«Я думаю, что это недопустимо для нашего города» - несколько раз в своем докладе повторил Ильсур Хадиуллин накануне на педконференции в Челнах. Министр сделал замечание педагогам за плохую работу с потенциальными медалистами: 80 выпускников получили вместо «золота» - «серебро», а некоторые и вовсе провалили экзамены и остались ни с чем. Хадиуллин остался недоволен и работой профильных классов: например, выпускники педпрофиля почему-то активно выбирают другие специальности. И, конечно, министр не обошел тему семейного образования. Но здесь похвалил: за прошлый год удалось отговорить от дистанта более сотни детей.
О лучших и худших школах, о «чужеродных телах» в системе образования, о педагогах-пенсионерах и другом – коротко в материале.
ИТОГИ ГОРОДА
Начальник управления образования Рустем Хузин в своем докладе отразил основные итоги отрасли за учебный год, в том числе озвучил рейтинг образовательных учреждений. Это главный индикатор эффективности для педсостава.
Так, лучшими признаны детские сады №№ 1, 5, 4, 31, 48, 50, 76, 82, 84, 95, 98, 104, 121, 123, 128. Нестабильные результаты показывают дошкольные учреждения №№57, 91, 106, 72, 115, 24, 40, 97.
В рейтинг лучших школ вошли №№ 26, 79, 36, 2, 56, 78, 76, 61, 57, 77, 30, 5, 84, 29, 52, 41, 10, 21, 39, 58.
Говоря о результатах ОГЭ, Хузин сообщил, что средние баллы в целом не сильно отличаются от республиканских. Лучше - по математике, физике, биологии, информатике, истории и литературе. Хуже - по русскому языку, обществознанию и химии. 358 человек получили аттестаты с отличием.
По результатам ЕГЭ городские показатели по всем предметам, кроме истории и французского языка, выше республиканских и российских баллов. По городу 72 стобалльных результата, трое выпускников получили 200 баллов, то есть максимальный по двум предметам. При этом два ученика остались без аттестата - из школ №8 и №37. У этих детей будет возможность пересдать экзамены в сентябре.
Хузин раскрыл кадровую ситуацию в системе образования. Всего в отрасли работают более 8,6 тыс. человек. Высокий процент среди педагогов составляют учителя в возрасте от 25 до 44 лет. Почти половина педагогов города имеет стаж работы 20 лет. Молодых специалистов в автограде 16%, пенсионного возраста 22%.
Хузин сообщил, что в городе есть тенденция увеличения нагрузки у педагогов школ. У большинства работников она следующая – 18 и 27 часов. 36 и более часов ведут 10% учителей Челнов.
В 18 школах города функционируют психолого-педагогические классы, которые готовят будущих учителей. В этом году 47 выпускников поступили в колледжи, а в вузы по данной специальности – 18. Хузин отметил, что необходимо увеличить данные показатели.
В НГПУ на педагогическую специальность по целевому обучению поступили 16 выпускников. Всего на учителей в вузе сейчас обучаются 65 студентов.
- В прошлом году в нашу систему образования пришли 219 молодых учителей, из них 44% из других городов и регионов России, - доложил начальник управления образования.
Хузин сообщил о нынешних проблемах в сфере образования. Среди них: молодые педагоги заканчивают университет, но стараются уйти в другие специальности, рост вакансий технического персонала, обеспеченность жильем педагогов.
Чиновник отметил, что разрабатывается проект программы по привлечению кадров в сферу образования.
ОЦЕНКА РЕСПУБЛИКИ
Выступление министра образования республики Ильсура Хадиуллина на педагогической конференции в этом году было мягче, чем в прошлом. Создавалось ощущение, что чиновник хотел вдохновить и подбодрить педагогов на фоне дефицита кадров и высокой нагрузки. Но были и неприятные результаты, которые министр не мог не озвучить.
В зоне критики оказалась работа с медалистами. Министр назвал результаты «недопустимыми». В этом году 254 выпускника награждены медалями «За особые успехи в учении»: 192 первой степени, 162 - второй. Хадиуллин отметил, что показатель 18,7% для такого большого города очень хороший. Однако 80 выпускников получили медали вместо ожидаемой первой степени – второй. Три человека, которые претендовали на «золото», и вовсе ничего не получили, не сумев набрать нужное количество баллов. Девять выпускников, которые могли получить «серебро», не преодолели барьер в 60 баллов, и тоже остались ни с чем.
- Я думаю, что это недопустимо для нашего города. Потому что 60 баллов для медалиста — это не такие громадные, недостижимые баллы, - заявил министр.
Хадиуллин сообщил, что должен конкретизировать одно учреждение – школу №44. Ее результаты особо расстроили министра.
- Обращаю внимание на руководителя, я должен назвать, школы №44. Я прошу вас, потому что это школа с углубленным изучением отдельных предметов. Девять выпускников, из них четыре человека не подтвердили право на получение медали. Это не совсем допустимо, уважаемые коллеги. Считаю, что ситуацию надо поправить, - прокомментировал министр образования Татарстана. – Результаты должны быть намного лучше.
В прошлом году Ильсур Хадиуллин раскритиковал Челны за количество детей на семейном образовании. В своем докладе начальник управления образования остановился на этом пункте отдельно – в этом году 107 учеников отказались от формата и вернулись за парты.
