03:29, 23 Ноября
Новости
Подробно

«Война закончится, вернутся. Нам труднее. Мы уже здесь корни пускаем»

23.02.2022, 16:00

В Челны вот-вот прибудут переселенцы из ДНР и ЛНР. Фактически повторяется история 2014 года. Восемь лет назад людям также искали кров, места в садиках и школах для их детей, работу, помогали с документами. Так, в автоград из Дзержинска тогда приехало семейство Люльковичей: супружеская пара и их девять детей. Та самая семья, которая во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным просила помочь с получением гражданства.

Сейчас супруги с младшими детьми и кошкой живут в стандартной челнинской трехкомнатной квартире. Старшие стали самостоятельными и съехали. За это время семья получила паспорта, дети отучились, нашли работу. Chelny-biz.ru накануне приезда новых переселенцев побывал в гостях у тех, кто уже пустил корни в Челнах. Воспоминания о событиях 2014 года, рассказы о трудностях на чужбине и планах – в интервью главы семейства Владимира Люльковича.

КАК БЕЖАЛИ ОТ ВОЙНЫ

«БЫЛА АТАКА НА ГОРОД. ПЕРЕПУГАЛИСЬ. ТОЖЕ ЗАДУМАЛИСЬ УЕЗЖАТЬ»

– Владимир, следите за ситуацией, которая сейчас происходит на родине? Общаетесь с теми, кто там остался?

– Не то слово! Хоть наш город и находится под Украиной (до границы километров 10-12), он на границе боевого соприкосновения с ДНР. Горловку обстреливают по-страшному. Войска находятся в городе.

– В 2014 году, когда вы приехали в Челны, как это было, как вы попали именно сюда?

– Все произошло спонтанно. У соседки спросил, где ее внук Юрик. Это было летом 2014 года. Говорит: «Юра уехал в Крым. Получит там паспорт».

Была атака на город, обстреляли кладбище, взорвали газовый трубопровод. Был страшный рев. Мы тогда так перепугались. Это было очень страшно. Тогда тоже задумались уезжать.

Дети стали искать в Интернете. Выяснилось, что многие семьи уже уехали с Донбасса. Нам повезло, что из Челнов нас заметил Антон Соколов. Он нас вывез. Он сам и его фирма вывезла около 40 человек. Вот такой сердобольный человек. Захотел помочь.

«Война закончится, вернутся. Нам труднее. Мы уже здесь корни пускаем»

– Сколько вас приехало тогда в Челны?

– Мы приехали в три этапа. Я сначала отправил жену со старшими. У меня был больной брат, я остался. Со мной остались двое средних. У одной не было паспорта, второй – еще не получил. Потом я их привез, уехал обратно к брату (он тогда уже лежачий был). Когда он умер в октябре 2014 года, и я сюда приехал.

Со мной выехала старшая дочка с семьей, с братом мужа, его супруга, мать. Нас из Дзержинска выехало человек 20.

– Все родственники до сих пор в Челнах?

– Да, они хорошо устроились. Работают в строительной отрасли. Никто не хочет обратно возвращаться, потому что перспектива непонятная. Я жду, когда наша территория отойдет к ДНР, тогда уже можно будет свободно поехать через Ростовскую область.

Я пока не представляю, как я буду отдельно жить. Может, буду жить на две территории: больше здесь, конечно. Там надо квартиру, мастерскую восстановить. Мне там легче…

КАК СЪЕЗДИЛ В УКРАИНУ С РОССИЙСКИМ ПАСПОРТОМ

«ТАМ МОГУТ ПРОСТО УБИТЬ, ПОДСТАВИТЬ И ПОСАДИТЬ»

– Когда в последний раз были дома?

– После получения паспортов я поехал. Нужно было домой. Пять лет не был ведь. Еле ноги унес. Заезжал очень тяжело, переживал на блокпостах, таможне… Страшновато. Город такой унылый, серый, мрачный.

– Получается, вы впервые вернулись, спустя пять лет?

– Домой хотелось…Нужно было сюда кое-какие вещи забрать: документы, инструменты привез. Тяжело было проезжать военные блокпосты. Сердце так колотилось, так переживал. Они ведь там все ловят кого-то. Я когда уехал второго февраля (2020 года – ред.), полиция пришла к соседке. Спрашивают: «Где этот?». «Уже уехал». Переживал, конечно! После прямой линии с президентом город на ушах стоял. На рынке встречали меня знакомые, спрашивают: «Паспорт получил?». Да еще так громко. Неприятные, конечно, были ситуации… По украинским каналам ведь показали, как на прямой линии семья из Донбасса просит Путина дать паспорта. Мы получили. Видимо, власти уже меня на заметку взяли. Я как-то проскочил удачно туда-обратно, но факт в том, что полиция ходила искала. Они не знали, что я поселился у своих родственников. Они меня искали, но не нашли.

