«В ближайшее время мы выставим участки на аукционы, будем проекты со всеми застройщиками отрабатывать», – объявил сити-менеджер Ринат Абдуллин по итогам первого в этом году заседания градсовета, где обсудили застройку общегородского центра. Тем временем центр в основном уже распределен между арендаторами. Но это не беда, уверены проектировщики, которые уже успели откорректировать границы земельных участков, ведь в случае чего землю можно обменять или изъять вовсе. Уверенными в завтрашнем дне сегодня могут быть разве что ижевский «Талан» и «Ак Барс Челны» Алексея Миронова, которые, кстати, вложились в разработку проекта планировки всего центра. Ну, и турецкий Sunrise City, который уже не подвинешь, хотя на часть участка внутри все же предлагается установить публичный сервитут постфактум. В чем Челны должны ровняться на Казань, и как высотка Миронова внезапно стала градостроительным ориентиром – в материале Chelny-biz.ru.
«ЛИЧНО МЕНЯ СИЛЬНО ОБЕСПОКОИЛ ПЕРИОД, КОГДА НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС»
Проект общегородского центра, который был вынесен на обсуждение, уже знаком членам совета и даже одобрен полгода назад в этом же зале и практически тем же составом. Заведующий кафедрой градостроительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета Александр Дембич представил тогда далеко идущие планы на внушительную территорию 19-го микрорайона.
В этот раз речь зашла о корректировках, которые необходимо внести для дальнейшей работы с землей в центре, в том числе для продолжения работы двух крупных застройщиков – «Талана» и компании «Ак Барс Челны», которая входит в холдинг Алексея Миронова «ЕвроГрупп».
– У нас есть планы на этот микрорайон, – отметил Абдуллин. – Сейчас посмотрим, утвердим и надо уже начать реализовывать их.
Кстати, на заседании присутствовали оба застройщика: директор «Талана» в Набережных Челнах Роберт Закиров и юрист «ЕвроГрупп» Альберт Халиуллин, к которому сейчас приковано внимание следственных органов.
– Я думаю, здесь собрались люди, которые заинтересованы в градостроительном развитии Набережных Челнов. В этом отношении мы все здесь коллеги и, я бы так сказал, в какой-то мере соучастники (в хорошем смысле), – употребил двусмысленное слово архитектор Александр Дембич. Он провел небольшой экскурс в историю с 71-го года до событий последних лет. – Лично меня сильно обеспокоил период, когда на этой территории появился первый жилой комплекс Sunrise city. Проекты, которые в это время начали предлагаться, сводились к тому, чтобы максимально застроить территорию жильем. Но с моей точки зрения необходимо не превратить это в жилой микрорайон в центре города, а сформировать достойный автомобильной столицы России центр, – сказал архитектор.
Презентация на градсовете, отметил он, является подготовкой к разработке проекта планировки, в соответствии с которым каждый застройщик должен получить ГПЗУ. Финансовую поддержку, по словам архитектора («чтобы все знали, откуда средства»), оказали два застройщика – «Талан» и «Ак Барс Челны». Он подчеркнул, что это европейская практика – когда инвесторы, заинтересованные в освоении отдельных участков, вкладывают средства в проект планировки всей территории. Челнинским застройщикам, вероятно, придется привыкать к такой практике. Так, на одном из минувших заседаний совета Мунавиру Гимазетдинову, главе ООО «УКС «Подряд», который планировал застройку 3,1 га на набережной Мелекески, предложили спроектировать всю береговую зону.
«МУНИЦИПАЛИТЕТ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ НЕ ИДТИ НА ТИПОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
Что нового было в представленном проекте? Проектировщики центра откорректировали границы земельных участков, которые предполагается застроить жильем, коммерческими, социальными и другими объектами, обозначили назначение каждого из них в соответствии с нормами градостроительного зонирования (которое, кстати, четко определяет 32 варианта правовых зон, а не пять–семь, как функциональное зонирование) и предложили установить публичный сервитут на ряд участков. В том числе на земле существующего ЖК Sunrise City и строящегося жилого комплекса компании «Талан». Речь идет о территории, по которой должен пройти Центральный бульвар.
