С 1 октября в России вступили в силу новые рекомендации по оснащению АЗС. Документ (ГОСТ Р 58927-2020) обязывает заправки иметь оборудование по контролю за количеством заливаемого топлива. Кроме этого колонки должны быть оснащены программным обеспечением с защитой от несанкционированного доступа. Росстандарт разослал владельцам АЗС письма с требованием соблюдать новый ГОСТ, но не разъяснил, какие у бизнеса сроки на переоборудование и какова сумма штрафов за нарушения.
Владелец сети АЗС «Наиком» из Набережных Челнов Наиль Хуббатуллин считает, что новый документ создаст серьезную нагрузку на бизнес.
- В регионах могут закрыться не 30% АЗС, как ожидается, а все 50%, - говорит Хуббатуллин. - Оптовая цена топлива постоянно скачет. Разница в бирже - почти 5000. Плавает и маржинальность: от 1,60 до 2,00 рублей. Но в любом случае она копеечная. При таких вводных уже сейчас понятно, что соблюдать условия ГОСТа получится далеко не у всех. Все мои 18 заправок арендованные. Люди построили свое дело, не смогли его вытянуть и отдали мне в управление, как бизнес-консультанту. Неужели сейчас, помимо аренды, я должен покупать программное обеспечение и другое оборудование, которое стоит огромных денег? В среднем реконструкция каждой заправки под новый ГОСТ обойдется в 1,5-2 миллиона, а большая часть наших АЗС находится в небольших поселениях. То есть мы обеспечиваем топливом деревенское население. Там нет ни IRBIS, ни «Татнефти», которым просто невыгодно находиться в этих населенных пунктах. На таких АЗС пролив идет 2-3 куба в день, и стоит самое простое оборудование. Это же будет нерентабельно. Естественно, я откажусь от аренды и уйду оттуда. В итоге развалится бизнес, а люди будут вынуждены ездить за 50-100 километров, чтобы заправиться.
Наиль Хуббатуллин отмечает, что законы обратной силы не имеют, и надеется на то, что в разъяснении к документу появится пункт о том, что новый ГОСТ коснется только строящихся АЗС.
Марат
Я
Александр Евгеньевич Кислин