«Мы смотрели на войну глазами «Шестого», – говорят друзья о погибшем после ранения в зоне спецоперации молодом операторе Алексее Гарнышеве. Он работал в Челнах, на «СТВ-Медиа», перебрался в Москву снимать корпоративные ролики, а потом его «занесло на войну» – так парень назвал телеграм-канал, где делился своими художественными кадрами. Оператор выполнял свою работу «охренительно круто», говорят коллеги. Он берег родителей и не рассказывал, куда отправился. После ранения медики боролись за его жизнь: почти месяц транспортировок, операций, ИВЛ… Но спасти парня не удалось. Он скончался после продолжительной медикаментозной комы. Как «Шестой» оказался на поле боя и как покинул его навсегда – Chelny-biz.ru собрал хронику на основе сообщений друзей.
ЛЕТО 2022 ГОДА. НА ВСЕХ СНИМКАХ ОН ЗАКРЫВАЛ ЛИЦО
О том, как Алексей попал в зону СВО, известно немного. В начале лета 2022 года он подал заявку на работу медийщиком в проекте «Тыл-22», который занимается гуманитарной помощью, а уже в сентябре появился на общем фото с подписью «День, когда наша команда вступила добровольцами в НМ ДНР».
На этом фото от 30 сентября 2022 года Алексей «Шестой» справа.
Родителей Алексей берег и рассказывал, что живет в столице. Там он действительно находился до ухода на СВО. «Под Запорожьем «Шестой» рассказал мне, что его родители не знают, где он. Ушел на войну, а маме и папе рассказывал, что работает где-то в Москве, вахтовым, что ли, методом. Несколько раз, когда пропадала связь, он «чуть не попался». Поэтому на всех фотографиях он закрывал лицо», - сообщают его товарищи по СВО. Алексей Гарнышев работал оператором военной хроники - его выбрали из большого числа претендентов за талант и, как ни страшно это звучит, готовность рисковать жизнью.
«Первое сообщение Лёхи в наш чат-бот было коротким, без патриотического жара, с припиской «если я вам как оператор не пригожусь, могу просто приехать, помочь руками, - написала его коллега и руководитель. - Он не знал, что в тот момент, больше всего в своей жизни я хотела двух вещей: не сойти с ума и найти нового медийщика. Так что, прежде чем понять, насколько Лёха был важен для «ТЫЛ-22», нужно сначала понять, насколько он был важен для меня.
Проведу вас обратно, в начало лета 2022, когда я поняла, что очень устала находиться в трех состояниях: постоянно куда-то ездить, снимать раздачу гуманитарки и монтировать. Мне нужен был не помощник, а человек, который возьмет на себя основную часть работы. Мы получили много классных резюме, но большая часть отсеялась на этапе собеседования по видеосвязи. Я всем задавала один и тот же вопрос: ты здесь можешь умереть, ты это понимаешь? Кто-то мямлил, кто-то говорил «да», но потом писал с извинениями, мол, так и так, подумал еще раз и решил, что нет, повременю. Лёша ответил на этот вопрос «да» и пожал плечами. Его портфолио было переполнено работами безупречной техники исполнения. Чистые, светлые кадры. До того, как приехать сюда, Лёха работал в безжизненном столичном офисе, где снимал корпоративные видосы. Знаете, те, где все улыбаются, машут ручками и говорят об успешном успехе. А еще раньше - он работал на региональном ТВ (а это вообще - укольчик кринжа на всю жизнь).
Сперва он приехал на неделю. По Лёше было непонятно - нравится ему с нами, или нет, но нам и он, и его кадры полюбились с первого взгляда. Уезжал он молча-мрачно и мне казалось, что все, капец, эта чудесинка больше не приедет. Через месяц я получила сообщение «готов вернуться на постоянку». Лёха уволился с работы, съехал с квартиры и снова приехал в Донецк. Дальше он вступил в полк, превратился в «Шестого» и в новом статусе мог снимать больше, чем обычный журналист. Он стал оператором военной хроники».
ФЕВРАЛЬ 2023 ГОДА. 18 ДНЕЙ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
Гарнышев снимал фото и видео, вел свой телеграм-канал «Занесло на войну», где публиковал невероятные кадры работы медиков, военных, гуманитарных служб.
«У нас с ним были разные профессиональные предпочтения, - делятся коллеги Гарнышева. - Лёша мечтал отображать войну художественно, а это очень сложно. Потому что чистая война - всегда плоская. Одни и те же окопы, штабы, сгоревшие танки, грязь под ногами. Меняются только глаза и шевроны в кадре. Для того, чтобы выкроить искусство, создать объемную историю, оператору буквально приходится пролезать в каждый угол, проползать в жерла, вниз, под и над. Все это - в условиях реальных боевых действий. У «Шестого» это получалось охренительно круто. Ему удалось помирить свои пылающее творческое начало и механический перфекционизм. Таких спецов, как он - на войне очень мало, поверьте. Мы провели много времени за работой над проектом «Лепестки Карбида» - раскадровывали, рисовали карандашиком, снимали, монтировали, много молчали, смеялись и очень гордились друг другом. Вообще, «Шестой» изначально с восторгом встретил мою идею проекта и сумел идеально воплотить ее в жизнь, дух захватывает, насколько он был крут)».
В начале февраля Гарнышев получил осколочное сквозное ранение груди и бедра, был поврежден локтевой сустав. Телеграм-канал «Тыл-22» опубликовал хронику ранения и смерти нашего земляка.
