, криминал, повышение цен. В Челнах в 80-90-е годы была напряженная ситуация, между подростками разных комплексов – постоянные конфликты. А на корабле занимались дети, в том числе, из «групп риска». Совместный быт и щи из одного котла снимали напряженность. Ребята из разных районов города дежурили в столовой, учились заделывать пробоины, плавать, грести, ходить под парусом, мыли корабль, несли вахту в рублевой рубке и машинном отделении.
- Из пацанов воспитывали мужчин, имеющих цель в жизни. Благодаря «Североморцу» за 25 лет несколько поколений челнинских парней получали настоящую флотскую закалку вместо того, чтобы болтаться на улице, - считают бывшие педагоги юных моряков.
До 1985 года судно находилось в составе ДОСААФ «Камгэсэнергостроя», ходило под флагом общества и не предъявлялось никаким контролирующим органам. В 1985 году «Североморец» перешел на баланс управления образования. И так как у судна не было документов, его поставили на прикол. И даже в этом состоянии его использовали как место для занятий юных моряков.
Через четыре года решили переоборудовать тральщик под учебное судно. Эпопея с ремонтами в Волгограде и Благовещенске продлилась до 1992 года. Осенью судно вернули в Челны, а к 1993 году укомплектовали экипаж и продолжили занятия с подростками.
Юные моряки гордятся тем, что одними из первых открыли Булгары и Свияжск, как перспективные направления для речных поездок. Свой последний выход «Североморец» совершил в 2002 году. После чего на долгие годы остался на приколе у моста через Мелекеску.
2010-2016 ГОДЫ. ЧЕЛНЫ-ЗЕЛЕНОДОЛЬСК
«МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК В ГОРОДЕ ВСЕ ЕЩЕ ЖДУТ»
Весной 2010 года Рустам Минниханов во время визита в Челны обратил внимание на корабль, который стоял неподалеку от недостроенного здания Клуба юных моряков. Председатель совета ветеранов Челнов, капитан Наиль Сафин объяснил главе Татарстана проблемы корабля – судно требовало модернизации.
Участие президента почти мгновенно решило проблему - корабль доставили на судостроительный завод Зеленодольска. 25 августа 2010 года «Североморец» встал на кильблоки. Одновременно дали задание на разработку документации для определения стоимости ремонта. У ООО «Иона» получилась сумма в 67 млн рублей. Она и сейчас крупная, а тогда была просто грандиозной.
В июле 2011 года произошло крушение «Булгарии», теплоход был ровесником «Североморца». Это усугубило ситуацию – требования к старым судам ужесточили, на их выполнение нужны были еще большие средства.
Фото: ВК Североморец
Тем временем судьба исчезнувшей «челнинской «Авроры» стала беспокоить горожан и начались вопросы властям. В 2014 году еще обсуждались идеи использования корабля. Первый - сделать запланированный капремонт, восстановить судно как ходовое, второй - сделать его судном-музеем. И третий вариант - покупка новых кораблей за счет продажи «Североморца».
В 2016 году мэр города Наиль Магдеев обратился с письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой найти деньги на ремонт «Североморца». Рассматривался вариант использования его как судна для походов курсантов детского морского центра № 9, собственно, в этом качестве он служил челнинцам. Потом от этой идеи власти отказались. Остановились на том, чтобы в город «Североморец» вернулся как судно-музей.
«Сейчас, когда благоустраивается набережная Тукая на ГЭСе, судно-музей украсило бы ее, стало изюминкой города, - делился со СМИ на тот момент директор детского морского центра Денис Карпухин. – Это было бы лучшее решение вопроса. Это частички истории города. Минный тральщик в городе все еще ждут».
2023 ГОД. ЗЕЛЕНОДОЛЬСК
«Я КОРАБЛЬ ПРИНЯЛ В 40 ЛЕТ И ХОЧУ ЕГО СДАТЬ МОЛОДОМУ КАПИТАНУ. ТАКОМУ ЖЕ КАК Я, КОГДА ЕГО ПРИНЯЛ»
Капитан Гайнуллин живет в Зеленодольске, недалеко от своего любимого корабля. Из 55-летнего капитанского стажа 35 лет он отвечает за «Североморец». Ветеран не оставляет судно все годы, что оно стоит на судоремонтном заводе. Вместе с женой ходит его подкрашивать, чистить, мыть, наряжать к праздникам. Откачивает воду из помещений с помощью насоса, привезенного из дома.
- Если бы «Североморец» не стоял тут, в Зеленодольске, его бы давно не было - в нем только цветного металла 30 тонн. Здесь он хотя бы сохраняется законсервированным, - рассуждает ветеран флота. - 75 лет мне исполнилось в этом году. Каждый год мы 9 мая участвовали в празднике, развешивали флаги, спускали венки на воду. Мы имеем право на это – у меня не списанный корабль, он пришел на ремонт. Поэтому мы приходим с бабушкой, украшаем корабль вместе, сын помогает.
Абрик Сахапович - бравый, в капитанской форме, безупречно начищенных ботинках, с военной выправкой, достает свои архивы и журналы. В них – вся жизнь судна: что и когда чинили, сколько заплатили, куда ходили, сколько топлива истрачено. Впрочем, он может все рассказать без записей.
