Очередной скандал в сфере образования Набережных Челнов. Второй день город обсуждает снятый на скрытую камеру инцидент в школе №18: манеру поведения учителя начальных классов и грубое отношение к детям. Видео появилось в интернете накануне и собрало массу гневных комментариев на тему: «а должны ли такие учителя преподавать в школе». Запись сегодня разбирали в исполкоме города, директору пришлось объясняться за педагога. Дойдет ли дело до наказания, пока не ясно. По крайней мере, директор не видит основания для увольнения, да и заменить учителя не на кого. Кстати, родители, установившие скрытую камеру, сами могут попасть под ответственность. Chelny-biz.ru разбирался в подробностях этой истории и вспомнил предыдущие ославившие Челны скандалы в школах и детсадах.
«ВОТ ЭТИ ДВОЕ ЧИТАТЬ НЕ УМЕЮТ, ПИСАТЬ НЕ УМЕЮТ. У НИХ ОДНИХ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕТ!»
Уже более 18,5 тысяч просмотров набрала на You Tube опубликованная накануне запись со скрытой камеры в кабинете первоклассников школы №18. Видео длится 10 минут 13 секунд. В него вошли часть перемены и часть урока математики, на котором учитель несколько раз повышает голос на детей за то, что те замешкались с ответом на задания, кому-то сразу ставит «двойки», отчитывает перед классом, повторяет, что они ничего не умеют, и вопрошает, зачем они вообще пришли в школу.
Урок начинается вполне безобидно, учитель просит детей открыть тетради, уточняет, написано ли в них «классная работа», и стоит ли число. При этом она уже начинает проявлять нетерпеливость, которую демонстрирует на протяжении записи несколько раз: «Быстрее, у нас времени мало!». Дети начинают по очереди устно решать примеры. Первые два справляются с заданием, а третий замешкался.
– Не спи, а! – прикрикнула учительница.
– 8+5…
– Ну, 8+2+3! Чего тут трудного?! – нетерпеливо повысила голос она. – 8+2+3! Голова не соображает! Ни математики нет, ни русский нет! – еще громче возмутилась она и передала очередь следующему ученику. Но и тому досталось из-за того, что он не решил предыдущий, а взялся за следующий пример. – Вот эти двое читать не умеют, писать не умеют, по математике сложить не умеют. Чего они умеют? Они умеют на перемене бегать, дурака валять. У них одних ничего хорошего нет! Нет!
Дети продолжили отвечать на примеры.
– Тебе два, я у тебя и спрашивать-то не стану! – махнула она рукой на одного из учеников и крикнула следующему. – Читай! Он не знает, где читать… Встаньте, кто не смог прочитать. Вышли сюда, – пять детей выстроились у доски. – И что вы сидите на уроке? А зачем вы пришли в школу? Если вы на уроке с нами не умеете работать, зачем вы пришли сюда? Зачем вы занимаете место? Я бы взяла других детей учить!
Учитель торопила детей отвечать на ее вопросы, но они продолжали молчать. Не успевали ответить или просто боялись.
– Что известно из задачи? Быстро говори! Говори! Быстро встань! Садись! Не готов, – молниеносно сделала вывод учитель. Позже она подняла весь класс. – Встали. Вы зачем приходите в школу? Вот зачем вы сюда пришли сегодня?! Если не слышите, не видите, не читаете!
Следом она поставила еще одну двойку ученику, который молчал, и переадресовала вопрос.
– Говори, не сиди, как статуэтка! – на этих криках видео прерывается.
«ЛУЧШЕ ПОМОГЛИ БЫ ЭТИ ВОПРОСЫ РЕШИТЬ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СНЯТЬ НА КАМЕРУ И ПОКАЗАТЬ НА ВЕСЬ МИР»
Видеозапись уже получила оценку в социальных сетях – порядка 500 комментариев в одном из городских пабликов. В основном, негативных по отношению к преподавателю (местами даже резко негативных), но некоторые все же поддерживают учителя:
«Вот таким методом и убивают желание учиться у детей. Они всего лишь первоклашки, и только выпустились из детсада. Кто-то быстро адаптируется к новым правилам, а кто-то только ко второму году обучения. Она даже не дает время на раздумье. Такие не сдержанные педагоги еще и руки любят распускать».
«Это какой-то кошмар. Они не срывали урок и не болтали, были трудности с ответами, но это от того что они ее боятся. Гнать взашей таких учителей!!! И никакого испытательного срока. Она теперь еще больше их возненавидит!»
«Что она себе позволяет, кто ей дал такое право унижать детей и обзывать. Педагог – это призвание!!!»
«Прежде чем осуждать, поставьте себя на ее место. Это раз. Второе, явно не угодила родителям».
«Я думаю, родители сделали правильно. Не надо ломать психику детей с этого возраста. А если у ребенка дома тоже не все хорошо, а тут еще и в школе добивают. А потом мы удивляемся тому, что у нас дети ведут себя неадекватно. Представьте, что у вас на работе такой начальник! Каждая мать будет защищать своего ребенка, не для этого мы их рожаем, чтобы кто-то на них вымещал свои недовольства. Это наше будущее!».
