Создание собственного бизнеса – всегда риск. Подчас сложно подстроиться под быстро меняющиеся реалии, выстроить бизнес-процессы, сохранить и приумножить все активы. Часто для того, чтобы привести дела в порядок и увеличить прибыль, необходим взгляд со стороны от компетентного специалиста.
Юлия Ивашкина – именно такой человек. Она – ментор с более чем 25 летним опытом управления различными компаниями. Ее услугами воспользовались более 150 бизнесменов, каждый из которых смог привести свое дело в порядок, вырасти в доходах и масштабироваться.
- Юлия, расскажите, как вы пришли к наставничеству? Откуда вообще возникла идея стать ментором?
- Когда-то, в 1996 году, я открыла свой первый бизнес – магазин автозапчастей, однако буквально через полтора-два года мне пришлось его закрыть. Были лихие девяностые, да и мне, 20-летней, не хватало знаний и опыта, чтобы продолжить свое дело. Уже позже, долгое время проработав в найме, дойдя до руководящих позиций, я пришла к пониманию – чтобы твоя компания функционировала, иногда очень нужен взгляд со стороны, опытный наставник, который поможет. Таким наставником я и стала.
- Вы упомянули про ваш богатый опыт в найме, расскажите о нем подробнее.
- Потеря моего бизнеса далась мне непросто. Я ощущала, что больше не верю в себя, мне казалось, что я никчемная и у меня ничего не выходит. Но постепенно пришла к решению, что нужно вырастить свою компетенцию, построить карьеру в найме и уже с этим багажом знаний попробовать снова. Так начался мой профессиональный путь. Я устроилась работать менеджером в ритейл, в одну из крупных компаний, и осталась в этой сфере на 15 лет. За время работы я была управляющей нескольких крупных торговый центров и сетей бутиков в Москве, руководителем одного из московских Metro Cash&Cary с территорией в 10 тысяч квадратных метров и 400 сотрудниками в подчинении. А потом совершенно случайно попала в сферу красоты, меня наняли управлять салонами. Я тогда спросила собственника: «Вас не смущает, что у меня нет опыта в сфере бьюти?» Он ответил, что бизнес-процессы везде одинаковы, так что для него это не проблема. Он мне полностью доверился. В итоге в этой сфере я осталась на целых шесть лет, была управляющей салонами красоты премиального класса на Рублевском шоссе, запускала салоны в Ницце и потом даже открыла собственную студию.
- Вы легко перестроились с ритейла на сферу красоты?
- Да, мой наниматель оказался прав – бизнес есть бизнес, в какой бы сфере он не создавался. Да, у каждого есть своя специфика, но в целом принципы одинаковые.
- А как в итоге из найма вы перешли в сферу бизнес-консалтинга?
- Набравшись достаточного количества опыта, я дозрела до того, чтобы выйти в онлайн. Ко мне начали обращаться клиенты с желанием оптимизировать бизнес-процессы в своих компаниях. Вначале я работала в основном со сферой красоты, но по «сарафанке» приходили запросы из других ниш – груминг, ателье и так далее. Сейчас я работаю с любыми компаниями, независимо от направления их деятельности.
- Вы работаете только с готовыми бизнесами или к вам можно обратиться для запуска стартапа?
- Да, стартапы я тоже запускаю. Ко мне обычно приходят в трех случаях. Первый – когда в бизнесе начинаются какие-то серьезные проблемы: снизилась прибыль, нет новых клиентов, начинают копиться долги по зарплате и так далее. Второй – запрос на масштабирование бизнеса, когда процессы отлажены, но хочется расти и развиваться. И третий – как раз стартапы, то есть клиенты приходят ко мне с идеей и определенным бюджетом, и мы вместе начинаем этот бизнес.
- Как строится ваша работа с клиентами?
- Для начала, я провожу аудит всего, что есть на текущий момент. Если это действующий бизнес, то работа идет по нескольким блокам – клиентский, блок персонала, бизнес-процессов, бюджетирования и так далее. В случае со стартапом все также начинается с анализа, на основе которого мы создаем дорожную карту. В ней мы прописываем всю суть идеи и концепт будущей компании. Аудит помогает понять, что есть сейчас и куда нам двигаться. Потом в течение трех месяцев мы находимся в постоянном взаимодействии, мне можно позвонить в любой момент, я помогаю принимать решения, но главная задача, которую я перед собой ставлю – научить клиентов дальше спокойно идти без меня. Очень часто ко мне приходят в состоянии паники, не понимая, что делать, как исправлять ситуацию. Лучший результат для меня, когда человек уходит с выстроенными бизнес-процессами, спокойный и четко понимающий, как ему работать дальше.
- Бывает, что клиенты возвращаются?
- Конечно, но обычно с другими запросами. Наведя порядок, приходят, чтобы масштабировать бизнес. Один заказчик как-то сказал мне: «Да, я мог бы сделать все это сам, но медленно, как улитка. Так к чему терять время, если я могу прийти к тебе и решить все вопросы максимально оперативно?»
- Расскажите о ваших кейсах, чего удалось добиться вашим клиентам после работы с вами?
- Из последнего, например, это салон красоты, который показал рост оборота с 80 до 420 тысяч в месяц, с 10 до 110 новых клиентов ежемесячно. Был опыт работы со студией лазерной эпиляции в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, где в основном работают вахтовики, мы смогли довести количество новых клиентов до 85 ежемесячно. Еще одна клиентка со студией ландшафтного дизайна пришла с запросом уйти от сезонности ее работы, в итоге мы выиграли несколько тендеров, в том числе со «Сбербанком», где она будет делать фитодизайн помещений и территории перед зданиями. В целом же за время работы в качестве ментора я сотрудничала с более чем 150 различными бизнесами.
- Как считаете, любой может стать предпринимателем?
- Думаю те, кто в принципе задумался об открытии своего дела и предпринял для этого какие-то шаги – могут. Всему можно научиться. У руководителей компаний-единорогов за плечами множество неудачных проектов, но они продолжали действовать, опираясь на опыт и знания. Просто кто-то предпочитает маленькими шагами доходить до всего сам, а другой – обращается к наставникам и ускоряет этот процесс выхода на новый уровень.
- Какими качествами обладает успешный бизнесмен на ваш взгляд?
- Авантюризм в хорошем смысле слова, желание все время чего-то достигать и развиваться и умение сформировать вокруг себя сообщество таких же увлеченных людей. Окружение влияет, что ни говори. Нужно уметь ставить цели, достигать их и не бояться выходить за рамки. В целом же все это нарабатывается, главное, чтобы было желание.
На правах рекламы