Глав Минобрнауки Татарстана Ильсур Хадиуллин отчитал челнинских чиновников за непозволительное количество детей на семейном образовании. В пример плохого исхода привел случай в другом городе Татарстана - в Альметьевске мальчик убил родную мать. Выступающий отметил, что «грыз гранит науки» ребенок дома. Хадиуллин пообещал директорам школ тотальный контроль за этим вопросом и посоветовал властям Челнов избирательнее формировать профильные классы, дабы не остаться совсем без учителей химии и биологии в перспективе. Минусы и проблемы, которые заметила республика в автограде, он озвучил на ежегодной конференции работников образования.
В ответ Хадиуллину мэр города Наиль Магдеев заверил, что «розовых очков» в муниципалитете никто не носит и задачи республики, безусловно, будут приняты в работу. Город показал свой личный пример борьбы с кадровым голодом - выступил директор школы №42 Вадим Матюшин с докладом о том, как в его школе уже за партами взращивают педагогов и поваров.
ЧТО СКАЗАЛ МИНИСТР
«ДЕПАРТАМЕНТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ, ДАЖЕ НЕ ВЫЕЗЖАЯ, ИЗ КАКОЙ ШКОЛЫ, КОГДА, В КАКОЕ ВРЕМЯ РЕБЕНОК БЫЛ ОТЧИСЛЕН»
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин сделал акцент в своем выступлении на показателях школьников, которые ушли на семейное образование в Челнах. В качестве довода он привел статистику: за 2021 год – 224 ребенка, за 2022 – 417 и в этом году – 546. Спикер отметил, что больше всего пугает ситуация с младшеклассниками. Их в этом году на семейном обучении 324.
- Это непростительно. Ребенок должен находиться в школе с учителем начальных классов. Социализация должна быть. Ребенка отрывают от школы, закрывают в своей семье, приглашают репетиторов, а потом говорят, что плохие результаты. Мы всегда должны повторять – дети на семейном обучении хуже всего сдают. В этом году у нас было одно удаление с экзамена. Это был как раз выпускник, который занимался в таком формате. Я считаю, что это должно быть закончено. Вы же знаете о случае в Альметьевске. Ребенок, который находился на семейном образовании, убил мать. Такого не должно быть. Прошу вас вопрос взять на особый контроль. Есть один путь, о нем здесь я не имею права говорить. Необходимо серьезнее относиться к оценкам ребенка. Если ребенок получает неудовлетворительную оценку, он возвращается в школу. Если он не осваивает, не усваивает предмет, то нужно ставить соответствующую оценку, чтобы ребенок пришел в школу.
Спикер рассказал также о судебных разбирательствах Минобра и родителей - из Набережных Челнов, в том числе. Последние хотели отменить промежуточную аттестацию, но проиграли суд.
- Предупреждаю. Я дал поручение. Департамент будет проверять, даже не выезжая, из какой школы, когда, в какое время ребенок был отчислен. По какому предмету, какие были оценки и какая работа была проведена. Это очень серьезное поручение раиса РТ, - отметил Хадиуллин.
Переходя к другой теме, он сообщил, что следующие годы школы будут строить в немного меньшем количестве, чем сейчас. Объяснил, что «экономическая ситуация не всегда позволяет».
Спикер подчеркнул необходимость готовить кадры для автограда «со школьной скамьи». Но в целом высоко оценил подготовку педагогов в городе.
– Челны – всегда в лидерах. В том числе, по образованию. Вопросов в части результативности работы системы образования мы не имеем, – заявил министр. – Понятно, есть определенные сложности. Если взять систему образования, есть три основных направления: кадры, инфраструктура и содержание объектов. Подготовка кадров, переподготовка, повышение квалификации – очень серьезные вопросы. В Челнах есть педагогический университет, есть колледж. Считаю, когда есть такие учреждения, жаловаться на нехватку кадров – грех. Мы должны говорить о подготовке кадров со школьной скамьи. Рассчитывать на людей, которые будут приезжать в Челны и другие города, не приходится. Поэтому подготовку учителей нужно начинать со школы, открывая профильные классы. Это основное направление в обеспечении кадрами. Как удержать молодые кадры, как вести с ними работу – это другой вопрос.