- Рассматривалось три варианта: сделать музей, сдать на металлолом и купить на вырученные деньги маленькие суда. Но на коммерческих, прогулочных кораблях детей воспитывать невозможно. Да, еще предлагали продать его и купить ребятам путевки на море. Но корабль - достояние города, он подарен детям строителей «КАМАЗа» и должен стоять в Набережных Челнах. Я вижу будущее корабля, в первую очередь, как учебного судна. Но уже сомневаюсь, что это возможно. Корпус требует полной дефектации. Ремонт на один-два миллиона уже не выйдет. Музей - отличный вариант. Ходовые качества не восстанавливать, снять винты, снять вал. Была бы своя «Аврора» в Челнах. У нас там 10 отсеков, можно открыть залы. Пусть стоит, радует глаз флагами, ночью – иллюминацией, можно открыть кафе – там и столовая есть на 60 мест. Это лучше, чем гнить.
Идею создания музея в «Североморце» капитан Гайнуллин вынашивает много лет. Потеряв надежду, еще в 2016 году он обратился к тому, кто уже один раз помог – к Минниханову. Письмо главе республики заняло восемь страниц.
«Рустам Нургалеевич! «Североморец» - уникальный учебный корабль. На базе него был открыт КЮМ, корабль был передан по приказу командующего Северным флотом с дарственной надписью «Детям строителей «КАМАЗа» от моряков Северного флота. Необходимо решить судьбу заслуженного, очень нужного для детей учебного корабля «Североморец», в Татарстане функционирует множество кадетских школ, но морскому делу обучают без практики. Я выходил с предложением о создании на базе учебного корабля автономного образовательного учреждения. Если нет возможности поставить его на ход, можно использовать как музей военно-морского и речного флота, поставить Казани или Челнам. Ему рано умирать», - просил ветеран.
- «Североморец» - экологически чистое судно, так оно сделано. Снаружи есть ржавчина. Мы с женой берем у строителей ведро сурика, немножко красим сами. А внутри ничего, нормально. Каждый год зачистку делаем, продуваем кингстоны, которые заполнены водой. Воду откачиваем вдвоем. Все убираем, все чисто.
Капитан Гайнуллин не очень любит про себя рассказывать и признается, что согласился на разговор только в надежде, что это поможет вернуть любимый корабль городу.
- Я корабль принял в 40 лет и хочу его передать молодому капитану, - делится мечтой пенсионер. - Такому же, как я, когда его принял.
2023 ГОД. ЧЕЛНЫ
«НЕТ СКАЗКИ В ДУШЕ»
«Североморец» стал частью семейной истории Гульзады Рзаевой, бывшего директора ДК «Энергетик».
— Старший сын, которому сейчас уже 54 года, в детстве очень увлекался конструкторами. Мы жили в 10-м комплексе ГЭСа, недалеко от «Детского мира» и я часто ему такие наборы покупала. У нас Сафин Наиль, председатель совета ветеранов, скажем так, приложил силы, чтобы в городе появился этот корабль. Сын начал ходить туда, в Клуб юных моряков. Там родилась в нем мечта быть моряком и сын служил в морфлоте на Камчатке. Сейчас главная проблема – молодежь не упустить. Людям толчок нужен, особенно в переходном возрасте. А у нашей молодежи сейчас всего много, а великого – нет. Нет сказки в душе. Мечта Юрия Ивановича Петрушина – в Челнах мореходное училище сделать – не исполнилась. И судна нет, и мореходки нет. И мост разобрали. Для возвращения в город «Североморца» нужны усилия, средства, инициативы. Где причал, кто будет за корабль отвечать, охрана на нем должна быть – это тысяча вопросов. И руки опускаются. И нет человека, который «кинется» на это дело, как Наиль Зиятович, тараном и скажет «надо вернуть». Такие люди уходят, а другие не приходят. Должен быть кремень-человек, который бы в этом дело верил. А я в городе такого человека не вижу. Должен быть, как Зотов Александр Николаевич, который людей учит, например скандинавской ходьбе. Ему это надо – народ учить? А он учит. Надо, чтобы люди огнем горели. А я не вижу горящего человека.
Фото: ВК Североморец
2023 ГОД. ЧЕЛНЫ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НАЛОЖИЛА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ»
Как может решиться судьба «Североморца», изданию пояснил мэр города Наиль Магдеев.
– Пока корабль находится в Зеленодольске. Нужны финансовые ресурсы, чтобы его отремонтировать. Мы тоже душой болеем за этот объект. Но пока нет финансирования, чтобы решить эту задачу, – прокомментировал мэр. – Корабль на балансе у города. Тут банально деньги нужны, сумма немаленькая. Пока нет никаких профильных программ, куда можно было бы войти с этим объектом. Но мы этот вопрос не забыли. У нас есть несколько вариантов, мы о них думаем. Все секреты раскрыть не могу, расскажу, когда окончательно сложится. Мы ставим задачу, чтобы корабль в Челнах появился. Будет ли это «Североморец», будет ли это другое судно – и другие варианты есть, учитывая наши отношения с Черноморским флотом. Специальная военная операция наложила определенные ограничения. Но, я думаю, что мы с нашими партнерами какой-то вариант найдем – или с Зеленодольским судостроительным заводом, или с Черноморским флотом. Для Клуба моряков, безусловно, нужно судно, выведенное из эксплуатации.
Chelny-biz.ru
Вячеслав
усал
Галина