10 февраля, 17.49 Под Угледаром тяжело ранен наш талантливейший оператор с позывным «Шестой». Имя при крещении - Алексий. «Шестой» всегда оставался за кадром и предпочитает скрывать свое лицо и полное имя, поэтому рассказывать о его состоянии будем ограниченно. Сейчас «Шестого» оперируют в больнице Калинина в Донецке, состояние тяжелое: осколочное сквозное ранение груди и бедра, поврежден локтевой сустав, множество мелких ран. Молимся за его скорейшее выздоровление. Уверены, что «Шестой» выкарабкается - он крайне смелый и крепкий парень.
10 февраля, 19.40 Камера и кофта «Шестого». Все еще оперируют, состояние тяжелое.
10 февраля, 23.18. Прооперировали. Наш раненый оператор «Шестой» сейчас находится в палате интенсивной терапии, спит.
10 февраля, 14.36 «Шестой» тяжелый, подключен к ИВЛ. Решается вопрос об эвакуации в Ростов.
10 февраля, 15.59 «Шестого» эвакуировали в Ростов.
11 февраля, 23.41 Ситуация по «Шестому»: на данный момент неизвестно, где он и в каком состоянии. В 15 часов его из донецкой больницы Калинина эвакуировал МОСН. Со слов медиков - в ростовский военный госпиталь (он один). Транспортировали на вертолете, подключенного к ИВЛ, тяжелого. По идее, дорога должна была занять не более 2-3 часов, однако в 23 часа вечера его все еще не было в списках поступивших пациентов. Нет его и в очереди на оформление - мы отправляли туда людей. Нет его и в другом военном госпитале в Новочеркасске, куда его тоже теоретически могли доставить. Возможно, его куда-то перенаправили, но мы пока такой информацией не обладаем. Либо случилось недоразумение и его приняли без всякого оформления. Прямой связи с МОСН нет, официальный запрос будет обрабатываться долго.
11 февраля, 00.07 По предварительным данным, «Шестой» был перенаправлен в Петербург, в военно-медицинскую Академию имени С. М. Кирова. Если вы обладаете прямыми контактами с врачами этого госпиталя и можете помочь нам с информацией, пишите в личные сообщения группы
12 февраля, 20.43. Информация подтвердилась, он действительно в Петербурге, в военно-медицинской Академии имени С. М. Кирова. Состояние тяжелое, но стабильное. Сейчас в искусственной коме. Самое главное нам удалось сделать: благодаря публикациям, мы достали несколько прямых контактов в госпитале и можем оперативно получать информацию.
«Мы мало знали о его прошлой жизни, он ничего не говорил о себе - я не знал ни одного имени его друга, ничего про его карьеру, ни одной его истории с девушкой - короче, вообще никаких событий его биографии. Хотя мы часто бывали на выездах вместе, работали, отмечали праздники. Жили под одной крышей, в конце концов. Каким-то странным образом вся наша тусовка вдруг стала единственным его окружением на очень долгое время - притом, что мы-то все знакомы лет по десять, а он никого из нас раньше не знал. Он производил впечатление тихого и застенчивого человека, но однажды, еще до присяги, мы с доктором Зебергом как-то крепко напились и повздорили - даже сцепились. И тут пришел «Шестой» и вдруг молча, за две секунды, растащил двух взрослых синих мужиков и усадил их обратно в кресла. Без какого-то рукоприкладства, грубости или еще что. Просто: «Так, а ну хорош, Фунт, ты сюда сядь, а ты, Артур, сюда - все». Я стал относиться к нему иначе.
19 февраля, 21.33 Рубрика #глазамишестого, в которой мы делимся необработанными фрагментами видеосъёмок нашего раненого оператора.
1 марта, 20.18 Сегодня в 19 часов наш оператор Алексей, позывной «Шестой», скончался в госпитале в Петербурге. Он скрывал лицо, чтобы родители не узнали, что он на войне. Теперь незачем прятаться. Спи спокойно, дружище. 22.12.1998 - 01.03.2023
9 МАРТА 2023 ГОДА. ПОХОРОНЫ В ЧЕЛНАХ
9 марта Сегодня нашего Алексея Гарнышева, он же «Шестой», предали земле в Набережных Челнах. Похоронили на Аллее Героев, со всеми воинскими почестями: с почетным караулом, оружейными салютами, оркестром, речами офицеров. Так, как он того заслуживает. От лица 123 полка ДНР и нас лично благодарим Военный комиссариат Набережных Челнов и местную администрацию за содействие и организацию похорон. И за теплый прием нашего представителя - сержанта Дмитрия Бастракова.
«Кстати, вы знаете, я очень люблю пирожки. С капустой, - пишет автор телеграм-канала Настойка Шизандры. - Я знаю как выбрать лучший пирожок с витрины, самый вкусный определяю практически с лету. Так примерно получилось и с Лёшей, поэтому я и называла его - Пирожок. Мне понадобилось пять дней и много литров воды, чтоб выплакаться до изнеможения, немного прийти в себя и написать этот некролог о моем друге, молчаливом технарском операторе офисных видосов, который в итоге стал одним из лучших военных операторов нашего времени. Вы пишете в комментах, что смотрели на войну глазами «Шестого». Мы тоже. А знаете, какими были эти глаза? Глубокого карего цвета, с едва заметными янтарными змейками по ободочку зрачка на свету. Прощай, Пирожок. Мы тебя очень любим».
Chelny-biz.ru
Сарвара