Два десятка материалов в день, тысячи – в год. Среди этого объема были публикации, которые врезались и в нашу, и в вашу память. Стали знаковыми для издания. Как возникали резонансные истории, кто «сливал» эксклюзив, кто угрожал, кто посылал? Как сотрудники издания едва не оказались в уголовном деле, кто на самом деле стоит за скандалом с Денисом Щербой, и откуда появился нашумевший кейс с ужасающими фотографиями парков и скверов? Раскрываем редакционные тайны.
ДЕЛО ЩЕРБЫ – КТО «СЛИЛ» КОМПРОМАТ НА ЧИНОВНИКА
Самой громкой историей с далеко идущими последствиями был коррупционный скандал 2015 года в Набережных Челнах – дело Дениса Щербы, заместителя руководителя исполкома по строительству. Если вкратце, то инвестор из Узбекистана Садриддин Аширматов, строивший в Челнах завод, заявил о коррупционном давлении со стороны чиновника. Щерба не выдавал ему разрешение на объект, пока тот не будет работать «с его генподрядчиком».
Город гадал: кому это выгодно, и кто «слил» информацию? Собственно, это был первый случай, когда начали говорить, что Chelny-biz.ru пишет заказные статьи. Версий было много: Щерба не угодил журналистам, строители объединились и «заслали» в редакцию инвестора, информацию кто-то неаккуратно озвучил в исполкоме…
Редакция ни разу не озвучивала реальный источник. Сейчас тайну можно приоткрыть. Щербу выдал его коллега – сотрудник исполкома (теперь уже бывший), они работали в один период.
Инсайдер рассказал редакции о трех схожих случаях с признаками коррупции – помимо озвученного еще два по торговым центрам города. Аширматов единственный из предпринимателей согласился озвучить проблему (местные побоялись), но только на условиях анонимности. Редакция соблюла договоренности, но была вынуждена выдать часть аудиозаписи, чтобы подтвердить достоверность. Собственно, это был единственный случай, когда издание использовало аудиоформат.
Статья Chelny-biz.ru с этой записью разговора вызвала огромный резонанс в республике и мгновенную реакцию прокурора Татарстана – Илдус Нафиков тут же потребовал уволить Щербу. Причем с формулировкой, которая крайне редко используется – «в связи с утратой доверия». В исполкоме начались проверка и собственное расследование. Аширматову и Щербе устроили очную ставку. Запись с нее также удалось эксклюзивно достать.
В те дни редакция испытала на себе небывалое давление. В офис с проверкой приходили сотрудники разных служб. Помимо факта выясняли условия работы, искали повод зацепиться.
Именно тогда Наиль Магдеев приравнял «уважаемую газету Chelny-biz.ru» к забору:
– Не все правильно, что написано на заборе. Я бы посоветовал по публикациям СМИ сразу не давать оценку действиям должностных лиц и людей.
Чем закончилась история, наш преданный читатель наверняка помнит.
ЗАСОХШИЙ ГАЗОН НА АЗАТЛЫК – КТО «ПРИДУМАЛ» СКАНДАЛ В ПАРКАХ
Засохший газон на Азатлык и печальное зрелище в 50 фотографиях на Chelny-biz.ru в 2021 году наделало такого шума в Татарстане, что перевернуло отношение к наследию программы парков и скверов. Вся республика срочно отмывала, чинила, поливала свои общественные пространства.
Кто режиссировал скандал? Раскрываем. Лето 2021-го, аномальная жара, июль. Главный редактор издания приезжает в офис с вопросом:
- Почему на Азатлык газон желтый?
В ответ от журналистов прозвучало что-то про «жаркое и засушливое лето» и на том разошлись. Про газон забыли на несколько дней, а через неделю аналогичный вопрос коллективу был задан относительно набережной Тукая. Проблема не давала покоя.
Решили съездить. А затем пройтись по другим общественным пространствам и оценить их состояние. Анна Перебаскина привезла такие фотографии, что редакция ужаснулась: во что превратились набережная, парки, бульвары, в которые вложено более миллиарда! Громкие проекты Наталии Фишман и ее команды увяли в прямом и переносном смысле. И речь уже шла, конечно же, не только о газоне.
И после этого случился республиканский скандал. «Как можно так безобразно относиться? Я вообще очень разочарован», - отреагировал Рустам Минниханов.
Редакция, признаться, не ожидала такого эффекта. Но результат обрадовал – привели в порядок. Сразу и газон перестелили, и деньги на полив нашлись, и рабочие руки. Нас благодарили, раскроем секрет, даже сами чиновники, которые болеют душой за город.
«КЛЕВЕТА» И ДЕЛО БИБИШЕВА – КАК ЭТО БЫЛО
Угрозы судом звучат едва ли не каждый день. До реальных исков доходили единицы. Ни одного Chelny-biz.ru не проиграл. Самый жесткий кейс – публикация про уголовное дело Дамира Бибишева, которая всерьез заставила нас понервничать.
