Бесчисленные совещания, штурм кабинетов федеральных министерств, выворачивание наизнанку… Каким трудом Набережным Челнам досталось новое здание театра, которое торжественно открыли сегодня, – рассказала депутат Госдумы Альфия Когогина. Она была очень эмоциональна. Наверное, как и все. Новый театр – событие эпохальное и для города, и для республики. Объект уникальный в своем роде, со множеством деталей, каждая из которых, как уверяют в «Мастеровых», несет определенный смысл. Вокруг него уже успели сложиться свои истории, слухи, легенды. Кому приписывают его появление в автограде, как боролись за архитектуру здания, чья скульптура могла появиться у нового театра… Chelny-biz.ru стал свидетелем запуска грандиозного объекта и вспомнил, что этому предшествовало.
КАК ОТКРЫВАЛИ
«МИНИСТРА ФИНАНСОВ СМОГЛИ УБЕДИТЬ ДВА ЧЕЛОВЕКА – РУСТАМ МИННИХАНОВ И СЕРГЕЙ КОГОГИН»
Довольные лица, улыбки, аплодисменты, общее ощущение взятой вершины – в такой атмосфере сегодня прошло торжественное открытие нового здания «Мастеровых». Если к ежегодному запуску мегашкол в Челнах уже привыкли, то театр стал событием из разряда «нельзя пропустить». Тут были все – депутаты горсовета и Госсовета РТ, чиновники, коллеги по театральному цеху, журналисты… На открытие прибыли президент Татарстана Рустам Минниханов, министр культуры Ирада Аюпова, депутат Госдумы Альфия Когогина и гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин (который имеет непосредственное отношение к появлению театра). Мэр Наиль Магдеев и начальник управления культуры Румиль Карамиев встречали гостей.
Такой эйфории не было даже на запуске татарского драмтеатра в поселке ЗЯБ, где переделали бывший «Колизей». Здесь же объект возвели с нуля, а построить его распорядился лично президент России Владимир Путин. Объект обошелся в 1,8 млрд. Строил «Евростиль» Ильнара Гайсина. Получилось четырехэтажное здание общей площадью более 13 тыс. кв.м со зрительным и репетиционным залом, гостиной, буфетом, гардеробом, мастерскими, гримерками и др. И парковкой на 80 авто (девять мест для маломобильных групп населения).
– Ваша мечта сбылась, – сказал, стоя на пороге новенького здания Рустам Минниханов. – Я могу сказать, что этот театр попал в федеральную программу благодаря нашему президенту Владимиру Путину. Последние годы у нас достаточно много проектов в области культуры, в том числе за счет софинансирования федерального бюджета. Этот объект был очень нужен. Челны – крупный российский город, это центр автомобилестроения нашей страны. Мы гордимся, что мы смогли найти возможность сделать татарский театр, а сейчас и русский драматический театр. Наш город Челны должен быть комфортным, безопасным и удобным, и в этом плане идет системная работа. Я хочу поблагодарить всех тех, кто мечтал о театре. Если бы этой мечты не было, она не была бы реализована. Хотелось бы, чтобы сюда приходили люди, отдыхали. Сил для дальнейшего созидательного труда во благо нашего города, республики и страны.
Депутат Госдумы Альфия Когогина подробнее рассказала, каким трудом городу достался новый объект.
– Сегодня для всех, кто любит театр, кто готов любить и мечтать, страдать и верить, рождаться и умирать, бороться и возрождаться вместе со своими любимыми героями и артистами, огромный праздник, – начала свою речь Когогина. – Сейчас я чувствую легкое волнение в сердцах каждого человека. Я признаюсь, что сегодня не спала: прилетела из Москвы, и всю ночь у меня перед глазами всплывали картинки всех тех бесчисленных совещаний в Министерстве культуры РФ, где мы доказывали первому заместителю министра Сергею Обрывалину необходимость данного театра. Он нам задавал вопросы, на которые мы не могли ответить. Мы возвращались, брали расчеты, доказательства и шли опять штурмовать эти кабинеты. Потом было Министерство экономики, которое держит федеральную адресную инвестиционную программу, Алексей Грановский был очень-очень требовательным директором департамента, который буквально за каждую копейку просто выворачивал нас наизнанку. Но все они нас поддержали, за что огромное спасибо. Министра финансов смогли убедить два человека – Рустам Минниханов и Сергей Когогин. Они ходили к нему для того, чтобы все-таки то решение, которое принял президент России, обязательно было профинансировано. Несмотря на тяжелую, ковидную, кризисную ситуацию. Это были огромные часы и дни – полтора года нашей жизни и энергии. Сегодня мы счастливы все вместе. Мне вспомнился один бабай. Когда я была на заре моей депутатской деятельности, он мне сказал: «Знаешь, кызым, подкова всегда приносит счастье, если прибьешь ее к своему копыту и будешь пахать, как лошадь». И вот наша команда под руководством Рустама Минниханова пахала, как лошадь на исполнение мечты челнинцев. Мы сегодня правда счастливы.