По словам Хадиуллина, молодой учитель попадает в непростое общество педагогов с разным стажем и возрастом.
- Молодой учитель должен доказать, что он действительно компетентный, знает психологию детей, любит их. В этом вопросе наставники обязательно помогут и подскажут, чтобы вхождение в работу шло быстрее, а молодой учитель остался в этой среде.
Министр высоко оценил роль наставников в коллективах, принимающих молодых сотрудников и предложил вести более серьезную работу с педагогическим колледжем и университетом.
Хадиуллин отметил отрицательную динамику по республике – все меньше учеников с каждым годом выбирают химию и физику. Добавив, что проблема эта - российского уровня, но тем не менее, ее должны решать.
Он отметил информацию из доклада начальника управления образования Челнов Рустема Хузина, что автограде в этом учебном году откроют 92 десятых класса, из них: 31 социально-экономических, 34 технологических, 11 гуманитарных, 12 естественно-научных и 4 универсальных.
- Естественно-научных намного меньше, - отметил он. – Проблема, как и в республике, у вас существует. Мы должны открывать профильные классы естественно-научного направления, физико-математические классы, энергетические, космические и другие. С учетом того потенциала, который есть.
Помочь в решении вопроса может профилизация по программе «Успех», чтобы можно было привлекать учащихся к таким предметам как химия, физика, математика, биология, технология. Однако школам потребуется оснащение профильных классов оборудованием. В этом направлении министерство образования получило поддержку Рустама Минниханова, Хадиуллин отметил, что процесс запустят в сентябре после сбора и обобщения информации.
Следующей проблемой, на которую необходимо сделать акцент в автограде, стали олимпиады. По итогам регионального и заключительного этапа в Челнах 40 победителей и 203 призера.
Министр образования и науки РТ сообщил, что между Татарстаном и Санкт-Петербургом ведется жесткая в хорошем смысле слова конкуренция и коллеги «наступают на пятки». Так, республика продолжает оставаться на 3 позиции, когда как культурная столица по итогам года перешла на четвертое место. Ранее долгие годы Санкт-Петербург сохранял серебро, но «отдал» его Московской области.
Выступающий заострил внимание на том, что олимпиадники на заключительных этапах отчисляются из школ республики и выступают за Москву или Московскую область. Столица дает за победу 500 тысяч рублей, а Татарстан выплачивает 200 тысяч.
- Это направление очень серьезное. Это нечестно. Наши дети должны выступать за нас, нашу республику. Поэтому возьмите на особый контроль, - указал Хадиуллин.
Новостью, которая вызвала перешептывания в зале, стала отмена тестирования учителей в республике с 1 сентября. Министр обещал проинформировать педагогов позже, дабы не растягивать выступление.
НА ЧЕМ АКЦЕНТИРУЕТ МЭР
«НУЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ ПОШЛИ В БЮДЖЕТНЫЕ ГРУППЫ НА ТЕХНОЛОГОВ, ПРОГРАММИСТОВ, ЛИТЕЙЩИКОВ, АВТОМОБИЛИСТОВ»
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев после выступления Хадиуллина ответил, что обозначенные задачи, безусловно, приняты в работу. Отметил, что в «розовых очках» никто не ходит и муниципалитет знает все острые моменты.
Он обратился к представителю Минобра – в городе не хватает преподавателей физики и химии. Однако готовить необходимые кадры негде из-за отсутствия специализированных факультетов.
- В данном случае республика нефтехимическая, автомобилестроительная, авиастроительная, - отметил градоначальник. – А в городе автомобилестроителей очень важно иметь хороших преподавателей по этим предметам.
