Жители одного из первых элитных домов в Челнах четвертый год бьются за капремонт крыши. Каждую оттепель люди боятся выходить из дома – снег и наледь с грохотом бомбы обрушаются на балконы, козырьки, карнизы и вывески. Забор вокруг дома оклеен предупреждающими табличками: «Опасная зона», «Осторожно!». Жители уповают на капремонт. Адрес «Касимова, 5» с 2019 года «прописался» в программе, но на скатную крышу из металлочерепицы сначала не хватало денег, а сейчас подрядчик не готов провести работы, которые просят жители, чтобы решить проблему со сходом снега и льда. Некогда элитный дом действительно в удручающем состоянии и, судя по всему, ему предстоит еще одна опасная зима.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
«ПОДРЯДЧИК ЗАЯВИЛ, ЧТО «СДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ, КАК БЫЛО». А ЭТО, ПО СУТИ, ПУСТАЯ ТРАТА ДЕНЕГ»
Снег и наледь валятся со скатной крыши, ломают козырьки и кирпичные подъезды, гнут балки и выбивают стекла в доме №5 по бульвару Касимова. Чудом пока обходилось без человеческих жертв. Жители четыре года бьются над проблемой. Они изучали ситуацию в других городах, в том числе в Казани (где скатная крыша – не редкость), вызывали специалистов и нашли решение – проложить специальный кабель, который позволит избежать скопления снега и льда. Он нагревается, снег тает, и вода уходит по водостоку. Дому даже удалось накопить денег в рамках капремонта кровли. Но эта технология, как оказалось, идет вразрез со стандартным перечнем работ и материалов в Набережных Челнах. В подавляющем большинстве домов в автограде плоские крыши, и коммунальщики, говорят жильцы, просто не хотят возиться с их домом.
– Четыре года дом стоял в программе капитального ремонта. Сначала у нас было ТСЖ, потом мы передали дом в МУП «Центральный», это было в 2019 году. Тогда мы попали в программу, но нам выделили смешные деньги на кровлю, – рассказал старший по дому Павел Кибирев. – Когда подрядчики пришли и изучили ситуацию, сказали, что 2 млн не хватит. На следующий год выделили больше, 4 млн, но подрядчик снова сказал, что этого мало. Сейчас выделяют более 6 млн! И подрядчик заявил, что готов «сделать так же, как было». То есть они не собираются усовершенствовать конструкцию, чтобы решить нашу проблему. А это, по сути, пустая трата денег. У местных органов власти есть право увеличить виды работ и материалов, но они этого не делают. Мы предложили управляющей компании решение – если кабель не попадает в перечень материалов, мы готовы скинуться на него сами. Мы уже хотели сами поехать в Фонд ЖКХ и объяснить, что именно нам нужно. Но нет. Они (подрядчики и управляющая компания) сказали, что решат вопрос. Лето, а, соответственно, и строительный сезон близится к завершению, но до сих пор ничего не сделано.
Сама кровля целая, и большого смысла полностью ее перестилать нет, надо просто «довести до ума». Специалисты говорят жильцам, что без кабеля вопрос не решить, потому что кровля теплая, она нагревается от верхнего этажа, снег не скатывается, а начинает таять, превращается в лед и вместо того, чтобы уходить по желобу, намерзает и все обрывает. Собственники квартир даже заказывали экспертизу, которая установила наиболее опасные места образования наледи. Но ремонтники эту информацию в расчет не берут.
РАЗРУШЕННЫЕ БАЛКОНЫ, КАРНИЗЫ И ПОДЪЕЗДЫ
«Я БАЛКОН ДАЖЕ РЕМОНТИРОВАТЬ НЕ СТАЛ, ПОТОМУ ЧТО ОПЯТЬ СНЕСЕТ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО!»
Chelny-biz.ru выехал на место, посмотреть, что стало с некогда элитным многоквартирным домом. Он действительно в удручающем состоянии. Козырьки погнуты. Подъезды местами разрушаются. На стенах образуется плесень. Водосточные желоба оторваны. Столбы со стороны офисов и забор вокруг дома оклеены предупреждающими табличками: «Опасная зона», «Осторожно! Возможно падение сосулек и сход снега».
– Мой балкон на втором этаже ледышкой снесло, – показал на повреждения Павел Кибирев. – Стекло было разбито. Трубу как ножом по маслу срезало! Я балкон даже ремонтировать не стал, потому что опять снесет. Это бесполезно! Карнизы под крышей каждый год обрывает. Мы их каждый год восстанавливаем. Сегодня, посмотрите, они даже не везде есть. Нам обещали капремонт, и мы не стали восстанавливать то, что должны были снести. А тут был банк на первом этаже, у них вывеску снесло. Посмотрите, как швеллер (несущая железная конструкция) прогнулся от удара! Здесь везде предупреждения, ленточки, чтобы посетители офисов на первом этаже были аккуратны. Как-то в январе в угловой части дома скопилось столько снега, что сорвало кровлю. Мы за свои деньги ее восстанавливали.
