Громкое продолжение получило и без того нашумевшее письмо о коронавирусе в Набережных Челнах. Автор обращения Галимзян Зарипов, просивший власть принять «экстренные меры» вплоть до закрытия города, заболел сам и лишился должности руководителя челнинского отделения Всемирного конгресса татар. В Татарстане обсуждают, что ВКТ «избавился» от Зарипова за то, что тот «вынес проблему из избы». В интервью Chelny-biz.ru бывший главврач СПИД-центра и экс-депутат горсовета рассказал, кто просил его написать заявление по собственному желанию, почему считает свое смещение нелегитимным, а также о том, что видел в больницах и морге, и почему Челны еле справляются с коронавирусом.
«ОТ ИМЕНИ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ТАТАР ВЫРАЖАЕМ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ГАЛИМЗЯНУ САЛИХОВИЧУ ЗА АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
18 июня Галимзян Зарипов - один из самых известных и авторитетных медиков Набережных Челнов, а также руководитель отделения Всемирного конгресса татар - написал от имени организации к руководству республики о тяжелой ситуации с коронавирусом и попросил вмешаться. Изложил шесть предложений - от полного тестирования камазовцев до восстановления самоизоляции. «Если ситуация и дальше не улучшится, то и сам город Набережные Челны придется полностью закрыть на карантин, так как мировая практика показывает, что опасную болезнь можно остановить только путем полной изоляции. Последнее. Мы считаем, что проведение выборов, плебисцитов было бы большой ошибкой, когда в городе свирепствует инфекционная болезнь», - высказался Зарипов в письме.Обращение, как сообщают источники редакции, вызвало серьезную реакцию на высшем уровне. А 23 июня Галимзян Зарипов остался без должности в ВКТ. Причем якобы добровольно.
- От имени исполкома Всемирного конгресса татар выражаем признательность Галимзяну Салиховичу за активную деятельность, - заочно поблагодарил Данис Шакиров, который теперь временно возглавляет челнинское отделение. Новый руководитель в скором времени будет представлен мэрией города и согласован со Всемирным конгрессом татар, сообщает официальный сайт организации.
- Мы просили показать его заявление. Сказали, что хотим услышать от него лично о добровольном решении. Даже предупредили, что отставку воспримут как последствие письма о коронавирусе. На самом деле даже голосования не было. Шакиров просто поставил всех в известность и все. Заседание завершилось за 10-12 минут.
Галимзян Зарипов - персона известная в Татарстане, яркий представитель поколения общественников 90-х - начала 2000-х годов. Не в каждом городе главврач СПИД-центра обладает такой узнаваемостью у жителей, как это было в Челнах. Зарипов возглавил центр (сегодня филиал ГАУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравохранения РТ») в 1997 году, в разгар эпидемии ВИЧ. Челны были очагом инфекции в республике, обстановка была очень сложной. Зарипов благодаря широкой информационной кампании добился того, чтобы проблему увидели, признали и за нее взялись. В конце 90-х и в нулевые едва ли был в Челнах человек, не знавший о проблеме ВИЧ и работе СПИД-центра.
Галимзян Зарипов был депутатом горсовета трех созывов: с 1990 по 1995 год и с 1999 по 2010. В последнем возглавлял профильную комиссию по образованию, культуре, молодежи, спорту и национальным вопросам. Активно занимался молодежной политикой и тем, что принято называть профилактикой негативных явлений среди молодежи. Он хорошо разбирался в культуре и национальных вопросах, будучи медиком, поднимал и проблемы здравоохранения. Интеллигентный и деликатный главврач СПИД-центра был в тот период фигурой авторитетной. Его экспертное мнение зачастую шло вразрез с официальной позицией горздрава и, бывало, что перевешивало.