- Вместо того, чтобы выпускники шли учиться на юристов и экономистов на платное обучение, нужно сделать так, чтобы они пошли в бюджетные группы на технологов, программистов, литейщиков, автомобилистов. Я думаю, что это задача муниципалитета и управления образования - дать возможность нашим будущим профессионалам получить работу по специальности, которая востребована. Такого постоянного роста не будет, еще раз говорю. Есть две, три тысячи молодых людей после девятого класса, плюс ежегодно к нам из соседних городов, районов приезжают полторы-две тысячи выпускников девятых классов с хорошими аттестатами, - напомнил Магдеев.
КАКОЙ ПРИМЕР ПОКАЗАЛИ МИНИСТРУ
«В ГОРОДЕ И В БЛИЖАЙШИХ ПЕДВУЗАХ ТАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕ ГОТОВЯТ. ПОНЯВ ЭТО, МЫ РЕШИЛИ САМИ…»
Похвалу от мэра получил директор школы №42 Вадим Матюшин за инициативность в подготовке кадров. Магдеев призвал тиражировать опыт школы по созданию профильных классов для будущих кадров. В образовательном учреждении реализуют инициативу по обучению педагогов и поваров-кондитеров с подачи директора Вадима Матюшина.
- Следует отметить, что в последний год остро встал вопрос с учителями физики, химии, биологии. Средний возраст педагогов данных специальностей составляет более 55 лет. В городе и в ближайших педагогических вузах данных специалистов не готовят. Поняв это, мы решили готовить кадры сами. Так возникла идея открыть психолого-педагогические классы по подготовке педагогических кадров, - сообщил Матюшин. - Первое, с чего мы начали, - это провели мотивационную и разъяснительную работу с родителями. Мы объясняли, что даст ребенку обучение в этих классах.
Далее, по словам выступающего, определили модель сетевого взаимодействия с педагогическим университетом и колледжем.
- Разработан учебный план, который включает введение таких учебных курсов, как основы педагогики, основы психологии и основы коммуникации. Курсы включены в расписание занятий и ведутся педагогами НГПУ. Также, согласно плану, один раз в месяц на базе педагогического университета проводится профильный день, в рамках которого учащиеся осуществляют профессиональные пробы, проводят классные часы и внеклассные мероприятия, - рассказал директор школы. - Еще одно направление нашей работы – это подготовка кадров в сфере организации питания, в том числе и для школьных столовых. Профориентационная работа у нас в школе начинается в шестых-седьмых классах.
– Вадим Николаевич – опытный педагог, специалист. Долгие годы работал руководителем школы, проработал начальником управления образования города Нижнекамска. По нашей просьбе вернулся к нам, возглавил одну из самых крупных школ, – отреагировал мэр, комментируя выступление на августовской конференции педагогических работников. – Вы заметили, насколько опытный человек занимается вопросами подготовки кадров? Это касается и взаимодействия с Альфинур Азатовной Галиакберовой, и взаимодействия с Виктором Семеновичем Суворовым в части подготовки специалистов. Данные, которые он привел, говорят сами за себя.
Градоначальник предложил организовать городской профильный семинар, на котором школа и сам Матюшин смогут поделиться опытом. Поручение собрать рабочие группы из всех городских школ и организовать встречу получили заместитель руководителя исполкома Рамиль Халимов и начальник управления образования Рустем Хузин.
– Есть деловое предложение, от которого ни вы, сотрудники системы образования, ни Вадим Николаевич отказаться не сможем. Проведите рабочий семинар и пусть он расскажет: как он к этой идее пришел и как воплотил. Мы поддержим. Человек опытный, занимается такими важными и нужными вещами, думаю, этот опыт необходим вам изучить. Схему и структуру расскажет вам. Никуда ходить не надо - надо изучить то, что есть у ваших же коллег. Вот у него получилось! Поэтому просьба тиражировать опыт. Такие опытные руководители, на первый взгляд, вроде бы простыми вещами занимаются, но есть уже определенный результат. Это вызывает уважение. Молодец, Вадим Николаевич, так держать, успехов вам!
