«Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях» – этот тезис президента России Владимира Путина уже взяли в работу федеральные органы власти. А что на местах? До Набережных Челнов новая волна, говорят источники издания, наверняка дойдет еще не скоро. А пока Chelny-biz.ru посмотрел, какие машины стоят на парковке у мэрии и на что могли бы пересесть Наиль Магдеев, Фарид Салахов и другие. Уступят ли Mercedes мэра, Volkswagen сити-менеджера и множественные Hyundai место «Москвичам», «Ладам», «Волгам» и Aurus?
КТО НА ЧЕМ ЕЗДИТ
MERCEDES, VOLKSWAGEN И ОБИЛИЕ HYUNDAI
О необходимости пересесть на отечественные авто президент Владимир Путин заявил на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности. По его словам, министерства и ведомства просили продолжить закупки машин иностранного производства. «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено. И все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях», – подчеркнул глава государства.
На каких машинах ездить чиновникам в Челнах, как выяснил Chelny-biz.ru, решает Госкомитет РТ по закупкам. Он определяет поставщиков транспорта для заказчиков республики, независимо от источника финансирования. Так, по решению «сверху», у мэра Челнов Наиля Магдеева – Mercedes-Benz GL-класса. У руководителя исполкома Фарида Салахова – Volkswagen Touareg. Ранее его также замечали на BMW X5. Но, например, сегодня на торжественное открытие отремонтированного проспекта Хасана Туфана он был на Volkswagen.
Остальные, в основном, используют корейские автомобили бизнес-класса. Так, главы районов ездят на Hyundai Sonata. Марка в ходу и у заместителей руководителя исполкома и начальников управлений.
Ранее в администрации Челнов массово использовали Fiat, их закупали в 2010-х. Но в исполкоме практикуется ротация автомобилей – чем старше, тем ниже по «карьерной лестнице» их спускают. Так, по информации Chelny-biz.ru, машины Ford заместителя мэра Ирины Сагидуллиной, замруководителя исполкома Наталии Кропотовой, руководителя аппарата исполкома Гульнар Ахметовой «перекочевали» в МУПы, а им поступили в распоряжение китайские «паркетники». У глав районов в свое время тоже были Ford.
Ротация, к слову, происходит не только в рамках Челнов, но и в рамках республики в целом. Так что зачастую, говорят источники издания, чиновники сами ездят на б/у машинах.
НА ЧТО МОГУТ ПЕРЕСЕСТЬ
«ВОЗМОЖНО, И AURUS, ЕСЛИ БУДУТ СОЗДАВАТЬСЯ КАКИЕ-ТО СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ…»
Как говорят участники автомобильного рынка, выбор у чиновников на сегодня совсем небольшой с учетом требований к машине и хотя бы равноценной замены. Глава государства, полагают они, мог высказаться с учетом предстоящих перспектив развития отечественного авторынка.
– На сегодня из вариантов это Lada. АвтоВАЗ презентовал новый Lada X-Cross 5, основой для которого стал китайский кроссовер FAW Bestune T77. Ну, и «Москвич», перелицованный JAC. Производитель, кстати, презентует новые кроссоверы большего размера. Совсем дорогой сегмент – это Aurus, который производят в Елабуге. Это, пожалуй, весь отечественный автопром сейчас. Выбор невелик, – констатирует Владимир Апраксин, глава УК «Диалог Авто». – «Москвич» вряд ли подошел бы чиновникам высшего ранга. Возможно, Aurus, если будут создаваться какие-то специальные условия, – предположил предприниматель. – Хотя не совсем понятна трактовка. Haval, к примеру, производится в России. Насколько его можно считать отечественным? Подразумевается он или нет? Haval Jolion, например, проходил по госпрограмме льготного автокредитования.
Наш собеседник уверен, что пересаживание на автомобили российского производства – это разговор на перспективу. Будут появляться новые бренды, которые будут удовлетворять потребностям руководителей любых рангов.
– Наверное, что-то еще будет производиться в России в ближайшие годы. Ведь столько заводов иностранных компаний осталось! Какие-то китайские бренды могли бы туда зайти. Плюс автомобильное производство – это налоги в бюджет. Производителей сегодня стимулируют выпускать автомобили в России, – отмечает предприниматель. –Changan уже официально заявил о приходе в страну, и у них в линейке есть большой кроссовер. Китайские компании в целом могут закрыть любые сегменты – от самого бюджетного до самого дорогого. Но когда они будут производиться у нас – это вопрос.
Наверняка ведутся какие-то переговоры, и в ближайшее время мы узнаем о производстве других брендов в России, считает предприниматель.
Азамат Джантаев, генеральный директор «Герман Авто» согласен, что из существующих предложений не так много вариантов, на что можно было бы пересесть представителям власти. Речь идет о перспективе, о новых моделях. Он напомнил о новинке АвтоВАЗа – Aura – которую называют «автомобилем для чиновников». Руководитель пресс-службы АвтоВАЗа Сергей Ильинский ранее заявлял, что авто представительского класса Lada Aura начнут выпускать в середине 2024 года. Это удлиненный автомобиль, у пассажиров заднего ряда есть дополнительные 25 см пространства, салон – из натуральной кожи российского производства, есть премиальная аудиосистема, оригинальный кузов с удлиненными задними дверями и пр.
– Как вариант – это как раз Lada Aura. Кроссовер «Москвич» мог бы подойти. Если не ошибаюсь, власти уже заявили о возрождении «Волги». Сейчас идет тенденция к симбиозу с китайскими производителями, когда машины выпускают под значком российского бренда. Наверное, что-то подберут. Есть, конечно, Aurus. Но я не понимаю, чиновники какого ранга будут на нем ездить. Это очень дорогая машина, – отмечает Азамат Джантаев.