Строитель Ильнар Гайсин передал директору театра Армандо Диамантэ символический ключ, а после почетным гостям провели закрытую экскурсию и первый небольшой показ на новой сцене. Актеры вместили в пятиминутное выступление историю театрального искусства и исполнили танец из нашумевшего «Пигмалион. Шоу».
После закрытого показа осмотреть все уголки нового театра смогли и другие гости. Они ходили и жадно ловили взглядом многочисленные детали интерьера. Скульптуры зрителей, объемные буквы, рояль, маски, коты на карнизах – элементов действительно в избытке. И каждый их них здесь неспроста, уверяют в театре. Проект на определенном этапе взяла в работу Елена Валеева, Заслуженный архитектор Татарстана. Она была на спектаклях, прониклась духом «Мастеровых» и у нее родилось такой видение.
– Это стиль «Мастеровых», – рассказала заместитель директора Наталия Матиос. – Здесь есть индустриальные элементы из бетона и элементы классики, поскольку Челны – индустриальный город, а театр – классическое искусство. По цветовой гамме у нас здесь сочетание серого, черного и красного. Красный – цвет «Мастеровых», цвет молодости: мы вспоминаем о той театральной студии, которая родилась в 75-м году благодаря Юрию Михайловичу Колесникову. А еще это цвет амбициозности: из маленькой студии мы стали театром, который знает вся Россия. Черный – цвет элегантности, тайны. Серый – индустриальный. У нас насыщенный декор. Театр – он в принципе насыщен всевозможными декорациями, реквизитом. Здесь чувствуется театральный стиль и дух, – рассказала она.
КАК ПРОБИВАЛИ
«МЫ ТОЧНО С РУСТАМОМ НУРГАЛИЕВИЧЕМ ДОГОВОРИМСЯ ОБ ЭТОМ. НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ»
Потребность в новом здании зрела в «Мастеровых» давно: маленький зал не вмещал всех желающих, билеты на спектакли раскупали моментально, популярность и уровень труппы росли, художникам и декораторам приходилось выкручиваться и придумывать решения для тесной сцены.
Решение было принято в 2019 году, причем лично президентом России Владимиром Путиным. На встрече с общественниками в Казани в феврале к нему обратился бизнесмен Максим Федоров. Он заметил, что в городе вот-вот будет татарский театр (на тот момент было решение по «Колизею»), а вот русский отстает.
– От лица всего полумиллионного города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр тоже был построен одновременно с татарским, чтобы все наше население могло ходить. Я считаю, это было бы справедливо, – заявил Федоров.
– Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь! – ответил Путин и уже в мае 2019-го дал поручение Министерству культуры РФ совместно с Кабмином РТ.
После эта история обросла разными слухами. Кто на самом деле стоял за вопросом президенту? Директор «Мастеровых» Армандо Диамантэ признался, что выступление Федорова стало для него абсолютной неожиданностью.
– Я сначала даже не поверил, что он задал такой вопрос. Потом встретился с Максимом. Он признался, что пришел на встречу спонтанно, – рассказывал Диамантэ. – Там сыграло свою роль и то, что вопрос был посвящен жилой среде. Максим решил, что если появилась возможность задать вопрос первому лицу государства, то нужно спросить именно про театр. Никаких предварительных заготовок у него не было.
Незадолго до открытия Максим Федоров внезапно рассказал другую историю. Он поделился, что собирался спросить о санкциях, но посоветовался с Сергеем Когогиным, который был модератором встречи. Глава автогиганта напомнил, что тема беседы – общественные пространства и якобы предложил спросить про театр.
– Идея Сергея Анатольевича пришлась вовремя. Каждый вопрос Путину – это решение какой-то проблемы. Альфие Гумаровне большое спасибо, что под крыло все взяла. Чтобы потом не было недосказанности, кто в этом участвовал, деньги кто давал? Два президента, правильно? Президент Татарстана и президент России. Поэтому считаю, что театр имеет президентский статус и ему нужно присвоить имя Сергея Анатольевича Когогина. По большому счету, правильный посыл и возможность дал именно он.
Сам Когогин, однако, сдержанно прокомментировал идею: «У театра уже есть узнаваемое и любимое жителями название. Добавлять в него или менять что-то я считаю неправильным».