- У вас ситуация немного изменилась в хорошую сторону. С вашей стороны работа будет продолжена, вы знаете позицию раиса Татарстана по поводу «семейников», - отметил министр. - Есть закон, мы его выполняем, уважаем, коллеги, но в конце учебного года девятиклассника откреплять от школы и направлять на семейное обучение недопустимо. Это наши дети. Понятно, что есть разные дети, ситуации. Но такие факты в республике есть, не буду конкретно называть. В апреле их отчисляют из школы. Это наш ребенок, мы его приняли в первый класс, мы должны закончить с ним вместе школу. Любовь должна быть всегда, ко всем, независимо от того ученик отличник или двоечник. Это наши дети, мы их воспитали. Кому мы передаем? Чтобы таким образом у нас к концу учебного года увеличивалось количество детей на семейном образовании. Это недопустимо. Прошу взять на контроль.
Хадиуллин подкрепил свои слова результатами ЕГЭ. По его словам, у выпускников, которые учились на семейном образовании, баллы по всем предметам ниже, чем средний показатель по республике.
Прослушав доклад о кадрах в сфере образования, Хадиуллин отметил, что проблема «очень серьезная». Попросил город развивать школу наставничества, а также ценить как молодых специалистов, так и мудрых с большим опытом.
Остановился отдельно на выпускниках психолого-педагогических классов, а именно на количестве тех, кто продолжил свой путь по специальности.
— Это хорошо, но этого недостаточно. Я считаю, что ситуация должна меняться, в прошлом году тоже говорил. Я не критикую, вы молодцы. Альфинур Азатовна (Альфинур Галиакберова, ректор НГПУ, – ред.) является примером для нашего Приволжского округа, - с улыбкой произнес Хадиуллин. - Уважаемые коллеги, я больше обращаюсь к вам, директорам школ. Чтобы дети из профильных классов, которые у вас есть, после выпуска поступали на эти специальности.
Акцентируя на том, что 2024 стал годом семьи, Хадиуллин отдельно поговорил с педагогами о союзе «учитель-ученик-родитель».
- Мы не должны допускать появления дистанции между родителями, учениками и учителями. Одним словом, между школой и родителями. Наши классные руководители должны быть полноценными членами каждой семьи, - отметил министр.
Выступающий назвал это одним из главных поручений.
- Нельзя допускать в систему образования, дорогие друзья, чужеродные тела. Потому что бывают такие ситуации и в вашем городе, и в целом в республике. Чтобы люди откуда-то извне не попадали в систему, не учили нас, не советовали, не провоцировали. Это самое главное, — максимально серьезно сообщил министр. - Для этого есть руководитель школы, заведующий детским садом, дополнительное образование. Они выполняют огромную профессиональную миссию – сохранять спокойствие, дружбу, согласие и мир. Между национальностями никаких разборок не должно быть, это важно. Потому что мир очень хрупкий.
Хадиуллин выделил целый блок в своем выступлении для похвалы - достижения школ города.
В рейтинг 300 лучших школ страны попали две челнинские – гимназия №26 и лицей № 78 им. А.С. Пушкина. Эти же учреждения заняли позиции в топе-500 школ, выпускники которых поступили в ведущие вузы России.
В рейтинге 100 лучших школ России по трудоспособности выпускников в сфере социально-гуманитарного направления – гимназии №57 и №77. В аналогичном рейтинге, но в сфере медицины на 52-й позиции лицей № 78 им. А.С. Пушкина.
Две школы автограда также попали в топ-20 лучших школ республики по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны. Это лицей № 78 и гимназия №26.
- О лучших школах республики Рустам Нургалиевич уже говорил, но все равно еще раз озвучу. Гимназия №26 на 10 позиции, лицей №78 им. А.С. Пушкина на 16 месте, гимназия №77 на 19 месте и на 20 позиции гимназия №57, - перечислил Хадиуллин.
О амбициозных планах также сообщил министр, подготавливая педагогов к плодотворной работе.
- Сейчас идет такой тренд, что мы должны проявить инициативу в открытии инженерных классов. Даже начиная с шестых-седьмых классов, затем 10 и 11. Прошу обратить внимание директоров на профилизацию. Хотя для руководителей с огромным опытом ничего нового здесь нет. Но тем не менее важно знать, что в этом инженерном направлении будет проходить очень серьезное развитие, - поделился выступающий.
В этом году в республике создадут 20 физмат классов. Хадиуллин сообщил, что во главе проекта стоит ректор университета Иннополис Александр Гасников. Непосредственную поддержку оказывает раис Татарстана.
— Это первый год. Они обязательно будут поддержаны республикой. Есть определенные суммы на поддержку и оснащение. Дальше мы открываем 100 кружков по всему Татарстану физико-математического направления. Учителя дополнительного образования будут получать доплаты по 10 тысяч рублей за работу в кружках, - описал проект министр.
Он добавил, что еще по 25 тысяч рублей получат 100 учителей математики и физики, которые готовы поддержать развитие проекта.
Анонсировал министр гранты для 150 молодых учителей. Их будут распределять на конкурсной основе, сумма «поддержки» - 20 тысяч рублей.
Хадиллин обрадовал и педагогов дошкольного образования.
- Сейчас мы думаем о поддержке детских садов - о выдаче ноутбуков нашим педагогам дополнительного образования и психологам. Практически у всех учителей в республике обновленная техника. Мы считаем, что это направление в плане поддержки кадров будет и дальше поддерживаться республикой и правительством, - поделился выступающий.
Ангелина Самцова
для