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ ГЛАВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«СОХРАНЯЕТСЯ ЧИСЛО ДОЛГОСРОЧНЫХ ВАКАНСИЙ: ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МАТЕМАТИКЕ, ФИЗИКЕ, ХИМИИ»
Начальник управления образования Челнов Рустем Хузин отметил в выступлении, что достижение целей, качества образования и воспитания зависит от профессиональных данных.
- Кадровый вопрос всегда был системообразующим, но сейчас нам важно понять и принять новые требования к профессиональным компетенциям педагогов и управленцев. Особое внимание следует обратить на совершенствование системы профессионального развития педагогического работника. Должна измениться деятельность методической службы, которая ориентирована на достижения, поддержание деятельности каждого педагога, предоставив им возможность реализовать себя, - отметил спикер.
По его словам, развитию педагога способствует также участие в ежегодных профессиональных конкурсах.
- Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе. Участие в конкурсе – своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У педагога появляется возможность показать, что он является современным. Если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на изменения в образовательном процессе, находится в потоке инноваций, то он обязательно будет успешным, - заявил Хузин. - Несмотря на все усилия по кадровому обеспечению в течение последних лет, в общеобразовательных учреждениях города сохраняется число долгосрочных предметных вакансий: по русскому языку, математике, физике, химии. Создание психолого-педагогических классов, в том числе, будет решением проблемы. Надеемся, что у ребят, которые обучаются в них, разовьется интерес к профессии учителя и получив педагогическое образование, они вернутся работать в школы города.
Муниципалитет стремится к неразрывной связи с ресурсными центрами. Центры же с промышленными предприятиями.
- Сегодня благодаря совместной работе у выпускников школ появилась возможность получать профессии в условиях, максимально приближенных к производству. Система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в городе ведется по 52 специальностям и 21 профессии. Анализ количества выпускников показывает ежегодное практическое увеличение числа, соответственно и увеличение количества желающих получить профессию после девятого класса, то есть поступить в колледж. В этом году таких ребят 60 процентов, - добавил спикер.
КУДА ПОВЕДУТ МОЛОДЕЖЬ
«НАРЯДУ СО ШКОЛАМИ И КОЛЛЕДЖАМИ ДВИЖЕНИЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В числе выступающих был также руководитель отделения «Движения Первых» Константин Мамаков. Он сообщил, что в городе созданы шесть Первичных отделений, ведется подготовка к организационной работе по открытию отделений во всех школьных учреждениях и колледжах, а также развиваться движение будет в системе дошкольного образования. Местом реализации станет детский сад №104 «Бэлэкэч».
Задача этого объединения несет в себе создание единой воспитательной среды для развития ребенка с детского сада до самого ВУЗа.
- В нашем городе в июне 2023 года в конкурсе «Движения Первых» четыре челнинские организации стали победителями и получили грантовую поддержку на общую сумму более 4 млн рублей, - сообщил Мамаков, добавив, что победители уже реализовывают проекты.
Хадиуллин в своем выступлении назвал «Движение первых» помощником в учебном процессе. Однако напомнил, что только три человека отвечают за воспитание ученика: директор школы, завуч по воспитательной работе и классный руководитель. Остальные являются лишь помощниками. Он поручил педагогам вести воспитательную работу совместно с «Движением первых».
Ангелина Самцова
Regina
Челнинец
Фильсиня
ночной мэр
Элеонора
Надежда
Татьяна
Алексей
Динара
Милена
Алина
Ирина
Елена
Павел
Елена
Валентина
Саша
Рамиль
Алсу
Олина Сильченко
Ирина
Анастасия
Аеастасия
Мария
Татьяна
Людмила
Александра
Лена
Елена
Влада
Мирослав
Яна
Алеся
Татьяна
Вера
Миля
Виктория
Валерия
Наталия
Гражданин
К
Наталья
Ольга
Вера
Рушания
Ксения Викторовна Кондратьева
Наталья Жарова
Елена
Народ
ПЬЕР ДУНН
Марина
Екатерина
Наставник
Мурзик
Челнинец
Юлия
Елена
Народ
Алексей
Ольга
Элеонора.
Владимир
Феодал
Эльвира
Молодой Человек
Анна