07:48, 23 Ноября
Новости
Подробно

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

13.02.2019, 08:43

Владимир Путин накануне в Казани встретился с общественниками. Набережным Челнам визит президента изначально не предвещал пристального внимания. Но вышло иначе: сразу три представителя бизнеса сумели задать вопросы Путину лично. Максим Федоров попросил для города новый русский театр и получил добро. Василий Маньковский излил президенту проблемы челнинских производственников. О чем напрямую просили Путина представители автограда, и что глава государства передал местным властям - в обзоре Chelny-biz.ru

«НИКОГДА У НАС НЕ СОЗДАВАЛАСЬ ИНДУСТРИЯ ПЕРЕРАБОТКИ МУСОРА, ПРОСТО СВАЛИВАЛИ И ВСЕ»

В программе пребывания президента было два ключевых мероприятия: встреча с представителями общественности по вопросам реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и расширенное заседание президиума Госсовета по улучшению жилищных условий населения и формированию благоприятной городской среды. Модерировать первое поручили гендиректору «КАМАЗа» Сергею Когогину, сопредседателю Общероссийского народного фронта. Как отметил Когогин, в зале Центра культуры и спорта «Московский» собрались люди, «которые знают, что происходит на земле». Участие принимали в том числе представители бизнеса и общественности Челнов.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

- Сегодняшними мероприятиями в Казани я хочу начать целую серию подобных встреч, совещаний и обсуждений. Мы запускаем целую серию национальных проектов, которые должны обеспечить наше движение вперед. Очень важным является, конечно, «Жилье», - открыл встречу Владимир Путин. - Здесь много вопросов. На данном этапе они вступают даже в противоречие друг с другом. Нам нужно решить один из фундаментальных вопросов, связанных с так называемыми обманутыми дольщиками, но эта проблема возникла не сама по себе, не потому, что жуликов много, а в том числе потому, что государство не отрегулировало до сих пор эту сферу деятельности. Чтобы ее отрегулировать, мы вынуждены принимать решения, которые формально ограничивают работу в этом секторе экономики, создают сложности с переходом на банковское сопровождение и банковское финансирование. Нам, с одной стороны, нужно довести до 120 млн квадратных метров строительство жилья, с другой стороны, ограничения, связанные с переходом на новую систему финансирования, ведут к сжатию рынка. Здесь нужно решить двуединую задачу: с одной стороны, стимулировать развитие и строительство, а с другой стороны, все-таки перейти на современные цивилизованные способы организации работы.

Президент подчеркнул, что хотел выслушать общественников и бизнес-круги до того, как идти на совещание с чиновниками. Сергей Когогин добавил, что ОНФ будет контролировать реализацию нацпроектов, причем ориентируясь не на статистику, а «ощущения людей»:

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

- «Народный фронт» интересует, как граждане получают решение своих проблем здесь и сейчас. Стал мой двор чище или нет, стал ли благоустроеннее парк, стали ли лучше медицинские услуги? Мы намерены обеспечить реальную связь с населением. Будем эти данные делать публичными.

Сама беседа началась с темы отнюдь не строительной. Когогин дал слово татарстанцу и своему другу, ректору КФУ Ильшату Гафурову, сопредседателю регионального штаба ОНФ. А тот заговорил о проблемах так называемой мусорной реформы 2019 года. Chelny-biz.ru подробно рассказывал о ее последствиях и опасениях челнинского бизнеса.

– Мы все получили платежки и увидели, что счета увеличились в два-три раза, – сообщил Гафуров, затронув бытовые аспекты. – Открыли в ОНФ горячую линию, много обращений. Все спрашивают: в связи с чем? У нас что, система сбора улучшилась? Произошло распределение ответственности. Если раньше за места сбора мусора (контейнерные площадки) отвечали управляющие компании. Сейчас за участки отвечает управляющая компания, а за контейнеры – региональный оператор. До абсурда доходит, спорят, кому убирать выпавший мусор? Эти места сбора – это как витрина программы. Второй момент – порядок начисления стал другим. Раньше был пропорционален площади, а сейчас по количеству жителей. Все правильно. Но в то же время в малометражных квартирах живет наиболее незащищенная часть населения. Можно было бы предусмотреть субсидии.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

Кроме того, Ильшат Гафуров предложил предусмотреть также на первое время льготы для владельцев собственных домов, жителей малых населенных пунктов.

