В Набережных Челнах к 2030 году намерены полностью застроить Орловское поле. На пустыре компания из Ижевска «посадит» несколько жилых микрорайонов на 22,6 тыс. человек, разобьет парк и проложит новую дорогу. Если отдать под застройку еще и соседние частные и муниципальные участки, то здесь можно будет поселить до 35 тыс. человек. Инвестор проекта заявил, что уже через год намерен получить разрешение на строительство. Тем временем, челнинские архитекторы предлагают рискнуть и застроить территории, где сегодня находятся гаражи и садовые общества.
«МЫ ДОЛЖНЫ КОМПЛЕКСНО ЗАТРАИВАТЬ ТЕРРИТОРИЮ, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛА ПОЛНОЦЕННАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
Более часа члены Градостроительного совета обсуждали накануне эскизное предложение по планировке и застройке Орловского поля. Масштабный проект в Челнах намерена реализовать ижевская строительная компания «Талан». Ей принадлежит здесь около 74 га земли, при этом по соседству имеются муниципальные земли и находящиеся в частной собственности челнинцев. На территории можно построить сразу несколько микрорайонов на 22,6 тыс. жителей, а в случае застройки и соседних резервных земель их количество может достигнуть до 35 тысяч.
Эскизное предложение по планировке и застройке Орловского поля подготовил архитектор Александр Дембич, директор ЗАО «Артпроект». Рассказывая о концепции территории, он отметил, что территорию предложено «разбить» на четыре «гибридных» микрорайона (которые внутри себя совмещают как квартальную застройку, так и микрорайонную). Микрорайоны условно назвали «Орел-1», «Орел-2», «Орел-3», «Орел-4». Их площади будут варьироваться от 60 тыс. кв. м до 270 тыс. «квадратов», а население от 2 тыс. до 9 тыс. человек.
– В разработку концепции мы включили муниципальные земли и частные, которые «Талану» не принадлежат. Мы ведь должны комплексно застраивать территорию, чтобы это была полноценная градостроительная система, – заявил Дембич.
По проекту, в жилом районе будет проложена дорога, продолжающая Московский проспект и соединяющая Новый город с улицей Хади Такташа. Еще одна дорога выйдет на проспект Мира от дороги №1. Есть также объездная магистраль и дорога, проходящая мимо существующих гаражей и дачного товарищества с выходом на улицу Железнодорожная. Дембич отметил, что на маршруте одной из будущих дорог есть две постройки, одна из них «ветхая», при строительстве другой дороги придется затронуть гаражи.
– Тем самым появляется магистральная связка, которая соединяет Московский проспект с улично-дорожной сетью в западной части города, – подытожил Дембич.
Жилые микрорайоны предполагается построить из расчета по 30 «квадратов» на человека, что, кстати, больше ныне действующих нормативов (в среднем 20 кв. м.) Обусловлено это тем, что освоение территории, как отметил архитектор, будет проходить в течение 12-15 лет. А за это время нормы вполне могут измениться.
Для личного транспорта населения здесь планируют организовать несколько систем парковок: подземных, полуподземных, плоскостных и многоуровневых стоянок. Вдоль берега Челнинки разобьют парк, связанный через скверы и пешеходные дорожки с жилыми районами. На территории, принадлежащей компании-инвестору, предполагается разметить две школы, еще одну на – на резервном участке. Что касается дошкольных учреждений, на земле «Талана» появится восемь детских садов, еще четыре будет возможно построить на муниципальной земле.
Архитекторы предлагают создать уникальный колористический и композиционный образ нового жилого района, например, построить многоярусный жилой комплекс «Вавилон» по высоте достигающий 21-27 этажей. Еще один жилой комплекс под названием «Колизей» представлен круглым многоэтажным жилым домом с башней высотой 21-23 этажа.