Смещение Галимзяна Зарипова с должности в Конгрессе татар два дня бурно обсуждается в Татарстане. В соцсетях и СМИ. Реакцию общественности емко выразил татарстанский Telegram-канал «Шалтай-Бабай»:
«В соцсетях татарская общественность вновь обрушилась с жесткой критикой на Всемирный конгресс татар. На этот раз обсуждают, как организация незамысловатым образом избавилась от общественника Галимзяна Зарипова, который возглавлял челнинское отделение ВКТ. Дело в том, что именно он смог привлечь к городу особое внимание властей республики в связи с усложнившейся ситуацией с коронавирусом. Интересная картина получается. Телеведущему ТНВ Михаилу Любимову можно заострять внимание на коронавирусной проблеме в Татарстане на весь мир, а татарскому общественнику нельзя. Как видим, «ковидный фактор» в Татарстане все сильнее упрочивается как политический инструмент для внутренних разборок. Пострадал Зарипов за то, что вынес проблему из избы. Те, кто отдает такие приказы ВКТ, буквально втаптывают политический и имиджевый ресурс главы Милли Шура Василя Шайхразиева. Самое главное, происходит это в его вотчине, в городе, которым он недавно руководил».
После такой реакции Галимзян Зарипов, несмотря на болезнь, дал интервью Chelny-biz.ru и высказал свою позицию по решению ВКТ и проблеме коронавируса в Набережных Челнах.
«ПО МОИМ РАСЧЕТАМ, В ЧЕЛНАХ ПЕРЕБОЛЕЛИ УЖЕ ТРИ ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК. СЕЙЧАС ИДЕТ ВНУТРИГОРОДСКАЯ ИНФЕКЦИЯ»
- Галимзян Салихович, что все-таки произошло до и во время заседания отделения ВКТ? Вы подавали заявление о сложении полномочий руководителя?
- Я болею, подозрение на коронавирус. Две недели нахожусь на карантине. Никакого заявления я не писал. Просто сказал: пока болею, пусть мои обязанности исполняет другой человек. В бюро правления 13 членов, из них шестеро участвовали в онлайн-собрании. Никакого голосования не было. Просто людям сообщили, что на время в связи с болезнью я прошу освободить меня от обязанностей. А получилось насовсем. Понятно, что все, конечно, связано с моим письмом.
- Какой была реакция на обращение?
- В понедельник я встречался с министром здравоохранения Татарстана Маратом Садыковым, разбирали все тонкости, посмотрели все факты. Нашли общий язык. Действительно, ситуация очень сложная. Никаких претензий относительно медицинских проблем, описанных мной, с его стороны не было.
Позже встретились с Гульнар Карловной и Рамилем Марвановичем. Не понравился пункт моего письма, где говорится, что массовые сборы людей нежелательны. Все началось с этого. Было четкое предложение от исполкома: «Может, напишете заявление и уйдете?» Я ответил, что могу уйти только временно, так как такое решение может принять только правление Всемирного конгресса татар. Для этого надо собрать всех членов правления.
- В чем причина, вам объяснили?
- По всей видимости, не понравилось Наилю Гамбаровичу. Что ситуация выходит из-под контроля. Понимаете, я был в морге, встречался с людьми в больницах, с врачами. Только за май в Челнах от вирусной пневмонии умерло 157 человек! Конечно, у них были хронические заболевания. Но пациенты жили бы еще лет 10-15, если бы не вирусная инфекция! Я узнал, что только по нашему городу в июне каждый день умирает 5-6 человек с вирусной пневмонией. Их вскрытие производят в противочумных костюмах, тела выдают в закрытом виде. Их всех привозят из «красных зон» - шести больниц. После того, как их запакуют и отдают родственникам, сразу везут на кладбище. Запрещают открывать лицо и прощаться. Слава Богу, с 15 июня эти правила потеряли силу - теперь все тела после вскрытия выдают из одной двери. Православных сразу в гроб, а мусульман - в саван белый. Вести домой, мыть, открывать их нельзя.
- Почему тогда мало подтвержденных случаев COVID-19?
- В больницах сейчас лежит больше тысячи больных вирусной пневмонией (внебольничной пневмонией). Но я не говорю, что это коронавирус, так как сегодня у него 41 разновидность. Для положительного теста должно сойтись много факторов, в том числе большая вирусная нагрузка на организм. Возможно, наши тест-системы не подходят: может быть, у кого-то из пациентов уже другой тип коронавируса. К тому же тест-системы могут быть слабочувствительными.