- Откуда взялась проблема. Она десятилетиями росла, просто на нее никто не обращал внимание! - ответил Владимир Путин. - Никогда у нас не создавалась индустрия переработки, просто сваливали и все. Государство обязано было обратить внимание. Нужно объединить усилия граждан, муниципалитетов, правительства. Деньги надо концентрировать там, где они будут эффективно работать. Ведь это прибыльный бизнес, если правильно организовать! Теперь по поводу конкретных вещей. Не должны муниципалитеты и регионы самоустраняться, - акцентировал президент. - Надо распределить ответственность между муниципалитетами, управляющими компаниям и операторами.

Напомним, мэр Набережных Челнов недавно критиковал реформу за то, что муниципалитеты лишили полномочий в области сбора мусора, доверив все региональным операторам.

- Муниципалитету уже даже мусор собирать не доверяют! Горько, смешно! - сетовал Наиль Магдеев.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

«НО ОТ ЛИЦА ВСЕГО ПОЛУМИЛЛИОННОГО ГОРОДА ХОЧУ ВАС ПОПРОСИТЬ, ЧТОБЫ РУССКИЙ ТЕАТР БЫЛ ПОСТРОЕН ОДНОВРЕМЕННО С ТАТАРСКИМ»

Много вопросов прозвучало от представителей Татарстана. Трижды удалось выступить челнинцам. Так, бизнесмен Максим Федоров прямо заявил, что городу не хватает общественных пространств и попросил у Путина новое здание для русского драматического театра.

– Набережные Челны – это достаточно молодой город. Немножко обделенный в плане общественных пространств. Благодаря правительству у нас благоустраиваются парки и скверы, но у нас есть проблема театров. У нас два маленьких театра – татарский и русский драматический, – сообщил руководитель челнинского отделения «Деловой России», глава компании «Конкор-Оптика». – В направлении создания татарского драмтеатра работа началась, определилось место. Но от лица всего полумиллионного города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр тоже был построен одновременно с татарским. Я считаю, это было бы справедливо.

– Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь! – ответил президент.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

Асхат Галеев, председатель ассоциации реабилитации инвалидов «РостРесурс», которая насчитывает сегодня порядка 2,5 тыс. человек, поднял проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Он рассказал президенту, что соответствующий проект уже разработан, но для его внедрения в республике необходимо создать рабочую группу. Галеев успел презентовать проект даже в Турции, но прежде всего рассчитывает внедрить его в Татарстане.

– Я 12 лет занимаюсь этим вопросом. Пишу письма в учреждения и организации, что нужно создавать рабочие места для людей с инвалидностью. У меня есть отписки от муниципальных учреждений, - сообщил челнинец. - В проекте полностью расписана дорожная карта. Первое – это работа с общественностью. Второе – работа со всеми рекреационными центрами и школами республики, культура, физкультура, работа по трудоустройству совместно с центром занятости. И у нас есть много социально ответственных предпринимателей, которые готовы брать людей, обучать, в том числе и по ГЧП.

– Создание рабочих мест для людей с ограничениями по здоровью – это ключевой вопрос в работе с инвалидами. Самый главный, – согласился президент. – Но есть известное выражение: хотите завалить дело – создайте рабочую группу. Вы сформулируйте, что вы считаете ключевым решением вопросов, которыми вы занимаетесь, передайте Рустаму Нургалиевичу. Я думаю, в оперативном порядке лучше сразу решать. А рабочую группу создать – это несложно. Он вам создаст хоть пять. Сформулируйте, он услышит.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ВСЕ-ТАКИ ИМПОРТ ГОРАЗДО ПРОЩЕ. ЗАВЕЗЛИ, СОБРАЛИ, ПРОДАЛИ – И СЧИТАЕМ ДЕНЬГИ»

Когда микрофон достался челнинскому бизнесмену Василию Маньковскому, главе ГК «КОМ», он задал общеэкономический вопрос:

– Не секрет, что добавленная стоимость является краеугольным камнем любой экономики. И на сегодняшний день у нас иногда проскальзывают разговоры о том, что нужно увеличивать производство продукции с высокой долей добавленной стоимости, но почему-то это не является каким-то направлением деятельности наших властей.

