На фоне активной перестройки рынка fashiоn-ритейла «первая скрипка» в структуре продаж все активнее переходит к российским брендам. При насыщенности торговых центров масс-сегментом и засилья шоурумов с китайской одеждой, на первое место выходят локальные инди-бренды, предлагающие эксклюзивную или просто качественную одежду (за которой челнинцы наплывами ездят в Казань к сетевикам). В Челнах, например, таких уже с десяток – некоторые успели завоевать себе имя, а другие только начинают восхождение. Причем драйвером для всех стал дефицит хорошей и интересной одежды в городе. К чести челнинского бизнеса – сейчас он максимально клиентоориентирован. Игроки рынка, с которыми пообщался Chelny-biz.ru, говорят о скудном предложении в магазинах, «топят» за экологичную культуру потребления, заявляют о кадровом голоде в отрасли (который мешает масштабированию) и рассуждают о будущем локальных марок на региональных и федеральных рынках.
RG CON AMORE
«ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА С КОСТЮМНЫМИ ТКАНЯМИ – ИХ ТЯЖЕЛО НАЙТИ. ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТУРЦИЯ И ИТАЛИЯ, НО ПРИХОДИТСЯ СЕЙЧАС РАССМАТРИВАТЬ И КОРЕЮ»
Пошивом одежды в Набережных Челнах (в призме собственного бренда) занимается как минимум с десяток производителей. При этом преобладающая доля рынка приходится именно на женскую одежду и, соответственно, женский бизнес. Предпринимательницы шьют костюмы, рубашки, спортивную, трикотажную и верхнюю одежду. Многие работают в этой отрасли еще с прошлого десятилетия, некоторые начали разворачивать проекты пару-тройку лет назад.
Один из показательных примеров - бренд RG Con Amore. Основан он в 2017 году дизайнером Региной Мироновой. У RG Con Amore есть свое производство, на котором, кроме пошива собственных коллекций, изготавливают корпоративную одежду и мелкоптовые заказы. Сначала мощности рассчитывали только под себя, но затем стали поступать заказы от дизайнеров, которые хотели отшить свои линейки. Постепенно стали брать оптовые и корпоративные заказы.
Визитная карточка марки – женские деловые костюмы. Шесть лет назад рынок не мог предложить хорошие варианты и было решено начать с них, отметила в беседе с изданием Регина Миронова. Компания таким образом стартовала с истории об «идеально скроенном костюме». Начинали, фактически, как монобренд, но со временем пополнили коллекции сопутствующими товарами – рубашками, блузками и т.д. – опять же по запросу клиентов, которые хотели собрать образ в одном месте.
Из маленького ателье проект вырос до собственного магазина в Замелекесье. Два раза в год здесь обновляется коллекция – осень-зима и весна-лето. Также одежда продается на маркетплейсах – сюда отдают стоковые линейки, которые теряют актуальность, и остатки. Более того, бренд хотят развивать и в других городах Татарстана, упаковав во франшизу. В ближайших планах - открытие магазина в Новом городе и запуск мужской коллекции.
- В Челнах, как ни странно, пользуется большим спросом именно мужская одежда. Сначала я шила костюмы супругу, потом друзья начали просить такие же. Говорили, что купить негде, а качество высокое, сидит отлично. И я решила – почему бы и нет? – объясняет Миронова, добавив, что компанию в целом ожидает ребрендинг, при котором «история об идеальном костюме» уйдет на второй план.
При этом предпринимательница отмечает, что на фоне сложившейся экономической ситуации пришлось поменять работу с поставщиками сырья и отойти от коммуникаций с зарубежными производителями.
- Больше заказываем сырье в России. Раньше были Италия и Турция. Сейчас оттуда привозить ткани стало не совсем выгодно из-за курса доллара. Если раньше было рентабельно заказывать даже мелкий опт в Стамбуле, то сейчас выгоднее просто отхватить кусочек у большого российского поставщика, который берет сырье крупным оптом. Но есть и российские производители: хлопок мы, например, заказываем в Иваново – там очень красивый материал для рубашек. Сейчас они выпускают фланель с модными рисунками и флис. Это не халатный материал в цветочек, как было раньше, а современная красивая ткань. Рынок растет и поставщиков при желании найти можно. Основная проблема, конечно, касается костюмных тканей – их подобрать тяжело. Высокое качество предоставляет Турция и Италия но, исходя из цены, приходится сейчас рассматривать и Корею. И ценник у них изменился, что в конечном счете влияет на стоимость для покупателя.
