Самокаты сервиса Whoosh исчезли с улиц Челнов, не проработав и недели. Накануне с пунктов кикшеринга исполком вывез 90 средств передвижения, остальные пока перенесли на частные территории. В приложении город выделен розовым цветом – движение в этой зоне запрещено. Власти ссылаются на игру не по правилам и вспоминают трагический случай со смертью девушки. Год назад челнинка на самокате попала под колеса автомобиля. Whoosh пока не сдается и предлагает клиентам самим повлиять на администрацию - написать обращение.
КУДА И ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛИ ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ
Меньше недели назад Whoosh расставил по городу около 500 электросамокатов, но они быстро исчезли. «Самокаты на зимних каникулах. Вернемся сразу, как позволит погода. Уже скучаем!» – сообщал сегодня сервис пользователям. Причиной стали не вандализм и кражи, как боялись изначально. Самокаты забрали и увезли по решению городских властей.
В исполкоме ссылаются на следующие документы: Порядок эксплуатации пунктов проката электросамокатов, утвержденный год назад, и Административный регламент по предоставлению земельных участков под пункты проката. Согласно им «самокатчики» сначала должны провести геодезию участков и только потом направить заявление на каждую зону парковки. Чего в данном случае не было сделано.
В минувшую пятницу в мэрии прошло совещание на эту тему. Свое весомое слово относительно электросамокатов высказала местная ГИБДД. Статистика инспекции показывает, что в городах, где работает кикшеринг, растет число смертельных ДТП. Печальный случай в прошлом году был и в Набережных Челнов: под колесами автомобиля погибла молодая девушка, которая пересекала дорогу на арендованном электросамокате.
Известно, что Whoosh дали время убрать технику до 30 апреля, но сервис не прекратил работать и перенес средства передвижения на частную территорию. По поручению сити-менеджера Фарида Салахова ПАД накануне вывез часть самокатов на свою базу. При этом, по данным источников, руководитель исполкома лично контролировал процесс.
«Накануне из незаконно установленных пунктов проката Whoosh вывезено 90 электросамокатов, так как владелец — круглосуточный сервис по аренде самокатов с помощью мобильного приложения Whoosh — незаконно разместил пункты проката, – сообщили сегодня в исполкоме. – Электросамокаты перемещены в специализированное место для хранения».
Для установки пункта проката владельцу необходимо обратиться в исполком с заявлением и документами, перечень которых указан в административном регламенте. В случае, если владелец незаконно разместит пункт, то технику заберут. Причем, «самокатчикам» придется оплатить исполкому понесенные расходы, связанные с погрузкой, перемещением и хранением.
– Whoosh никто не запрещает работать, но только пройдя все процедуры, которые они это сделали в Казани. Там такой же регламент, как у нас, – сообщили Chelny-biz.ru в управлении экономического развития и поддержки предпринимательства.
КАК WHOOSH ЗАШЕЛ В ЧЕЛНЫ
Электросамокаты появились на городских улицах 28 апреля. Они были доступны пользователям от 18 лет. Whoosh разместил сразу 500 единиц. При этом в компании ссылались на законодательство, которое не требует обязательного согласования деятельности шеринга с органами власти или разрешения на размещение в общественных местах.
«Действующим законодательством РФ не предусмотрена необходимость согласования деятельности по шерингу электросамокатов с какими-либо государственными и муниципальными органами или получение какого-либо согласования для размещения электросамокатов на общедоступных территориях, с учетом того, что ООО «Вуш» не устанавливает каких-либо парковочных конструкций и максимально органично вписывает электросамокаты в существующую городскую инфраструктуру, – сообщала пресс-служба компании.
До начала работы в автограде фирма проинформировала мэрию о планах по запуску и представила проект соглашения, которое определяет общие правила для сервисов кикшеринга. Тогда говорилось, что документ с исполкомом не был подписан.
Chelny-biz.ru направил запрос в компанию с просьбой разъяснить ситуацию, однако на момент публикации ответа не последовало.
Предполагалось, что сервис начнет работу в ограниченном формате без размещения парковок на муниципальной территории. А после подписания соглашения с исполкомом заработает в полном объеме. Пока же перспективы сервиса в Челнах туманны.
В Челнах зона для поездок на самокатах включала лишь Новый город. Базовый тариф был определен в 40 рублей за старт и 5 рублей за каждую следующую минуту. При этом в компании отмечали, что в зависимости от спроса, количества самокатов на конкретной парковке, заряда самоката стоимость поездки могла меняться как в меньшую, так и в большую стороны.
На территории парков, скверов, мест с интенсивным пешеходным движением, таких как парк Победы или парк Гренада самокаты автоматически должны снижать скорость до 15 км/ч. При выезде из зоны скоростной режим восстанавливается.
Сервис проинформировал своих пользователей о приостановке работы:
«Пришлось приостановить работу сервиса из-за действий администрации города. Несмотря на готовность подписать соглашение и выполнение всех требований с нашей стороны, самокаты начали увозить. Уже разбираемся. Обязательно сделаем все, чтобы вернутся к работе».
Тем, кто хочет «повлиять на ситуацию», Whoosh предлагает написать обращение в администрацию.
КАК ВСТРЕТИЛИ КИКШЕРИНГ
Несмотря короткий срок работы, набралось немало гневных комментариев в адрес «самокатчиков». В социальных сетях кикшеринг называют «смертельно опасным аттракционом».
«В 2021 году после смертельного ДТП с участием электросамоката кикшеринг быстро смотал удочки и исчез из города в неизвестном направлении. Произошло это после публичной критики, исходящей от государственных чиновников. И никто тогда не понес никакого наказания. История повторяется? Опять до первого трупа, несчастного случая?» – пишут челнинцы.
«Администрация, убирайте эти самокаты. Смотрю, дети по проспекту едут (ПДД нарушают). Один не удержался и в дерево прилетел».
«Вопрос: зачем они нужны около магазинов и внутри комплекса? Есть специальные пункты с великами, пусть там и предоставляют услуги. Безопасность пешеходов не соблюдена. Напрокат дают детям, а они гоняют везде, где им вздумается. Это неправильно, господа. Близок тот час, что кого-то собьют».
«В городе нет ни одной велодорожки, может вначале обустроили бы город, а потом бы и самокаты пускали…».
Не в восторге оказался и местный бизнес, работающий на других условиях.
– Чтобы разместить пункт проката, мы согласовываем место. Подаем пакет документов, чтобы получить разрешение на работу. А данная компания устанавливает самокаты в любом месте без соответствующих процедур, – говорит Рустам Валеев, председатель Ассоциации велопроката, владелец пункта проката спортинвентаря Miami. – Мы отказались от электросамокатов, так как они травмоопасные. Другие наши коллеги, которые сдают самокаты, недовольны, потому что игрокам предоставляются разные условия. Где-то стоит прокат и платит аренду, а рядом стоит конкурент, который не платит ничего, и его деятельность абсолютно никак не регулируется. Исполком в данном случае очень логично поступает.
Администрация Челнов тем временем запустила в сети опрос на тему «Нужны ли электросамокаты в нашем городе». На момент подготовки материала в нем приняло участие свыше 800 человек. 54% высказались за то, что это «очень опасно».
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, Дмитрий Кандинский / vtomske.ru, открытые источники
Горожанин
Знающий
Знающему
Артур
Марсель
Местный
Гена
Исполком
Антимагдеев13
Лу
Super
Альфира
Иван
Раушания
Василий
Атерм
Атерм
1
Алексей
Челнинский