– Вы ошибаетесь, является, – тут же возразил Владимир Путин. – Смотрите, у нас главная задача – повышение темпов роста производительности труда. Это напрямую связано с тем вопросом, который вы поднимаете. Для того, чтобы поддержать предприятие, которое работает в этом направлении, работает над повышением добавленной стоимости, мы целый инструментарий создаем для тех, кто многократно увеличивает ее. В том числе это касается и организации экспорта и товаров, и услуг высокотехнологичной продукции.

– Но экспорт возможен, только если мы сами будем производить очень много импортозамещающих товаров, а импортозамещающие товары это, как правило, товары с высокой долей добавленной стоимости, – продолжил Маньковский. – И на сегодняшний день все-таки импорт гораздо проще. Завезли, собрали, продали – и считаем деньги. А вот производство продуктов с высокой долей добавленной стоимости – это очень-очень дорогостоящий, продолжительный во времени процесс, и очень немногие предприниматели решаются. Но социальная значимость этого очень большая. Это зарплата, бюджет, отчисления в фонды… Мне кажется, что сегодня этой теме надо придавать больше значения. Так и говорить: «производство продукции с высокой долей добавленной стоимости». Я предлагаю провести широкую дискуссию, определить «за» и «против» производства такой продукции, ее влияние на процессы в обществе.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

Президент согласился с предпринимателем, заверил, что именно этим сегодня занимаются власти.

– Но если вы, человек, который работает в этой сфере, считаете, что этого недостаточно, значит, мы должны обратить на это внимание дополнительно, – акцентировал Путин. – Вы знаете, практически все, что мы наметили делать в высокотехнологичных областях, направлено именно на это. А когда я сказал о поддержке высокотехнологичного экспорта не только товаров, но и услуг, то это тоже одна из мер поддержки производителей, которые уделяют внимание увеличению добавленной стоимости. Вы сейчас упомянули об импортозамещении. У нас же целая программа импортозамещения создана! Там в общем объеме до 600 млрд доходит поддержка тех предприятий, которые занимаются импортозамещением. Я уже не говорю про оборонку. Там вот такие толстые фолианты утверждают. Но и в гражданских сферах все больше и больше. Мы сейчас упоминали про транспортное машиностроение. У нас, по-моему, на внутреннем рынке 90% транспортного машиностроения отечественного производства. Мы и дальше так будем делать. Но если вы обратили внимание на то, что об этом мало сказано, что недостаточно, по вашему мнению, делается… То, что это самая сложная работа – я прекрасно понимаю, я с вами согласен. Будем и дальше поддерживать это направление. Сомнений быть не может!

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

«МУНИЦИПАЛИТЕТ РЕШАЕТ ВОПРОС, ЧТО МОЖНО РАЗМЕСТИТЬ НА ПЕРВЫХ ЭТАЖАХ, А ЧТО НЕТ»

Еще одна неожиданная, но острая для Набережных Челнов тема всплыла с подачи общественника из Казани. Он заговорил о проблеме размещения магазинов на первых этажах жилых домов (в нашем случае алкомаркетов). Владимир Путин указал направление работы местным властям, которые ранее говорили о своем бессилии в решении проблемы.

– В разных городах России на первых этажах жилых домов существуют коммерческие площади, которые сдаются. В принципе многие из этих пространств более-менее адекватно представлены: продуктовые магазины, стоматология, еще что-то, - начал мужчина. - Но среди них есть магазины, которые в принципе не предназначены для жителей, которые там проживают, точно не рассчитаны на детей, например, магазины категории 18+. Я просто хотел уточнить, а существует ли какая-то система фильтрации подобных арендных площадок?