При масштабировании перед любым локальным брендом неизбежно встанет вопрос кадрового обеспечения, рассуждает предпринимательница. «Рук не хватает уже сейчас» - отмечает она. Производители испытывают потребность в конструкторах, которые могут разработать изделие на компьютере, и механиках, способных чинить и налаживать оборудование. Миронова отмечает, что проблему можно было бы решить образовательной базой, которая могла готовить тех же закройщиков, но такой в Челнах нет. И когда она появится - неизвестно. Вторая проблема на перспективу – отсутствие хорошего маркетинга и средств на него.
- Когда у тебя один магазин и ты не работаешь на опт, а отшиваешь для небольшого количества клиентов, это история совершенно другая – к тебе идут за качеством, общением с тобой как с дизайнером (девушка сама продумывает все модели). С тех пор, как я прошла соответствующую подготовку и с каждым годом развития производства понимаю, что пошив одежды становится все более актуальным занятием. Потому что сейчас люди выбирают качество и локальные бренды здесь, в Челнах: тот уровень, который мы даем, намного выше, чем у иностранных компаний. Бесспорно, наши челнинские и казанские предложения смогут составить конкуренцию и маркам из среднего сегмента. Тут вопрос больше в маркетинге - при правильном продвижении и пиаре можно выйти на уровень среднего сегмента.
OLGAGAIZ
«ЧТОБЫ ОТШИВАТЬ БОЛЬШИЕ КОЛЛЕКЦИИ, НУЖНО ВЫХОДИТЬ НА БОЛЬШОЕ ПРОИЗВОДСТВО. А НА ТАКИХ ТРУД ШВЕЙ ОБЫЧНО НЕ ЦЕНИТСЯ. ДА И САМА МОЛОДЕЖЬ НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИЕ ЗАРПЛАТЫ»
В модной индустрии развивается и бывшая челнинская чиновница Ольга Гайзатуллина (ранее работала главным специалистом отдела строительства в управлении архитектуры). Она основала марку OlgaGaiz, под которой, помимо трикотажа, костюмов, шьется верхняя одежда. Идея заниматься пошивом одежды в коммерческой линии пришло во время декрета в 2019 году, но шить челнинка начала еще при работе в мэрии. Сейчас на Ольгу работают два производства – одно развивает она сама, второе под началом другого предпринимателя. В них шьют верхнюю одежду (куртки, пальто, бомберы, косухи), трикотажные костюмы, легкие пижамные костюмы. Все выпускается небольшими партиями.
Основная философия бренда – экология и культура потребления, практичные изделия с функциональными фишками и подходящие девушкам любых комплекций. Наверно, одно из самых известных изделий OlgaGaiz – куртки с анималистичным принтом в золоте и серебре. Продается продукция в магазине-студии. Разработкой моделей занимается сама Ольга Гайзатуллина вместе с командой. В планах - выход на интернет-площадки, в частности, на «Ламоду». Гайзатуллина, кстати, зарегистрировала свою торговую марку – процесс на финальной стадии.
Работает предпринимательница с поставщиками, которые привозят качественные ткани из Китая. На фоне кризиса цены подскочили, плюс приходится платить за доставку, говорит Гайзатуллина, что в итоге сказывается на конечной стоимости изделия. Но при этом многие покупатели отказались от иностранных вещей и переходят к локальным. В основном из-за разницы в цене и качестве и наличии функциональных моделей.
- Нужно чувствовать своего покупателя, знать, что ему нужно. Я много ошибалась и много пролила слез. Было столько неудачных моделей и денег, потраченных впустую. Прошло пять лет и теперь я знаю, что хочет потребитель. Например, отшиваю куртки-трансформеры, двусторонние вещи, чтобы клиентки могли носить вещь в разных вариациях и под разные сценарии. Самая большая ошибка сейчас – делать вещи, которые клиент наденет один раз. Необходимо, чтобы одежда использовалась постоянно. К тому же многие мои изделия не требуют глажки – их можно постирать, вытащить, встряхнуть и надеть. Это правильно с точки зрения экологии потребления.