Тема перехода на отечественные авто связана с необходимостью, в первую очередь, помочь местному производителю, добавил он.
– Они не могут так сильно конкурировать с китайскими брендами, и их нужно поддерживать. Это большой госзаказ, – говорит предприниматель.
Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что они с коллегами уже обсудили, на какие автомобили будут переходить. Договорились, что депутаты будут использовать «Москвич», Lada и Aurus и ждать рестарт «Волги». «В избирательных округах для депутатов арендуются автомобили различных марок. С сентября начнем переходить только на отечественные «Москвичи», «Лады», позже будут «Волги», – сообщил он и добавил, что сам пользуется Aurus, а в нерабочее время ездит на автомобиле «Москвич-3». Когда эта волна доберется до Набережных Челнов – спрогнозировать сложно.
КАК БЫЛО РАНЬШЕ
«ПОМНЮ, ХАМАДЕЕВ ПОСМОТРЕЛ И СПРОСИЛ: «А ЧТО ЭТО ЗА МАШИНА ТАКАЯ РЖАВАЯ?»
Особого выбора у челнинских чиновников прошлого поколения не было – ездили на отечественных машинах. Так, Файруза Мустафина вспоминает служебные «Жигули» и б/у «Волгу». Она в 1985–2006 годы была заместителем председателя горисполкома и заместитель главы города по социальным вопросам. Работала в команде Раиса Беляева, Юрия Петрушина, Рафгата Алтынбаева, Рашита Хамадеева и Ильдара Халикова.
– Я представляла муниципальный орган власти, у нас всегда со служебным транспортом было строго и скромно, – рассказала Файруза Мустафина. – Когда я работала секретарем райкома партии, в принципе закрепленного транспорта у меня не было. В 85-м году, когда начала работать заместителем главы города, меня обслуживал автомобиль «Жигули». Но машина работала строго с семи утра до шести вечера. При этом было много вечерних мероприятий, на которые она уже не оставалась. Юрий Иванович Петрушин тогда был мэром, он тоже иногда ездил на «Жигулях». Не было особого раздолья с транспортом, речь о выборе вообще не шла. После «Жигулей» у меня была очень старая «Волга», которая даже проржавела в некоторых местах. Я помню, мы с Рашитом Саитовичем Хамадеевым встречали премьер-министра Башкортостана на границе, он посмотрел и спросил: «А что это за машина такая ржавая?». Я ответила, что моя. Было очень строго с бензином. Был норматив, а ездить приходилось много – мероприятий было достаточно. Если выходили за предусмотренный лимит, приходилось заправлять машину самой. Были времена, когда Рафгат Закиевич Алтынбаев централизовал систему служебного транспорта – ни у кого не было прикрепленных машин, все стояли в гараже, туда звонили и забивали в график время выезда. Некоторое время мы так поработали, но это оказалось невозможно, потому что нельзя было спрогнозировать, во сколько закончится очередная многочасовая встреча или собрание.
Разница между федеральными службами и муниципальными была колоссальной, вспоминает Мустафина. Местные власти больше работают с народом, роскоши у них не было.
К слову, после внедрения иномарок попытка пересадить чиновников на отечественные машины была не раз, но все возвращалось на свои места. Мустафина напомнила про распоряжение Бориса Ельцина о запрете закупки зарубежных авто для правительства.
– Кто-то из вице-премьеров, помню, тогда действительно пересел, и это показывали, как большое достижение. Но, главное, мне кажется, не в этом. Не машина, в которой ты едешь, а внутренний стержень человека, его нацеленность на работу. Он стал чиновником, чтобы служить или царствовать? Если ты служишь людям, городу, то неважно, на какой машине ты ездишь. Это лишь внешние атрибуты, – отмечает Мустафина.
Гендиректор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко в 1999–2001 годы была начальником управления культуры и искусства автограда. Она ездила на «Жигулях», до сих пор помнит номер и имя водителя.
– У нас был гараж служебных автомобилей. У главы, я помню, была иномарка. У всех остальных в начале 2000-х были отечественные автомобили. У заместителей, например, были «Волги». Тогда в принципе было сложно ориентироваться на иномарки, они были не так распространены. Мы и на «Жигулях» неплохо ездили. Я не застала тот период, когда появились иномарки, – поделилась Руденко. – При выборе автомобилей, которые поступят на «госслужбу», в первую очередь, нужно делать акцент на надежность, качество, чтобы меньше бюджетных средств тратить на ремонт, запчасти и топливо. Здесь я не могу оценить, насколько могут конкурировать иномарки и отечественные автомобили. За время работы в музее-заповеднике у меня была «Волга», Hyundai, Ford Focus. Была возможность оценить машины, которые могли долго работать, не уходя на ремонт.
«Жигули», которые возили Гульзаду Руденко как начальника управления культуры, были не новые, на них ездили и другие чиновники. Поломки были, вспоминает она, машина неделями стояла в ремонте.
– Всему свое время. Если сейчас наш лидер поднимает этот вопрос, он наверняка уверен, что отечественный автопром может конкурировать с зарубежными машинами, – считает наша собеседница. – Я знаю, что в линейке Lada есть неплохие автомобили. Для руководителей более высокого ранга мог бы быть в какой-то степени адаптирован по цене и качеству Aurus. Все решаемо, было бы желание. А о желании было заявлено. Насколько это будет выполнено – вопрос времени.
Анна Перебаскина
Что за бред
Толя
Челнинец
???
а если
Автолюбительница
Ну Вы сказали...
:)
Челнинец
Владимир
Мурат
КИТАЙБАШ
КИТАЙБАШ
Дамир
Работник мэрии
Чужой
Аноним
Ксения