Основатель известной сети сосисочных «Ак Батыр» Владимир Дряблов сравнил уровень ответственности игроков современного общепита и «ветеранов» рынка. Сейчас, по его мнению, некоторые предприниматели злоупотребляют отсутствием жесткого контроля, чего не позволяли себе представители отрасли в те же 90-е годы.
- В то время в Челнах был свой сертификационный отдел и Санэпидемстанция. Я попадал к настырным, дотошным людям и выполнял все их требования, - рассказал он в беседе с Chelny-biz.ru. - В 90-е и нулевые годы у нас была самая сильная служба Санэпидемстанции, которая подчинялась республике. Тогда учили все, были специалисты. Я уже в 1998 году получил сертификат, разрешающий готовить такую продукцию в передвижных трейлерах. А сейчас у многих слышу: «Да я все куплю!». Всегда в такие моменты отвечаю – если ты знать не знаешь, из чего готовится твоя продукция, а еще хочешь и другим предлагать, тогда не начинай. И открываются все равно, и никто их не проверяет. Открылись, через 11 месяцев ИП поменяли и дальше работают. Сейчас Роспотребнадзор работает по жалобам. Никто ни за кем не следит. Многие объекты общепита сейчас очень сильно этим злоупотребляют. Раньше обслуживающий персонал проходил ежеквартальный медосмотр, а сейчас раз в год. Сейчас в какую-нибудь точку приди и спроси – где санитарная книжка? Ответят, что дома. Так говорят, потому что нет ее. У 80% нет. Это уж большие компании с историей вроде «Челны-Хлеба» Рафаэля Юнусова следят, он, как опытный и взрослый человек, к этим вещам серьезно относится.
Владимир Дряблов также вспомнил свой опыт общения с криминальными структурами в 90-е.
- Но они такие же люди были, также по земле ходили. Человек с человеком может договориться. Были моменты, конечно, но они в прошлом. Но я тоже был человеком. Всех угощал. Бывало даже из Альметьевска, из Бугульмы компании приезжали. Ночью приедут, в то время у нас и круглосуточные точки были – например, на остановке «Театр кукол» постоянно собирались альметьевские. Говорили: «Сейчас мы зацепим и увезем твой трейлер». Я отвечал: «Везите! Как увезете, так и привезете». Во-первых, я был не жадный, всех поил, кормил – ладно, ребята, приехали – сегодня я вас угощаю. Пусть будет промо-акция. Да я и в целом без пакета с продукцией никуда не ходил. И сейчас так же, в гости прихожу с гостинцами – жареными сосисками. Потом у меня появилась прозвище – «Король сосисок». Я отношусь к этому спокойно. Хоть как называйте, только в печку не ставьте. Если нравится, пусть называют. Если хорошим словом – только благодарен буду.
Крупнейший предприниматель отметил, что со временем утратилась связь между бизнесом и городом. Напомнил о засилье пришлых компаний, которые вытеснили с рынка местные компании.
- Я критиковать никого не хочу, но раньше была субординация среди представителей бизнеса и власти, а сейчас все важные. Это ведет не к добру, а к расколу. Раньше управление торговли с нами советовалось, говорило на одном языке. Камалетдинов Айдар (бывший директор сети магазинов «Боровецкий» - ред.) всегда, как уважаемый человек, первое слово от бизнеса брал на встречах. А сейчас – вон там место, идите и торгуйте. Нет такого отношения, которое было раньше. Да и крупных местных бизнесменов из смежных сфер почти не осталось – один только «Челны-Хлеб». Кого мы потеряли? «Боровецкое», «Славный», «Камилла». Я много говорил, даже к властям обращался – почему на рынке не местные, а пришлые? Говорят, что они деньги платят в бюджет. Разговаривал со многими, говорят: «Оно тебе надо?». Но сами же себя душим…
Свой путь в бизнесе Владимир Дряблов, владелец сети, начал в 38 лет. На рынке общепита Челнов бренд появился в 1997 году под вывеской «Сосиски по-американски». Но позже название поменяли – ему присвоили имя Ак Патыра, марийского батыра из национальных легенд (сам Владимир Дряблов родом из марийской деревни Кировской области). Все эти годы Дряблов является бессменным руководителем и принимает активное участие в работе. «Нет Чапаева - нет команды» - говорит он. Самую первую точку в 1995 году открыл в Челябинске его старший брат, в 1997 году они приехали в Челны. Здесь предпринимателей попросили оформить вывеску на татарском языке. Ее перевели на татарский «сосиски по-американски» - получился набор слов. Тогда и родилось название «Ак Батыр», сразу же появился логотип (торговую марку официально зарегистрировали в Москве позже). А первый передвижной трейлер появился у универсама «105».
- Почему общепит? Человек хочет кушать три раза в сутки. Хоть война, хоть мирное время. Я решил, что это беспроигрышный вариант. Тем более у нас быстрое питание, а мы всегда торопимся, времени не хватает, живем в движении, суете. Как удалось создать узнаваемый бренд? Настырность. Тогда, когда мы начинали, я вагон соли съел. Если бы сейчас предложили заводить такой бизнес, я бы отказался. Не та энергия. А в то время была настырность. Надо было – если сел в лодку, греби, - рассказал Владимир Дряблов. - Многие спрашивают у меня про франшизу. Из Москвы приезжали уже три раза. Умные люди, предлагают: «Поехали, нам сказали, что без тебя делать нечего». Предлагали меня перевести туда полностью с продукцией, мол, хоть что купим, всю продукцию будем отсюда возить. Я извиняюсь, говорю, что вышел из того возраста. В Москву надо ехать до 30 лет, тогда, может быть, и друзей заимеешь, и привыкнешь к суете. Из Крыма предприниматель приезжал: «Давай вместе откроемся». Но в каждом регионе свои требования, местные власти, которым нужно свое доказывать. Здесь, в Челнах, я все доказал – от и до. Общепит в целом одна из самых трудных деятельностей. Мы ведь людей кормим. А если во главе только мысли о заработке, то лучше не начинать. Это бесполезно.
У меня все спрашивают про секрет. А его нет. Всегда говорю, что вода воде рознь, соль соли рознь. На самом деле ответ простой - со мной много лет работают одни и те же поставщики с 1998 года. Я их не меняю. Потому что лошадей на переправе менять нельзя, это еще наши отцы и деды придумали. Я не гонюсь за дешевой продукцией. Многие предлагают, конечно, подешевле. Я говорю – дешевое мне не надо, если человек ко мне пришел, пусть и дальше приходит. Ведь обмануть можно раз, второй раз человек к тебе уже вернется. Почему я не меняю поставщиков столько лет? Чтобы у продукта всегда был один и тот же вкус. Вот где секрет.
Ильсур
алекс