Эти характеристики, а также индивидуальный подход к челнинским потребителям дают фору местным производителям в конкуренции с крупными сетевиками, говорит Гайзатуллина. Она уверена, что у них есть будущее не только на региональном, но и на федеральном уровне.
- Все возможно, было бы желание. Проблемы есть - чтобы отшивать большие коллекции, нужно выходить на большое производство. А на таких труд швей обычно не ценится. Им очень мало платят. А я так не хочу –стремлюсь больше давать своим сотрудникам, чтобы у них было желание работать. Не хочется выходить на маленькую заработную плату. Да в целом и молодежь не хочет работать за маленькие зарплаты. У нас, к тому же, нет больших предприятий легкой промышленности, все заброшено, забыто. Все нужно возрождать, производство текстиля в том числе. Почему мы пользуемся китайскими тканями, когда мы в России можем и лучше делать? Это провоцирует удорожание всего, что задействовано в производстве одежды. Все, что я зарабатываю, вкладываю в производство, цены не поднимаю. Это необходимо, чтобы тебя узнавали больше и больше людей, а высокие цены их не отпугивали. Надо начинать с этого. Я работаю не ради денег, у меня нет в этом потребности. Просто занимаюсь любимым делом. Если придерживаться такого подхода, дело вырастет.
ONEMOON
«МЫ ДРУГУ ДРУГА ДОПОЛНЯЕМ - У ЧЕЛОВЕКА НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЯ ПОКУПАТЬ ВЕЩИ, НАПРИМЕР, У МОСКОВСКИХ БРЕНДОВ. ПОКУПАЮТ У НАС, В ЧЕЛНАХ»
Одним из самых молодых и только набирающим популярность челнинским брендом является ONEMoon, который развивает Альбина Габидуллина. Основан он три года назад. Основная концепция – спортивный кэжуал. Девушка начинала с пошива худи и джогеров, спустя время в линейке появились футболки, свитшоты, бомберы. Сейчас, помимо этого, производят трендовые велюровые костюмы и льняные изделия на лето. Одежду покупают не только известные челнинки, но и жительницы Татарстана.
- Все началось с того, что я просто решила сшить себе платье. С нуля, без лекал, опираясь на знания из школьных уроков технологии. У меня получилось, платье понравилось, но на что-то более сложное навыков не хватало. Я взяла у мамы швейную машинку, пошла на обучение. После этого стали поступать просьбы от друзей сшить им вещи, и все закрутилось. Первыми изделиями были худи, джогеры. Моя подруга вела тогда блог, заказала костюм, выставила его в соцсетях и сразу стало поступать много заказов – людям нравились мои расцветки, модели. Тогда еще не все в Челнах шили яркие костюмы. Я же принимала заказы на любой цвет, индивидуально на каждого клиента – представляла палитру. Я поняла, что клиенты в Челнах нуждаются в индивидуальном подходе – цвет, длина и ширина, которую они хотят.
Коммерческая деятельность началась больше двух лет назад. На старте Альбина Габидуллина работала из дома, клиенты приходили по «сарафанному радио». Меньше чем за год проект вырос до большого магазина – первая точка открылась в прошлом году, сейчас девушка взяла помещение большего размера в бизнес-центре.
Изделия отшивают из турецких тканей, которые поставляют российские закупщики. Проблем с ними, говорит Габидуллина, пока не возникало. Модели придумывает и разрабатывает предпринимательница, но сама уже давно не шьет – занимается своим образованием и продвижением проекта, который в будущем планирует масштабировать.
Девушка признается, что принципиально не называет свой магазин шоурумом – чтобы избежать аналогии с засильем в Челнах торговых точек с привозной китайской одеждой, «еле держащейся на ниточке». При этом Габидуллина называет положительной тенденцию роста местных марок, отмечая, что конкуренцией это называть не стоит.