– Мы считаем, что бульвар должен быть отделен красными линиями. Он должен быть зафиксирован, чтобы сюда нельзя было заходить с какими-то другими строительными намерениями, – отметил Дембич. – Здесь должен быть обязательный сервитут (ранее это не было заложено), который бы охранял эту территорию как территорию общего пользования.
Вдоль бульвара заложили разные общественные здания, в том числе концертный зал, предусмотрели три многоэтажных паркинга в целом на 1,5 тыс. мест. Кроме того, проектом предлагается разобрать недостроенные мосты через улицу «КАМАЗ-мастер», и на их месте построить трехэтажные паркинги. Появилось новое решение и относительно школ и детсадов, которые проектом не были предусмотрены ранее.
– У нас есть предложение построить отдельно центр детского творчества на территории 19-го комплекса, а детскому саду и школе в 18-м микрорайоне вернуть их первоначальное назначение. Еще один детский сад мы нашли возможность разместить на территории 19 комплекса, – рассказал архитектор.
В здании садика сейчас находится детская школа театрального искусств, в школе – театр кукол, межшкольные учебные комбинаты, спортшкола и другие учреждения. Театр кукол, кстати, как раз планирует переезд в татарский драмтеатр, который вот-вот переедет в здание «Колизея».
Дембич продемонстрировал несколько видовых кадров, в частности необычный жилой комплекс как пример того, какая застройка должна появиться здесь, – не типовая. И показал комплекс башен «Ак Барс Челны», самая высокая из которых достигает 38 этажей. Это более 100 метров вверх.
– Это должен быть объект, который значительно выше основной застройки, которая формируется сегодня в городе, и он должен стать одним из основных градостроительных ориентиров, – заявил Дембич об объекте Миронова. Он призвал город избегать типовой застройки на этой земле. – Муниципалитет должен стремиться не идти на типовое строительство, а только уникальные объекты размещать, потому что иначе мы не получим выразительный центр, который мы на самом деле хотим получить.
«ВЫ ВЕДЬ СНОСИТЕ СЕГОДНЯ СОБСТВЕННОСТЬ»
– Спасибо за подробный академический час. Ровно! – улыбнулся Абдуллин. – Все подробно рассказано. Вопросы есть? Я уже с основными застройщиками разговаривал, всем идею рассказывал. Сегодня мы все муниципальные земли, которые есть, отдельно размежуем в соответствии с проектом планировки и будем выставлять на аукционы, указав их параметры, – обозначил сити-менеджер Ринат Абдуллин. – Поэтому сегодня мы пригласили застройщиков, чтобы посмотрели, обсудили, есть ли какие-то предложения. Если мы двигаемся в таком направлении, то мы этот проект планировки должны утвердить. И все, все работают. «Талан» сегодня там активно начал застройку и хочет продолжать. И остальным направления даны.
Совет молчал. Абдуллин спросил еще раз, есть ли вопросы. Тогда слово взял председатель Союза архитекторов Ринат Сафиуллин. Он высказался против проекта в прошлый раз и продолжил гнуть свою линию в этот.
– Вы говорите, мы сносим существующие надземные стоянки. А кто будет строить новые? – обратился он к коллеге Александру Дембичу (этот же вопрос, кстати, волновал его и полгода назад).
– Это вопрос, конечно, интересный, – начал тот. – Смотрите, в Казани в центре построено сегодня 17 многоярусных парковок общей вместимостью более двух тысяч машиномест. Все они построены на республиканский грант. Я не говорю, что обязательно надо идти по этому пути. Может быть и коммерческий вариант. Все эти автовладельцы платят вообще-то деньги и не маленькие в центре города, причем цены несколько раз в год повышаются. Так, платная парковка у мэрии в прошлом году стоила 30 рублей в час, сегодня – 50. И это одна из самых дешевых в центре. Поэтому в принципе для бизнеса это не безынтересный вариант. В зависимости от проекта это обходится порядка 15 тыс. руб. за кв.м. В течение нескольких лет это окупаемо при нормальном наполнении.
– Но вы ведь сносите сегодня собственность, – заметил Сафиуллин.
– Еще никто никого не сносит, – заявил Абдуллин, – вы не уводите в сторону! Это же вопрос такой – проект планировки это не работа на одни год, она будет идти планомерно. Зачем сейчас так говорить?