<…> Там могут просто убить, подставить и посадить. Сказал, что-нибудь про войну или День Победы. Все! Могут прийти домой и устроить «райскую жизнь». Люди там сейчас забитые, боятся всего и вся.

«Война закончится, вернутся. Нам труднее. Мы уже здесь корни пускаем»

– Что осталось на родине?

– У нас там две квартиры. Мы подавали на расширение – семья большая. Заняли две квартиры на одном этаже: в одной две, в другой три комнаты. Пробили проход. У нас там есть где жить, но из-за войны приехали сюда.

– Что сейчас с жильем?

– Ой, сейчас там такое творится… Побиты окна. Соседи фанерой заколотили. Вид, конечно, ужасный. Представляете, не живут там уже всем лет. Без света, без тепла.

КАК ЖИВУТ СЕЙЧАС

«КОГДА ПОЛУЧАЛИ ПАСПОРТА, РАБОТАТЬ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО»

– Чем вы занимались дома?

– Делал на заказ гитары.

– Здесь продолжили работу?

– Да, началось очень тяжело. Дерева нет, не знаешь, с чего начать. Старший помогал инструментами. Я никому ничего не делаю, старшему и среднему сделал гитару (старший сын Ричард играет в группе SAFARI – ред.). И все. Сейчас себе делаю две гитары электрические.

«Война закончится, вернутся. Нам труднее. Мы уже здесь корни пускаем»

– Чем зарабатываете на пропитание?

– Сейчас я дома, делаю себе инструмент. Официальную работу для себя я не представляю. Это дело (изготовление гитар – ред.) я хочу поднять. Возможно, открыть со временем ИП. Но пока как-то не получается – у нас бесконечные проблемы. В семье есть больные диабетом дети. В том году много бегал с документами. До сих пор еще не уладили.

Работают все, кто может. Только трое школьников дома: 17, 15 и 12 лет. Но я до победного буду делать свое дело, его продвигать. Все упирается в финансы. Трудно зацепиться без финансов.

– С какими трудностями столкнулись здесь?

– В основном это ФМС (Федеральная миграционная служба – ред.). Это бесконечные походы – хождения по мукам… Это каждые три месяца продление регистрации, заполнение бланков, выстаивание в очередях... Это был кошмар! А потом, когда ФМС и все остальные службы согнали в одно место, – это был вообще кошмар! С ночи занимали очереди. Ричард (старший сын – ред.) приезжал к двум часам ночи…

– Вы живете в муниципальной квартире?

– Нет, квартира эта съемная. Тот, кто нас вывез, Антон Соколов, он же и находил квартиры, помогал деньгами, устраивал к себе же на работу. Всем помогал первое время.

Мы живем здесь с 2014 года. Хозяйка замечательная, помогает нам. Бывает, прощает нас по оплате. В 2019 году, когда получали паспорта, работать было невозможно. Туда-сюда ходили, без конца оформлялись. Месяца два-три вообще не работали. Потом начался коронавирус. Кафе, где работает жена и трое детей, закрыли. Старший играет в группе. Тоже закрыли все. Начало пандемии было трудным. Президент помогал деньгами. Помощь была хорошая, вовремя. Выкручивались.

Первое время жили 11 человек. Очень тесно. Не передать словами. Был период, когда мы тут две семьи жили. Тогда подселили семью с Донбасса. Двое взрослых и трое детей. Но я их не застал. Сейчас они в этом же доме квартиру снимают в другом подъезде.

«Война закончится, вернутся. Нам труднее. Мы уже здесь корни пускаем»

– Со школой и детскими садами не было проблем?

– Запроса в детском саде у нас не было. Я сидел с Дашей дома. Мама Антона Соколова помогала устраивать в музыкальную школу, что-то не получилось. Пристроили в 23-ю школу. Помогали очень. Двое уже отучились. Старший окончил строительный колледж.

У меня девять детей. В школу пошло трое. По очереди заканчивали. Настя отучилась в колледже НГТТИ. Пошла на завод. Старшему 32 живет в Менделеевске с девушкой. Музыкант. Катя живет с парнем отдельно.

ПЛАНЫ ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ

«МЕНЯ ДОМОЙ ТЯНЕТ»

– Есть ли знакомые среди тех, кто сейчас едет в Татарстан?

– Вряд ли кто-то из знакомых сюда приедет. Конечно, интересно бы съездить пообщаться с ними. Хоть узнать, что там происходит. Понимание какое-то иметь.

Ждем признания ДНР и ЛНР в границах всех областей. Надеюсь, чтобы это все побыстрей случилось.