– На уровне муниципалитетов определяется эта фильтрация. Муниципалитет решает вопрос, что можно там разместить, что нет, – заявил президент. – Вы подняли очень острый вопрос на самом деле. К этому нужно относиться в высшей степени аккуратно, потому что там же люди живут. Магазин – это хорошо, но выше этажом живут люди. Там и запахи, и шумы, и так далее. Поэтому муниципалитеты, прежде чем дать разрешение на открытие тех или иных предприятий – торговых либо обслуживающих – должны подумать о том, как люди здесь будут жить.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

– Дети растут и смотрят на то, что там происходит…

– Конечно! Это тоже создает среду, в которой живут люди. Этим должны озаботиться не только муниципальные чиновники, но и депутаты, общественные организации. Здесь нечего стесняться, здесь, если есть проблемы, нужно требовать их решения на муниципальном уровне управления.

«СТАВКА ПО ИПОТЕКЕ ДАЛЬШЕ ДОЛЖНА СНИЖАТЬСЯ. ПОКА НЕТ ОСНОВАНИЙ ПОЛАГАТЬ, ЧТО БУДЕТ ИНАЧЕ»

Из строительных тем ключевыми стали ипотека, дольщики и новые правила проектного финансирования. Лилия Таишева, член Общественной палаты РТ, директор некоммерческой организации «Новый век», высказала обеспокоенность растущими ставками по кредитам. Минимум сегодня, по ее словам, 10%.

- Мы переживаем, что показатель 8% по нацпроекту может не быть достигнут. Может, стоит рассмотреть дифференцированные ставки для бюджетников, работников градообразующих предприятий, людей предпенсионного возраста? - поинтересовалась она, а также предложила распространить в России опыт татарстанской соципотеки по предоставлению каникул людям, оказавшимся в сложной ситуации.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

- Конечно, на один-два процентных пунктов ставка по ипотеке подросла. Но, если помните, пару лет назад она вообще выросла до 17%. И мы тогда приняли решение субсидировать ставку, чтобы снизить ее до 12%. Сейчас она в районе 11% колеблется. Это была ожидаемая ситуация, - подчеркнул Владимир Путин. - Правительство повысило НДС, это влияет на инфляцию. Чтобы ее сдерживать, Центробанк поднимает ключевую ставку. Это не может не отражаться на ипотечной ставке. Правительство исходит из того, что это разово и краткосрочно. Дальше должно снижаться. Пока нет оснований полагать, что будет иначе, - заверил президент.

Представитель строительной компании пожаловался, что местные власти перекладывают решение проблемы обманутых дольщиков на бизнес:

- Региональные застройщики принимают активное участие в решение проблемы обманутых дольщиков, даже когда деньги в бюджете не предусмотрены. Получается, что все мы зависим от местных властей. Разрешения на строительство получаем от них. Все это создает дополнительную нагрузку на бизнес. Мне кажется, надо привлекать девелоперов для решения проблемы только при наличии финансирования со стороны бюджета.

- Муниципалитеты, регионы и федерация не должны уклоняться от решения проблемы и перекладывать на бизнес! - отреагировал президент.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

«ЭТО ДОМА, ЛИШЕННЫЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, НЕКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ШКАФЫ, ХРАНИЛИЩА»

Значительная часть упреков и предложений прозвучала от архитекторов из разных регионов. Так, Михаил Бейлин из Москвы заявил, что страна плодит «человеческие шкафы».