В июле 2016 года вышел материал, где была указана тесная связь бизнесмена с одним из влиятельных людей. На это в своих показаниях указали предприниматели Сергей Федосов и Ленар Миргалиев. Всех вы прекрасно знаете по нашим публикациям.
Что предшествовало? Информация поступала в редакцию из разных источников на протяжении двух месяцев. Причем, некоторые очень настаивали на публикации. Сам Ленар Миргалиев при встрече очень просил скорее обнародовать. Но мы долго взвешивали риски. Было понятно, что публикация может вызвать серьезные последствия для издания. Даже при наличии реальных показаний.
Так и получилось. Реакция на статью была молниеносной. Несколько дней сотрудники издания давали объяснения в органах: прокуратуре, УВД (в уголовном розыске) и в следственном комитете. В августе следком возбудил дело по факту клеветы с формулировкой «на неустановленное лицо». Стало понятно, что в процессе «установить» могут главного редактора. «Клевета» - это самая серьезная статья уголовного кодекса для СМИ.
Chelny-biz.ru был готов к худшему. Миргалиеву пришлось еще хуже - на него завели пять уголовных дел, в его доме ОМОН устроил «маски-шоу», он несколько месяцев провел за решеткой. На защиту редакции были готовы встать известные правозащитники. Исход мог быть любым, но, к счастью, в истории разобрался Следственный комитет. Дело было передано следователю по особо важным делам СУ СКР Константину Замараеву. Он невзирая на все авторитеты проявил принципиальность. Проверка показала, что клеветы в публикации не было, и уголовное дело закрыли. Вдобавок, в следком поступило обращение от заявителя: он «всех простил и просил прекратить» преследование.
У редакции, конечно же, были опасения, что так или иначе будут иные последствия после всего этого разбирательства. Но надо отдать должное, не было никаких фактов ограничения свободы слова, воспрепятствования работе СМИ со стороны участников истории.
«ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ: МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ
Интересным и сложным был период смены власти в городе с приходом Наиля Магдеева в 2014 году. Журналисты обычно радуются переменам, потому что это горячее время. И мы поначалу тоже. Однако новый градоначальник так всколыхнул элиты, бизнес, рынки, как никто не ожидал. Одни теряли, другие резко взлетали.
Chelny-biz.ru в те дни стал ресурсом, в котором искали поддержки «свои»: предприниматели, руководители финансово-промышленных групп и даже чиновники, которые не могли сработаться с командой Магдеева-Абдуллина. Мы впервые почувствовали такую потребность общества. Это сегодня люди с любой проблемой звонят в редакцию, потому что знают про эффективность, а тогда для издания с двух-трехлетней историей собственная значимость оказалась открытием.
Но мы ею никогда не злоупотребляли. А потому часто оказывались меж двух огней. Как во время «земельных войн». С 2015 года на фоне смены законодательства исполком начал свою земельную политику: перетрясли практически весь крупный бизнес в поисках незаконного выделения участков, обыскали дома чиновников прежних лет. В 2017 году жару добавил новый главный следователь Камиль Халиев, известный борец с коррупцией. Что из этого вышло – вы сами помните.
А как работалось журналистам? С одной стороны, получаешь информацию о нарушении закона известным уважаемым человеком, и априори веришь правоохранительным органам. И тут же с другой – жалобы на притеснение бизнеса, попытку отжать землю и неадекватные обыски в 5 утра. Часто эти люди оказывались давними партнерами-рекламодателями издания (хотя, безусловно, это не повод покрывать кого-то). Таким был, конечно же, Алексей Миронов, известный в городе бизнесмен. Миронов был в числе первых предпринимателей, кто поверил в наш проект и поддержал рекламными контрактами. Редакция была в замешательстве, но не изменяя принципам честной журналистики, давала слово обеим сторонам. Итог – нам удалось сохранить рабочие отношения со следственными органами и партнерские с группой Алексея Миронова.
Подобных историй было несколько. И в некоторых исход был другим: летели рекламные контракты, были обвинения в необъективности. Сколько раз хмурил брови нашим журналистам Наиль Магдеев!
Закон и время рассудили всех.
СПАСЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦЫ – МИНУТЫ, ЕДВА НЕ СТОИВШИЕ ЖИЗНИ
За 10 лет в городе было много и горя, человеческих трагедий. Их мы тоже отрабатывали, как бы цинично это ни звучало. Но по меньшей мере, одну беду редакции удалось предупредить – спасти жизнь человека.