«ПО-МОЕМУ, ЭТО ПРЯМОЕ НАРУШЕНИЕ УТВЕРЖДЕННОГО ГЕНПЛАНА ГОРОДА»
Вопросов к автору проекта было достаточно, однако почти все архитекторы отметили, что эскизное предложение Орловского поля – пожалуй, лучшее из тех, что градсовет рассматривал.
Вячеслав Нилов отметил, что река Челнинка «проигнорирована в планировочном решение», и предложил придать ей «особое значение». Александр Дембич же отметил, что вдоль реки заложили парк, а «набережная будет хорошая». Под критику Нилова попала и основная магистраль.
– Вполне возможно, что мои суждения ошибочные, тогда развейте мои суждения. Но, по-моему, это прямое нарушение утвержденного генплана города, согласно которому Московский проспект является общегородской магистралью со своим поперечником и местными проездами, а вы его трактуете как магистраль районного значения, – заявил Нилов. – Вы не правы! Эта дорога должна иметь статус городской магистрали. Я бы вам предложил этот момент более серьезно просмотреть. И если это изменения генплана, то надо провести корректировку.
Дембич объяснил, что городская и районная магистрали имеют разницу в скоростном режиме: в первом случае допускается 80 км/ч, во втором – 70 км/ч.
– Я, например, считаю, что вполне достаточно иметь для города скоростной режим до 70 км/ч, - объяснил Александр Дембич. – Более того, я знаю, что руководство нашей республики ведет политику вообще ограничить скоростной режим 50 км/ч. В большинстве развитых городах мира именно такой режим и принят. Думаю, что мы вполне здесь можем ограничиться этим режимом. Зато это позволяет нам как раз изменять по нормативам радиусы поворота.
«НИ ГАРАЖИ, НИ САДОВЫЕ ОБЩЕСТВА ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНЫ ОСТАВАТЬСЯ»
Председатель местного отделения Союза архитекторов Рамиль Хайруллин отметил, что авторы эскизного проекта «не очень концептуально» подошли к вопросу. Речь идет о территории, которая огорожена гаражами и садовыми обществами. От них Хайруллин и вовсе предложил избавиться.
– Если эту территорию мы сегодня предусматриваем как жилую застройку, конечно, ни гаражи, ни садовые общества здесь не должны оставаться. Они оттуда должны вытесняться. Эти вопросы все равно, сегодня или завтра, будут подниматься, – заявил Хайруллин.
– Концептуальность – это не значит радикальная перестройка территории, – ответил Дембич. – Обычно радикализм носит налет некой утопичности. Концептуальность должна быть реалистичной и рациональной.
Архитектор добавил, что садовое общество при появлении городских кварталов естественным образом преобразуется в жилье коттеджного типа, которое «врастет» в структуру жилого района. Что касается гаражей, то они, по мнению Дембича, со временем тоже будут ликвидироваться, а на их месте появятся парковки.
– Сейчас заходить с какими-то решениями на территории гаражного комплекса и садового товарищества – это значит надолго отложить реализацию проекта, а может, и вовсе его похоронить, – заметил автор проекта. – На мой взгляд, это совсем недопустимо. Нужно задать вполне реальные решения, от этого мы и исходили.
Впереди у инвестора еще много дел: компании придется столкнуться с собственниками земельных участков, территория которых входит в рамки проекта. А значит, придется потратить не только деньги, но и нервы. Как отметил накануне гендиректор «Талана» Константин Макаров, через год он намерен получить разрешение на строительство первого квартала.
– Будем делать. Надо город развивать, – коротко отметил Макаров.
Руководитель исполкома Ринат Абдуллин заметил, что компании «Талан» и городу придется потратить еще много средств, чтобы реализовать этот масштабный проект. В итоге большинством голосов градсовет проект утвердил.
Лилия Хамитова
житель
садовод
Садоводу
Умнику
Садоводу
Юлия
Ильяс
Альберт
Булгахтер
Игнатьев Владимир