А вот Федоров был бы не прочь, чтобы одной из 24 статуй, которые расположены у театра, присвоили его имя. Об этом он пошутил на бизнес-завтраке с участием Армандо Диамантэ. Но в каждой шутке, как известно есть доля правды. Диамантэ, кстати, был не против…
КАК СПОРИЛИ
«ТАКИЕ ТЕАТРЫ СТРОЯТ! ДУМАЕШЬ: «КАК КРУТО!». А ТУТ…ТУТ ПРОСТО НИКАК»
На этапе проектирования вокруг нового здания чуть было не разразился скандал. Первые картинки были обнародованы осенью 2020 года, когда на участке около ЗАГСа стартовали подготовительные работы. Проект разработал «Татинвестгражданпроект», предложенное решение разочаровало. Объект в стиле хай-тек сравнивали с торговым центром или бассейном. Нелестные высказывания звучали как от сотрудников театра, так и от архитекторов. Специалисты настаивали на том, чтобы отправить его на доработку. Негативные комментарии жителей города вылились в соцсетях.
– Подошли к работе без сердца, – расстроились в «Мастеровых». – Можно было сделать с любовью и с пониманием дела. Такие театры строят! Думаешь: «Как круто! Как смело!». А тут…тут просто никак.
Власти Челнов отстаивали проект. Исполком заявил, что его не будут выносить на повторное обсуждение, но обещал, что детали архитекторы доработают по ходу. Кстати, проект выиграл международный профессиональный конкурс – это стало еще одним аргументом в его пользу. Позже на критику ответила министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.
– Окончательный облик фасада еще будет обсуждаться. Но вы должны понимать, что такой традиционный пафосный имперский стиль театра, о котором были пожелания, в том числе, со стороны отдельных слоев общественности в контексте городской инфраструктуры Набережных Челнов будет смотреться не совсем корректно. Этот проект должен рассматриваться не только с позиции желания самого театра, но и с позиции гармоничной интеграции в городскую среду. Окончательный дизайн-проект, безусловно, будет утверждаться позже, – пообещала она.
В марте 2021-го стройка внезапно остановилась. Альфия Когогина разбиралась в причинах. Оказалось, что затянулось согласование проектной документации. К маю, наконец, представили доработанный вариант с учетом пожеланий коллектива «Мастеровых». Сам проект оставили прежним, но изменили фасад, внутреннее оформление, прилегающую территорию. Появились, например, гигантские буквы, статуи и другие элементы. Очень много других элементов.
Правда, из-за задержки строителям пришлось наращивать темпы работы. К августу 2021-го они отставали от графика на 30%. Когогина взяла ситуацию под контроль, выезжала на объект и взяла с подрядчика обещание наверстать. В целом, обещание выполнили. Накануне нового 2022 года мэр Наиль Магдеев заявил, что театр сдадут ко Дню республики, 30 августа.
О ЧЕМ БЕСПОКОЯТСЯ
«БОИМСЯ, ЧТО ПОЛОМАЮТ. ЗАМЕНИТЬ ИЛИ ИСПРАВИТЬ БУДЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНО»
Театр только-только сдали, и теперь важно сохранить его в этом первозданном виде. Челнинский татдарм, например, уже пережил атаку вандалов. После этого директор «Мастеровых» высказал беспокойство о новом здании. В частности, за скульптуры на его территории.
– Нас очень беспокоит вандализм. Боимся, что все поломают. Заменить или исправить будет очень сложно, средств на восстановление никто не даст. Город выступает за открытое пространство, но мы бы хотели, чтобы на территорию театра можно было входить только в официальные часы работы. Сзади лес, нам тяжело отлавливать леших, которые выпрыгивают из леса и запрыгивают обратно, – делился ранее с Chelny-biz.ru Диамантэ – Люди будут говорить, что это общественное место, оставлять тонны бутылок, мусора и прочего… Но почему-то город думает, что у нас культурный народ и такого не будет, – опасается он.
Что будет на деле – покажет время. И Chelny-biz.ru.
Кстати, пока неизвестно, что будет со старым зданием театра. Еще в декабре 2019-го руководители театральной студии Liberta Татьяна и Сергей Заболотские обсуждали с Наилем Магдеевым создание на освободившейся площадке ТЮЗа в рамках государственно-частного партнерства. И долгое время действительно ходили разговоры именно о ТЮЗе, но на одном из последних объездов стройплощадки мэр решил сохранить интригу, заявив, что судьба прежнего здания пока не определена.
– Думаем. Функционал, естественно, останется для учреждения культуры. Это точно. У нас их не хватает, – признает мэр. – Здание в хорошем состоянии, руководство театра его поддерживало всегда на хорошем уровне. Там все в рабочем состоянии. Они молодцы. Что будет с ним – есть несколько вариантов. Окончательное решение пока не принято. Как только примем, как только документ будет, мы сообщим.
Магдеев обещал взвесить все «за» и «против» и принять окончательное решение.
Ну, а 10 сентября «Мастеровые» начнут новый сезон в новом здании, но пока старым спектаклем. В начале октября зрителей ждет премьера – «Обыкновенное чудо», сказка для взрослых. Всего в сезоне будет сразу семь (!) премьер.
Посмотреть интерьер нового здания можно по ссылке.
Анна Перебаскина
Старый Коренной
житель
М да
антимагдеев13
житель
Житен
Прохожий
житель