2021 год для Chelny-biz.ru начался с драмы арендатора торгового центра «Дубрава», где бушевал конфликт владельцев с предпринимателями. Утром 13 января Раиля Закирова, совладелица пекарни «Бәрәкәт», отправила аудиосообщение, похожее на предсмертное. Женщина с трудом проговорила:
- Я больше не хочу ни бороться, ни жить. Может, моя смерть как-то заставит людей задуматься, что они вытворяют.
Журналист Анна Перебаскина перезванивает, еще раз и еще. Закирова перестала выходить на связь. На минуту все растерялись. А потом давай звонить: в службу спасения, в полицию, предпринимателям из «Дубравы». Никто не знает адреса Закировой, чтобы до нее добраться. Удалось найти ее подругу, которая помчалась домой и обнаружила женщину. Она попыталась наложить на себя руки, но была еще жива. Врачи ее спасли.
«ПУТИН БАБАЙ» - КАК РОДИЛАСЬ ЛЕГЕНДА
Прогремела на страну редакция Chelny-biz.ru с плакатом «Путин бабай» на большой пресс-конференции Владимира Путина в 2017 году. Вот так это было. На просторах интернета до сих пор гуляют мемы, накануне каждой пресс-конференции СМИ припоминают этот прием привлечения внимания, а люди интересуются: жива ли та журналистка? Да, Лилия Павлова, выпускающий редактор, жива и работает.
Как появился «Путин бабай»? Осенью 2017-го республика жила «языковым вопросом». Запрет на обязательное изучение татарского языка, отказ детей и родителей от уроков в школах, громкие выступления… Набережные Челны стали эпицентром протеста – горожане писали Владимиру Путину про «беспредел и унижение», которые якобы существовали по отношению к ним. Вдобавок Поволжье будоражили разговоры о скором укрупнении, слиянии регионов. Эти две темы Chelny-biz.ru и хотел поднять на встрече с президентом.
Быть статистом на пресс-конференциях – не наш путь. А как привлечь внимание среди 1600 человек? Чтобы ярко, с юмором и запоминалось? Вариантов было много. Выбрали идею самой Лилии Павловой. «Путин бабай» - так президента называл ее маленький сын, глядя на экран, и вся семья. С одной стороны, удачное словосочетание: здесь и регион, и татарский язык, и дети, и апелляция к личному. С другой стороны – риск обидеть и вызвать негатив. Это в Татарстане понятны «Ленин бабай», «Ельцин бабай», а в России знают только «бабайку».
Решили, распечатали, поехали. Первая реакция до начала пресс-конференции была бурной. Плакат снимали все телеканалы. Даже матерый журналист Первого канала Антон Верницкий округлил глаза и сказал Лилие: «Может зайти!».
Охрана к тому моменту, видимо, была подготовлена. При входе в зал сотрудницу Chelny-biz.ru остановили, долго рассматривали плакат, пропустили … и через минуту отобрали.
Редакция была в смятении. Не тот случай, когда кому-то можно позвонить. Хладнокровию главного редактора можно позавидовать. Она ставит задачу сотруднику своим железным тоном:
- Найди плакат и верни. Иди и забери его!
Настоящей удачей было найти «Путин бабай» в куче отобранных и смятых бумаг (как он вообще оказался в зале, когда его изначально унесли за кулисы?). Повезло, что удалось охранницу (благо, попалась женщина), что в нем нет ничего опасного.
А Владимир Путин заметил сразу. Посмотрел автору прямо в глаза, кивнул, обещал дать слово.
– Я видел там девушка плакат поднимала, на котором написано «Путин бай-бай». Бабай?! Господи! Мартышка к старости слаба глазами стала. Ну, извините!
Редакция до сих пор гадает, был ли это чистый экспромт президента или заготовка, которую ему подкинули.
Позитивной была реакция в Казанском Кремле. Рустам Минниханов при встрече сказал:
– Вы молодец! Нашли форму, чтобы президент страны обратил внимание. Мы тоже очень высоко оценили вашу смекалку. И вопрос был задан очень правильно. Булдырасыз!
КАКИМИ БЫЛИ 10 ЛЕТ CHELNY-BIZ.RU
Разными. Мы жили с городом, меняли и менялись вместе с ним. Не изменяя своим принципам, заложенным с первого дня: быть актуальными, оперативными, честными.
Материалы Chelny-biz.ru часто называют заказными. Разговоров о том, как в редакцию заносят чемоданы, ходит немало. Получает ли редакция на самом деле такие предложения? Конечно, да. Недвусмысленных звонков, визитов немало. Ровно, как и парламентеров, которые просят «ничего вообще» не писать о конкретной персоне или компании.
Редакция руководствуется исключительно своей гражданской позицией, законодательством страны и профессиональной этикой. На заказ - только рекламные материалы. О ваших успехах, планах и выгодных предложениях.
С теплыми воспоминаниями и надеждой на лучшее, ваш Chelny-biz.ru
марат
Любимый щитатель
Артур
Артур
Раушания
Пенсионер