По моим расчетам, в Челнах переболели уже три тысячи человек. Много тех, кто лечится амбулаторно. Все заражаются теперь внутри города, последние завозные случаи фиксировались в марте – начале апреля. Сейчас идет внутригородская инфекция. Я призываю всех жителей соблюдать социальную дистанцию в полтора - два метра, перчаточно-масочный режим – везде, в том числе в общественном транспорте и магазинах. Это очень опасное заболевание, которое еще мало изучено! Нет лекарства, поэтому каждого необходимо лечить индивидуально. Например, больным сахарным диабетом нужны определенные лекарства. То же самое и с теми, у кого гепатит, язва желудка, инсульты, инфаркты и т.д.
- Вы упомянули, что были в морге и знакомы с результатами вскрытий…
- Что характерно, у всех болевших пневмонией в июне-мае вскрытие показывает поражение легких 40-75%. Все сосуды забиты тромбами. В том числе забиты вены и артерии. Происходит сгущение крови, увеличивается сердце, потому что пытается прогнать сгущенную кровь, но не может и останавливается. В итоге еще вечером человек бегает, а ночью умирает.
Человек должен пить два-три литра воды ежедневно, принимать кроворазжижающие лекарства. Каждый гражданин должен заботиться о своем здоровье: вести здоровый образ жизни, меньше пить, курить, ежегодно проходить медосмотры, в рамках которых делать флюорографию и анализы крови. Если гемоглобин выше 160, через день принимать четверть таблетки аспирина и кардиомагнил.
«МНЕ КАЖЕТСЯ, ОНИ УПУСТИЛИ МОМЕНТ, КОГДА НЕОБХОДИМО БЫЛО ОБРАТИТЬСЯ К ГРАЖДАНАМ»
- Почему, на ваш взгляд, система здравоохранения Челнов с таким трудом справляется с ситуацией?
- Мне кажется, они [исполком и горздрав] упустили момент, когда необходимо было обратиться к гражданам. И сейчас 90% населения не верит, что у нас есть коронавирус. Горожане ходят без масок. Пару дней назад я проезжал мимо ЗАГСа – там несколько групп людей спокойно фотографируются, обнимаются, здороваются. А если там будет хоть один человек, зараженный коронавирусом, даже в бессимптомной форме..?
Вообще бессимптомно протекают 60% случаев, особенно среди «молодежи» от 50 лет. Обратите внимание, у нас в основном умирают люди старше 50 лет. Вариант, что в группе риска находятся только люди 65 лет, отменяется. Тот же Айрат Зарипов – ему вообще было 47 лет! Дмитрию Смородинову - 53! Врач-дерматолог Татьяна Житкова – ей всего 52 года! Умерла супружеская пара из Мамадыша – жена, которая лежала в Челнах, скончалась 16 июня, накануне умер ее муж (врач-стоматолог), который лечился в Казани. Ему был 51 год. Другой пациент из Мамадыша умер в горбольнице №2 – ему всего 54 года. Таким образом, опасный возраст – старше 50 лет. В этом возрасте уже есть хронические заболевания, и люди, к сожалению, очень быстро умирают.
- Вы после выздоровления хотите вернуться на должность руководителя отделения ВКТ?
- Настаивать не буду. Если мэрии города неудобно работать со мной, насильно возвращаться я не буду. Если еще раз пригласят, то, пожалуйста – я согласен. Я готов приносить пользу обществу.
Дальнейшее сотрудничество будет с министром здравоохранения РТ Маратом Садыковым. Мы обменялись контактами. Я ему уже несколько раз звонил с вопросами. Он отвечает моментально – и также быстро решает вопросы.
Chelny-biz.ru
Фото: tatar-congress.org, parazit-off.ru, megapolisonline.ru, Азатлык
Вася
2
Житель
Гузель
Гузель
Игрек
Депутат
Игрек
Ирина
Жительница
Житель
флюра
Радик
Игрек
Лейсан Наилевна
Hanum
Анвар
Игорь Антипин