- У меня есть классные «конкуренты». Люди одеваются и у меня, и у них, потому что интересные модели есть и там, и там. Мы другу друга дополняем - у человека не появляется желания покупать вещи, например, в Москве. Покупают у нас, в Челнах – это же прекрасно! У меня одно видение, у другого производителя – иное. Сейчас, например, в Челнах появилось много велюровых костюмов. Но если вы взглянете на них, поймете, что ткани и модели разные. Мои сотрудники сегодня будут в нашем, потому что им нравится модель, а завтра в другом бренде. Это круто!
HELLO, BEAUTY
«МНОГО ШОУРУМОВ, ЗАКАЗЫВАЮЩИХ В ТОМ ЖЕ КИТАЕ И ТУРЦИИ. МОДЕЛИ, КОТОРЫМИ ПЕСТРЯТ ВСЕ СОЦСЕТИ. ЗДЕСЬ НАМ НАДО БЫТЬ НА ШАГ ВПЕРЕДИ ИЛИ ВООБЩЕ СМОТРЕТЬ В ДРУГУЮ СТОРОНУ»
HELLO, BEAUTY – один из самых известных и масштабных челнинских брендов. Он также начинался с первой домашней коллекции платьев с яркими принтами в далеком 2013 году. Продали их за месяц. Основали компанию сестры Лейсан Шаяхметова и Лилия Романова. С первой линейкой одежды, как и со всеми последующими, им помогает тетя, преподаватель швейного училища. На старте у челнинок было всего несколько человек в команде, ткани закупали в челнинских магазинах, модели фотографировали на подругах. Через полгода открыли шоурум, который проработал пять лет – девушки устраивали здесь девичники, собирали визажистов, стилистов, устраивали ивенты. Здесь, кстати, продавалась и одежда другой марки - Rizami (ей владеет Гульнара Вакилова, производя домашнюю одежду для мужчин и женщин). Девушки сменили два пошивочных цеха, прежде чем пришли к своему собственному – в этом тоже заключалась проблема масштабирования.
- В Челнах есть большой цех, в котором отшивают изделия на опт другим городам. Лет семь назад начала заказывать здесь коллекции, покупала ткани у поставщиков, - рассказывает Лейсан. - Кроили по моим фото и картинкам, первые изделия я примеряла на себе. И затем уже отшивали на продажу. Но здесь были большие сроки – привезу ткани, а готовые коллекции выходят только через два-три месяца. Я перешла в другой производственный цех. Там отшивались Регина Рагимова, Анна Рачкова до сих пор, некоторые москвичи. С этим цехом получались более сложные модели: пальто, костюмы и т.д. Но захотелось своего и три года назад мы запустили свое швейное направление.
В прошлом году девушки открыли полноценный магазин в центре города – с дизайнерским оформлением. Отказались от коллекций и просто отшивают вещи по сезонам: к холодам куртки, жилетки, шубы из экомеха, теплые костюмы, кожаные тренчи; к теплу – платья, рубашки, шорты, шелковые костюмы из натуральных тканей, изделия из джинсы и т.д. Всю одежду могут отшить по индивидуальным меркам для людей с особенностями фигуры.
На протяжении десяти лет заказывают сырье у поставщиков из Ростова-на Дону, Новосибирска или Москвы – везут из Турции и Италии. Основная проблема, которая сейчас актуальна для местных производителей, и особенно для тех, кто желает масштабироваться – кадры, говорит Шаяхметова.
- Проблем с тканями в стране нет. Есть проблемы с персоналом. У нас простаивают швейные машинки - нет специалистов, которые могу шить сложные модели. Шить без брака шифон, шелк или костюмы очень сложно. Ищем конструктора-закройщика. И того, кто обводит лекала, и того, кто конструирует интересные модели. Пока нам помогает тетя. Это, в целом, самая частая проблема – открываешь цех в Челнах и не можешь набрать персонал. Проблема актуальна и на перспективу - чтобы открыть магазин в Казани и в Москве, сначала необходим штат. Если даже у тебя будет швейный цех, не факт, что ты найдешь персонал. Есть и другие сопутствующие вопросы. Например, мы очень много одежды отправляем в Казань. И почти каждый раз нас спрашивают – «когда вы откроете магазин, почему вас нет в Казани?» Как будто это так просто – раз, и магазин открыт! Наверное, думают - это легко. Но для того, чтобы открыть магазин в той же Казани, нам для начала необходимо понять, чего там ждут люди. Ведь в каждом городе свои потребности, погодные условия. Нужно хотя бы некоторое время пожить там, изучить людей, посмотреть по сторонам. И тогда уже можно открывать точку.