– У меня на глазах огромная глыба упала с крыши, люди разбежались. Ладно, никого не задело, – рассказал житель дома Мират Галимов. Сам он с опаской заезжает в свой гараж. – Я подъезжаю, смотрю наверх, потом буквально залетаю, пока ничего не упало. Здесь такие сосульки висят! Но не все знают, оставляют рядом машины, когда привозят детей в садик или в мировой суд (они тут рядом). Одному как-то капот побило. Такие ледышки убить могут любого. Снег иногда падает прямо тоннами, как будто лавина сходит, и долетает до тротуара, где ходят дети. И звук в это время такой, будто бомба взорвалась.
Каждую весну во время оттепели Павел Кибирев рассылает соседям сообщения-предупреждения, чтобы они были осторожнее.
Страдает, кстати, не только фасад здания. Из-за разрушения водостоков вода во время таяния снега, сосулек и дождей не уходит по ним, а затекает в подъезд и льется по стенам. В подъезде начали-было делать ремонт, но приостановили, когда пошла вода. Пока не решится вопрос с кровлей, все остальное делать бесполезно, говорят жители.
СДАН С НАРУШЕНИЯМИ
«ОН ПРОСТО ПОСТРОИЛ ДОМ И БРОСИЛ. СЕЙЧАС МЫ УЖЕ НЕ МОЖЕМ ЕМУ НИЧЕГО ПРЕДЪЯВИТЬ»
Дом сдали в 2006 году. На тот момент это было новое предложение на рынке жилья в Набережных Челнах. Элитное, всего 12 квартир площадью от 140 кв.м. Есть двухуровневые, с отдельным входом. Они были недешевые, но на них нашелся покупатель – сплошь руководители и предприниматели. Дом в свое время стал альтернативой панелькам и частным коттеджам. Покупателей привлекали большие просторные апартаменты, интересная архитектура, закрытый двор, своя парковка, тихий уютный район, близость к набережной и в то же время к центру города. В момент покупки люди не знали, какие проблемы их ожидают.
Дом изначально был сдан с нарушениями, говорит Павел Кибирев. Как его могли принять – большой вопрос.
– Когда мы столкнулись с проблемой, я первым делом поднял проектную документацию и поехал к застройщику – к компании «Подряд». Там мне сказали: «Мы дом сдали, до свидания!». Как так? В доме даже не было люка на крышу! Мы за свой счет его сделали, потому что было предписание прокуратуры.
И таких «косяков» достаточно. Так, по строительным нормам на скатных крышах должно быть предусмотрено ограждение, чтобы можно было подниматься туда и счищать снег. Здесь его нет. Жители за свой счет установили систему снегозадержания со стороны подъездов. Но это не решение проблемы.
На фасаде, кстати, до сих пор висит табличка «Подряда». Соседи давно хотят снять ее и выбросить.
– Он просто построил дом и бросил нас со всеми проблемами. И сейчас мы уже не можем ему ничего предъявить, – говорит житель Мират Галимов.
ПРОБЛЕМЫ ЭЛИТНОГО ДОМА
«ОН ВСЕ ВОЗМЕСТИЛ. К НЕМУ СЕЙЧАС ВОПРОСОВ НЕТ. ВТОРОГО «ДОБИВАЕМ»
Дом 39/18а, хоть и считается элитным уже хлебнул проблем. Он не раз «засветился» в антирейтинге должников. Тогда здесь еще действовало ТСЖ. Людей такая форма управления вполне устраивала, но в борьбе с неплательщиками она оказалась неэффективна. Должников было двое – они самовольно перенесли коммуникации, поставили себе газовые котлы и сказали, что не будут платить за тепло. Долги постоянно росли, ТСЖ с каждой новой просроченной задолженностью обращалось в суд, но это была непростая работа. В штате не было юриста, который мог бы вплотную заниматься выбиванием долгов. В итоге жильцы пошли на компромисс, передали управление МУП «УК Центральный».
Рамиз Давлетшин был вице-мэром с 1998 по 1999 годы, в это же время он возглавлял городской комитет по управлению коммунальным имуществом (КУКИ). В Челнах предприниматель известен также как сооснователь одной из первых в России инвестиционных компаний – «Каминцентр».
Что касается долгов по ЖКУ, Давлетшин их покрыл.
– Сумма была порядка 500 тысяч рублей. Он все возместил, к нему сейчас вопросов нет, платит исправно, – рассказал Павел Кибирев. – Второго «добиваем». Он перевел дело в московский суд. У него сумма скромнее, но мы и с него взыщем долг. Тем более, что прецедент уже есть.
Анна Перебаскина
Чингиз
Чингиз
Мила
Чингиз
Галина Николавевна
Роман
Влад