«СНИМАТЬ ДЕТЕЙ И ВЫКЛАДЫВАТЬ ВИДЕО КУДА-ТО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА»
Видеозапись с пристрастием рассмотрели и в управлении образования города. Директор школы №18 Наиль Гайнуллин сегодня объяснялся в исполкоме
– Это был не урок, потому что уроки мы так не проводим, – прокомментировал он Chelny-biz.ru. – Во время продленного дня после уроков учительница оставила тех детей, с которыми нужно заниматься дополнительно. Камера каким-то образом была установлена в начале недели, наверное, во вторник. Получается, родители вырезали момент этот и выставили в Интернет. Некрасиво поступили, конечно, потому что, если есть какие-либо вопросы, их надо решать не таким образом. Вообще снимать детей и выкладывать видео куда-то без разрешения родителей не имеют права.
По словам Наиля Гайнуллина, учительница, вокруг которой разгорелся скандал, за время работы выпустила два начальных класса, имеет хорошие результаты, активно взаимодействует с родителями, организуя различные совместные мероприятия.
– Ну, есть, наверное, такие родители, которые недовольны, – продолжил директор. – В последние годы трудных детей становится больше. Конечно, повышать голос на детей нельзя, но, наверное, бывают такие моменты… Мы поговорили с учителем, выразили пожелание быть добрее и вежливее. Хотя, я еще раз повторю, есть разные дети... Я оправдывать не собираюсь, просто со стороны родителей это не очень хорошо. Можно ведь решать вопросы иным образом. Не надо накапливать претензии, нужно подходить, обсуждать. Мы ведь для детей условия создаем. Решили бы этот вопрос, не доводя до такого.
Наиль Гайнуллин подчеркнул, что увольнять педагога не планируют, на это нужны веские причины. К тому же, школе не приходится выбирать: педагогов, стремящихся обучать начальные классы, не так много.
Сегодня по инициативе родителей в школе пройдет собрание, на котором стороны попытаются найти взаимопонимание.
– Им еще 11 лет учиться и учиться. Только вместе – родитель, учитель и администрация – можно чего-то добиться, – говорит директор учреждения. – Нужно работать над собой. Я переговорил с учителем, она свое отношение изменит.
Об инциденте знают и в профсоюзной организации работников образования города, но комментируют осторожно.
– Я пока однозначно какие-то выводы делать не могу, надо смотреть на эту ситуацию с разных сторон, – отметил в разговоре с Chelny-biz.ru председатель профсоюзной организации работников образования города Набережные Челны Флорит Халиуллин. – Оскорблений конкретных на детей со стороны учителя я не слышал. По видео видно, что в этот день класс был не подготовлен. Скорее всего, поэтому она говорила громко и эмоционально, переживая за детей. Рукоприкладством она не занималась. Хотя так сильно повышать голос на детей тоже не желательно. Но в данной ситуации однозначно обвинять только учителя не стоит. Очень часто и родители слабовато занимаются с детьми, нет должного контроля, дисциплины. Лучше помогли бы эти вопросы решить вместо того, чтобы снять на камеру и показать на весь мир.
«ЧЕРСТВЫХ, РАВНОДУШНЫХ И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ НАДО ЛИБО ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ, ЛИБО ПРЕДЛАГАТЬ МЕНЯТЬ ПРОФЕССИЮ»
Впрочем, подобные скандалы в школах Челнам не в новинку. Годом ранее скандал разгорелся вокруг школы №35. Тогда учительница с 15-летним преподавательским стажем приклеила первоклассника скотчем (!) к спинке стула. Со слов одноклассников, причиной стало то, что мальчик «вертелся». Позже к этому же первокласснику было применено другое наказание: учительница обвела черту вокруг мальчика возле доски и велела делать задание, запретив выходить за линию.
Еще одна история, прогремевшая на всю страну, произошла в детском саду №67. Девочку с диагнозом ДЦП заведующая попросила не выступать на утреннике, чтобы не портить впечатление от праздника. Инцидент привлек внимание Павла Астахова, тогда еще занимавшего должность уполномоченного при президенте по правам ребенка.
«Заведующей детсадом, не пустившей выступить девочку Софью с ДЦП на сцену, необходимо пройти курсы повышения квалификации, – писал Астахов в микро-блоге Твиттер. – Такие курсы лучше всего организовать либо в детдоме-интернате для умственно-отсталых детей, либо в хосписе. Черствых, равнодушных и невежественных людей, работающих в системе образования надо, либо перевоспитывать, либо предлагать менять профессию».
История закончилась незамедлительным увольнением заведующей.
Вспоминается и недавний вопиющий случай в школе соседнего Тукаевского района, где директор установил видеокамеры в туалетах для учеников и сотрудников. На протяжении нескольких месяцев он просматривал записи видеорегистратора на своем компьютере. В итоге его осудили за нарушение неприкосновенности частной жизни, приговорили к одному году лишения свободы условно, с испытательным сроком два года и лишением права заниматься педагогической деятельностью на три года. Свои действия представитель системы образования объяснял тем, что хотел проследить, кто засоряет унитазы.
Фото: из архива школы, Коммерсантъ, РИА «Новости»
Chelny-biz.ru
Мнение
Мария
Татьяна
Мария
хюррем
Не педагог
Мария
хюррем
комментатору в 12:47
12:47
Мария
Елена