При этом предпринимательница уверена, что у челнинских дизайнеров есть будущее даже при насыщенности рынка игроками из массового сегмента. В первую очередь потому, что сами производители серьезно относятся к репутационным рискам и покупателям.
- Масс-маркет не выбирает хорошие ткани. В Челнах я и мои коллеги стараемся относиться к этому аспекту более щепетильно. Ведь мы сами это носим и производить одноразовые вещи, которые постираешь и выкинешь – не хочется. Пошив что плохого, что хорошего, будет одинаково стоить. Но я советую не жалеть денег на ткань – выбирать тщательно, изучать состав. Наверно, сначала что-то сшить себе. А потом уже заказывать сырье в больших объемах. Особенно, когда начинаешь работать с новым поставщиком. Челны – небольшой город и встречать покупателей с упреками не хочется. Лучше довольных, да еще и в нашей одежде - это дорогого стоит.
Девушка отмечает, что сейчас стало сложнее производить и продавать одежду, чем пять лет назад. Основная причина – засилье избитых «инстаграмных» моделей, от которых уходят локальные бренды.
- Сейчас очень много шоурумов, которые не производят одежду, а заказывают в том же Китае и Турции. Я прошлась по ним, чтобы знать, что не шить и не давать потребителю, потому что это есть везде. Это модели, которыми пестрят все соцсети. Причем ткань там из разряда эконом - невысокого, а порой и низкого качества. Цены такие же. Но фасон и модель похожи на то, что хотят люди. Я предполагаю, что им шьют китайские фабрики. На самом деле они молодцы – как только это стало модным, сразу все нашили, всем шоурумам распродали. Здесь нам надо быть на шаг впереди или вообще смотреть в другую сторону – шить одежду не модную, а то, что хочется именно тебе. Мы, в принципе так и делаем – что нам с Лилей хочется носить, то мы и шьем, делая акцент на формы, объемы, длину и т.д.
В целом бизнес, базирующийся на производстве модной одежды, для Челнов не нов. Наиболее известными, впрочем, стали именно те, кто активно раскручивал свое имя в медийном пространстве. Эту «целину» в свое время поднимали известные в городе предпринимательницы с не менее известными супругами. Здесь и Регина Рагимова (ReStyle), которая также начинала с домашней мастерской в 2013-2014 годах, а сейчас у нее свой собственный штат швей и цех. Тут же и ученица Вячеслава Зайцева Анна Рачкова со своим именным брендом, который, в основном, прославился «эксклюзивными подтяжками» и самой хозяйкой. Одежду девушка шьет на чужом производстве лимитированными коллекциями. Первые коллекции в Челнах, кстати, отшивал и известный московский бренд Outlaw, который основала челнинка Диляра Минрахманова.
Отдельной позицией стоит производитель детской одежды Gulsara. Предприятие – детище семьи Зиганшиных с 20-летней историей. Бизнес начинался с пошива в квартире и вырос до швейной фабрики и сети фирменных магазинов. Пошивом детской и школьной одежды также занимаются компании «Триада» и «Бросско». Организации являются основными «подрядчиками» на снабжении луками школьников в Челнах. Есть и марки мусульманской одежды – такие в Челнах, например, развивает дочь имама-мухтасиба Челнов Гузель Валишина, а также предпринимательница Лилия Зуева.
Более того, тенденция к развитию собственного бренда в Челнах продолжает нарастать, становясь трендом. Причем нишу в модном сегменте выбирают там, где сильнее всего «болит». Ранее о таких намерениях ранее заявляла Юлия Янгирова (создает свою марку на фоне дефицита спортивной одежды), фотографы Алиса и Ильдар Тут (искали стильную детскую одежду по доступным ценам и в итоге начали производить свою), Фархад Иванов и Азалия Даутова (хотят создать линейку капсульной одежды, чтобы не тратить время на сборы ) и т.д.
Юлия Шестакова
Антимагдеев13
Римма Мухаметзянова
ПостМетаМагдеев77