- В социальном жилье используются наиболее убогие архитектурные и строительные решения. Сегодня в России строится большое количество жилья, но зачастую архитектору в этом процессе не находится места. Это архитектура без автора, проектируется неким безликим проектировщиком. Это дома, лишенные городской среды, некие человеческие шкафы, хранилища. Родина для каждого начинается с его квартиры, лестничной клетки, двора, улицы. Важно, чтобы проекты были уместны и создавали жилую среду для человека. Просьба рассмотреть правило, чтобы высокое архитектурное качество было обязательным условием для реализации объектов, - обратился Бейлин к Путину.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

- Что касается законодательного закрепления творческого начала в жилых кварталах, я, честно говоря, не понимаю, чего тут не хватает, - удивился президент. - Но если вы, специалист, говорите, что это не работает, рассмотрим.

Тему позже продолжил Денис Леонтьев, руководитель Конструкторского бюро «Стрелка», проектировавшего в том числе площадь Азатлык для Челнов:

- Сегодня есть развилка, из которой нужно выбрать путь, по которому дальше идти. Первый - продолжать строить то жилье и среду, которые мы строили последние 20 лет, а по большому счету, повторять застройки 60-70-летней давности. Мы воспроизводим те же проекты. Иногда говорят: качество чуть пониже, этажность чуть повыше. Надо необходимо комплексно пересмотреть строительные нормативы. Это вопрос не только главного архитектора города. Надо создавать модели застройки городов, а потом их описывать в моделях. По сути, требуется внести 30 изменений в законодательство. Это потащит за собой индустрию материалов, девелоперы должны будут перестроиться.

- Как раз задача-то в том, чтобы избежать такого воспроизводства жилья, - согласился Путин. - Нам нужно менять стандарты, техрегламенты. Появились новые материалы, технологии. Министерство этим и так занимается. Давайте сюда свои предложения.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

Президента неоднократно просили чаще привлекать молодых архитекторов к проектированию жилья и городской среды, IT-специалистов - к созданию «умных домов» и «умных городов». Директор института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина похвастала тем, как вуз разрабатывал проект реконструкции парка Победы для Челнов, а теперь выиграл тендер на создание нового генплана. И исходя из этого опыта, попросила Путина подключить профильные вузы к реализации нацпроекта. Президент откровенно удивился:

- У вас же и так все получается! Что еще нужно сделать, не совсем понимаю.

- В Татарстане у нас получается, но все отлаживаем в ручном режиме, - ответила Набиуллина, подразумевая госзаказы и контракты.

Уже на заседании президиума Госсовета Владимир Путин подвел некоторые итоги встречи с общественниками и обозначил задачи строительной отрасли.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

- С 1 июля запускается новая схема финансирования жилищного строительства. Существенно возрастет роль банков, которые будут предоставлять кредиты под проекты, а также контролировать ход строительства. Хотел бы обратить внимание правительства, Центробанка: нужно четко скоординировать работу застройщиков с кредитными организациями, отладить все механизмы, чтобы этот переход был максимально гладкими для отрасли, - акцентировал глава государства. - Со стороны бизнеса и граждан есть опасение, что переход на проектное финансирование негативно отразится на комплексной застройке, возникнут проблемы с вводом объектов социальной инфраструктуры. Застройщикам будет сложно этим заниматься, потому что не будет хватать ресурсов. Поскольку, как вы знаете, на строительство социальной инфраструктуры нельзя будет привлекать средства граждан.

Президент потребовал, чтобы социальная среда от жилья не отставала, и не оставались «выселки, откуда просто не добраться до школ, больниц».

- За шесть лет будут обновлены свыше 30 тыс. общественных пространств: парков, скверов, набережных. Нужно опираться на лучшие мировые практики и собственный опыт, в том числе Москвы, Казани. Представители ОНФ сегодня обратили внимание на окраины. Даже в успешных мегаполисах забывают о людях на окраинах! - заметил Путин. - Давайте вернемся к этой проблеме. Общественное пространство на самом деле недорого сделать. Спальные районы должны быть обеспечены не только детсадами и школами, но и общественными пространствами человеческими. Нужно привлекать архитектурные команды, в том числе молодых, вузы. Главное - чтобы в формировании участвовали сами люди, им надо доверить решать какими должны быть города и районы, - заявил президент. За несколько часов до этого ему рассказали, как в Татарстане все общественные пространства проектируются вместе с жителями. - Если проект пользуется поддержкой людей, и отношение будет другим - бережным, осторожным.

«Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом. Не сомневайтесь!»

Вновь Владимир Путин заговорил о долевом строительстве и призвал обеспечить реализацию всех договоров долевого участия, а их по стране свыше миллиона. Что касается обманутых, то президент указал на опыт Татарстана.

Более детальное обсуждение проблем и того, что губернаторы генерировали два дня в Казани, состоялось уже без СМИ. Известно, что президент РТ Рустам Минниханов выступил с докладом как руководитель рабочей группы.

Chelny-biz.ru

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба президента РТ

Комментарии
13.02.2019, 09:06

Вопросы были не о чём.
13.02.2019, 09:51

Маньковский чушь какую-то сморозил.
13.02.2019, 12:19

Ага, русского театра Челнам не хватает, сидят ждут его тут!
13.02.2019, 12:40

Почему НЕ ждут ? Ждём. Раньше в Мастеровые, лет 20-25 назад билет можно было без проблем купить... Теперь надо очень заранее озаботиться приобретением... Значит, что город вырос, люди ходят...
13.02.2019, 13:23

Дарида

Судя по всему, для исполкома слова президента о том, что муниципалитет должен контролировать размещение торговых точек в жилых зданиях, стало новостью. Иначе как объяснить плодящиеся на каждом углу алкомаркеты? Челны докатились до того, что уже даже в новых домах жильцы получают уже функционирующие магазины с алкоголем! Зачем? По принципу "спрос рождает предложение"?Так и сопьется весь город...
13.02.2019, 19:19

Шильнинец

Исполком. В Малой Шильне уже битва идёт с депутатом Харитоновым, который не хочет убирать магазин со спиртным от школы. Уже депутаты Госдумы подключились, а исполкому и районным властям хоть бы что. И закон не закон и народ не народ
14.02.2019, 09:07

ничего....вот продвинут закон о продаже алкоголя в 10 метрах от школ...
14.02.2019, 07:32

Путину бы ещё сообщить какой закон это позволяет делать муниципалитету...
14.02.2019, 09:13

Убирать надо не следствие, а причину. Набросились на магазины. Книжки читайте, и сами и детям. Умный человек сам должен понимать, что хорошо, а что плохо. Не хочешь быть умным - в расход.
13.02.2019, 13:25

Федорову респект за вопрос. Для русскоговорящих тоже должен быть доступный театр в Челнах!
13.02.2019, 15:59

неравнодушная жительница

Молодец, Максим! Театр нам нужен! Остановка "Театральная" есть, а театра уже и не будет. Землю отдали строительным "акулам" для их обогащения, которым плевать на культурное просвещение челнинцев. А руководство города, видно, не планируют долго задерживаться в нашем городе, поэтому им театры не нужны.
13.02.2019, 13:27

Справедливый челнинец

Мусорная реформа совсем развяжет руки управляющим компаниям. Дождемся того, что коммунальщики будут скидывать всю ответственность за мусор на регионального оператора.В проекте все идеально, но проект не рассчитан на челнинские реалии.Страдать в итоге будут исключительно горожане.
14.02.2019, 08:02

Нет в городе элементарных контролирующих органов. Город стал ужасным.наши дети, готовы уже машины на голову поставить.вся молодежь на машинах, ставят куда хотят, кого мы вырастили?.
14.02.2019, 09:10

Вырастили нормальных детей, которые умеют работать, покупают машины, покупают квартиры, стремятся к более удобной, комфортной, энергичной жизни... А то, что парковок и стоянок нет в городе, так это не к нашим (вашим) детям вопрос, а к родителям наших руководителей и "бизнесменов" от строительства...
15.02.2019, 09:44

Нормальных детей вырастили. А то что машин много, это вопрос отсутствия нормального общественного транспорта.
15.02.2019, 10:29

Максим.спасибо за развитие русской культуры в городе.