– Нельзя вопросы задавать что ли? – пошел в контратаку архитектор.
– Можно, просто так некорректно ставится вопрос…
– На это все равно приходится где-то идти, – сгладил острый момент Дембич. – Конечно, прорабатывается вопрос компенсации – где-то выделяются другие места. Я ведь начал с того, что надо прорабатывать первым делом (я считаю, что это дело первостепенной важности) организацию парковочного пространства в уже застроенных жилых микрорайонах. Если мы еще протянем несколько лет, то опоздаем. Вообще градостроительный кодекс допускает принудительное изъятие для инфраструктурных объектов, к которым относятся и объекты транспортной инфраструктуры.
«ТО, ЧТО ВЫ РИСУЕТЕ, И ТО, ЧТО СТРОИТСЯ – СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ВЕЩИ»
Ринат Сафиуллин коснулся также вопроса обеспечения парковочных мест у уже работающих на участках застройщиков, на что услышал ответ, что если бы они не соответствовали нормативам, то «наверное не получили бы разрешение на строительство».
– И еще вопрос. Вы говорили о выразительности… А то, что сегодня «Талан» строит, вы смотрели? Это считается выразительным? – с отрицательной интонацией спросил архитектор.
– Смотрел. Мы хорошо знакомы с этим проектом, – ответил Дембич. – Это не самая плохая архитектура, это довольно приличная архитектура. Конечно, она имеет аналоги, будем так говорить. Но они же еще только приступают к строительству, комплекс у них большой и какие-то фасадные решения могут быть доработаны в ходе строительства. Фасад всегда можно улучшить, сохранив конструктивную схему здания. Это задача застройщика и вашего архитектурно-градостроительного управления.
– У нас тут присутствует генеральный директор компании Роберт Закиров. Они представляли уже свой проект. Сегодня им нужен проект планировки для дальнейшей работы. Я думаю, они после утверждения проекта планировки еще раз могут представить свое видение, так? – обратился сити-менеджер Ринат Абдуллин к застройщику, тот ответил утвердительно. – Ничего же тут сложного нет? Еще раз все посмотрим.
– Просто то, что вы рисуете, и то, что строится – совершенно разные вещи, – высказал в итоге основную мысль Сафиуллин.
– Из того, что мы рисуем, пока еще ничего не строится. Я просто показываю, – отметил Александр Дембич. – Я же сразу сказал, что это не значит, что такая архитектура обязательно должна быть. Но мы считаем, что это должна быть, во-первых, современная архитектура, во-вторых, неординарная, чтобы она не имела множества аналогов, чтобы она была узнаваемая, и про любой объект здесь можно было сказать: «О, это в Челнах!». Наша задача – не изобразить досконально каждый архитектурный объект, а задать концепцию.
Когда Ринат Абдуллин уже хотел завершить обсуждение, слово взял член градсовета глава ООО УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров.
– Работа интересная, солидная, можно сказать фундаментальная, грамотно все продумано, но… Ринат Азгарович, немножко с опозданием, – констатировал он. – Если бы эту работу сделали пять лет назад, то и Sunrise бы усадили на место, и другим бы сказали: «Ребята, вот основа, от нее ни вправо, ни влево». Наверное, если бы все будущие микрорайоны (а таких мало, наверное, остается в нашей черте) так делали, было бы очень хорошо.
– У нас впереди еще Мелекеска – та сторона застройки вдоль набережной, которую мы должны так же разработать красиво, чтобы понимание было, что строить будем, – ответил Абдуллин, как бы обещая Петрову еще одну фундаментальную интересную работу, которая будет своевременной.
Совет большинством голосов поддержал проект, руки «за» подняли практически все. Сложив руки перед собой, сидел лишь Ринат Сафиуллин.
– У Сафиуллина у нас особое мнение, – обратил внимание Абдуллин. – Ни «за», ни «против», ни «воздержался». Ну, что, будем дальше работать тогда в этом направлении. Я думаю, что в ближайшее время мы выставим на аукционы, будем проекты со всеми застройщиками отрабатывать, – подытожил сити-менеджер.
Анна Перебаскина
Один из 530 000 тыщ
Сергей
юрист
Марат