«Война закончится, вернутся. Нам труднее. Мы уже здесь корни пускаем»

– Потом хотите вернуться?

– Меня домой тянет. А дети… Некоторые из них кода уезжали, например, Даша, ей было пять лет, сейчас ей 12. Она здесь больше прожила, чем там. Ей здесь все нравится. Куда она поедет?! Конечно, не поедет. Старшие тоже уже живут отдельно от нас. Как-то жизнь наладилась, все устроились.

Я домой хочу, потому что у меня там все. Здесь у меня мастерская в комнате. Это не то! У меня там две квартиры, под квартирой огромная мастерская.

– Что бы пожелали тем, кто сейчас выезжает с Донбасса?

– Все это временно. То, что произошло 21 февраля – исторический момент. Восемь лет ждали. Указ подписан – ЛНР и ДНР признали. Эти люди здесь не долго будут. Война закончится, обратно начнут возвращаться. Это нам, конечно, труднее. Мы уже здесь корни пускаем. Дети не хотят.

Просто нужно перетерпеть: неделю, две, месяц. Я не знаю. Россия – она своя страна. Им помогают волонтеры. Выживут. Подождут, пока все устаканится. Самое главное, чтобы войска отвели и не было обстрелов. И все, люди поедут обратно также организованно поездами. Кто захочет – останется.

Фото: МВД РФ, nabchelny.ru

Лилия Хамитова

Комментарии
23.02.2022, 23:31

Внимательно читайте до конца, прежде чем комментарии писать
24.02.2022, 07:51

– Чем зарабатываете на пропитание? – Сейчас я дома, делаю себе инструмент. Официальную работу для себя я не представляю. Это дело (изготовление гитар – ред.) я хочу поднять. Возможно, открыть со временем ИП. Но пока как-то не получается – у нас бесконечные проблемы. В семье есть больные диабетом дети. В том году много бегал с документами. До сих пор еще не уладили. Работают все, кто может. Только трое школьников дома: 17, 15 и 12 лет. Но я до победного буду делать свое дело, его продвигать. Все упирается в финансы. Трудно зацепиться без финансов. (с) финансов нет, но работать я не буду. Здоровый мужик, жена работает, дети работают, а он дома сидит. Молодец, чо
24.02.2022, 12:57

Да, меня тоже это возмутило, Все работают, а он дома любимым делом занимается и это глава семейства - Нытик!!!
24.02.2022, 14:23

Кошмар
25.02.2022, 19:59

заниматься любимым делом - разве это не работа? или вы работой считаете только ту, на которую из-под палки? сочувствую вам - заниматься нелюбимым делом всю жизнь, из-под палки... кошмар...
25.02.2022, 22:57

Нет,занятие любимым делом это хобби,раз оно доход не приносит. А он отец, глава семьи, должен зарабатывать деньги,чтобы содержать свою семью, которую он создал и несёт за неё ответственность. Это жизненно необходимо и важнее, чем гитары себе в удовольствие мастерить.
24.02.2022, 14:28

– Чем зарабатываете на пропитание? – Сейчас я дома, делаю себе инструмент. Официальную работу для себя я не представляю. Это дело (изготовление гитар – ред.) я хочу поднять. Возможно, открыть со временем ИП. Но пока как-то не получается – у нас бесконечные проблемы. (c) Мужик, если ты мужик, то проблемы надо решать, а чтобы их решать, нужно работать, а не дома сидеть. Ему всем помогли, а он ещ
25.02.2022, 13:32

Сначала подумал это Кузьмин на фотографии. Странный мужичок: вместо работы чтоб семью обеспечить, сидит гитару точит и придумывает причины, почему не получается работать. Панк какой то - они тоже работать не желают по идейным соображениям, только патлы отращивают и на гитарах бренчат.
26.02.2022, 16:38

Почём гитары? Продаются?
28.02.2022, 15:50

Ещё из бюджета денежек получит, за наш с вами счёт. Тоже что-ли гитарку заточить...)))
01.03.2022, 17:13

Мужчина в возрасте, пережил одно за другим много утрат, потерял здоровье, родину. Нужно время, чтобы вновь ощутить твёрдую почву под ногами. Будьте человечнее, добрее. Он же никому плохого не сделал.
01.03.2022, 22:48

Да, он многое потерял - мозги только не потерял. Их и не было изначально. Бред какой то рассказывает: что то почему то не получается. А что? Почему? Просто ничего не делает. Бездельник.
02.03.2022, 21:58

Роза

Завидуйте молча! Нормальный мужик! Все проблемы порешал! А способы бывают разные! Респект!
09.03.2022, 12:27

игорь

Молодец мужик стругает не только гитары но и детей. Но работать не хочет.Дайте ему субсидию для строгания гитар...Но и попутно детей.