Вы уже заключили договоры с контрагентами на 2017 год? А учли ли вы некоторые тонкости, чтобы уменьшить риски в претензионно-исковой работе, если ваш контрагент оказался недобросовестным? Директор Юридического Агентства «ЗАКОН» Ольга Максимова предлагает руководителям и юристам-договорникам ознакомиться с некоторыми рекомендациями по составлению договоров, выработанными в ходе личной арбитражной практики.
С июля 2016 года досудебный претензионный порядок стал обязательным в арбитражном процессе. В связи с этим проверьте, есть ли у сотрудников, которые контролируют исполнение договоров контрагентами, правильные образцы претензий. Это важно по двум причинам.
Во-первых, суды сейчас стали контролировать соблюдение досудебного порядка строже, чем делали это раньше.
Во-вторых, когда в суд поступает исковое заявление, соблюден ли претензионный порядок, проверяет не судья, а помощник судьи. Помощник может недостаточно хорошо разбираться в сути деловых отношений и, как правило, уделяет слишком большое внимание формальностям. В результате иск могут оставить без движения только на том основании, что в претензии к ответчику не было заголовка со словом «претензия».
ВАЖНО! У ваших сотрудников, которые ведут переписку с контрагентами, должны быть шаблоны, где есть и слово «претензия», и поля для реквизитов договора, и примерные формулировки для самих требований и другие нюансы.
Но этого, разумеется, недостаточно. Под новые требования Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимо «заточить» работу всех сотрудников компании, которые взаимодействуют с контрагентами: пропишите обязанность по контролю исполнения договоров в трудовом договоре и должностной инструкции; перенастройте работу с договорами, включая и тексты самих договоров.
Какие правки надо внести в свои типовые договоры, а также в уже заключенные договоры?
Порядок направления претензии и срок ответа
Чтобы не ждать установленные 30 дней, отразите в договоре меньший срок. Например, 10 дней. Конкретизируйте порядок направления претензии. Можно установить любой удобный способ (курьерская доставка, доставка претензии в офис контрагента сотрудником компании-истца, электронная почта, телеграмма). Порядок направления претензий стоит прописать в самостоятельном разделе или хотя бы в пункте договора. И в этом же разделе или пункте указать адрес, по которому надо доставить претензию (адрес офиса, адрес электронной почты и т. д.).
Контакты для переписки надо указать в договоре подробно в отдельном разделе. Не стоит полагаться на контакты, которые указаны в реквизитах сторон договора.
Если стороны согласны направлять претензии по электронной почте, стоит предусмотреть в договоре условие об использовании электронной подписи. Это поможет снять риск того, что суд признает электронное письмо ненадлежащим уведомлением.
Истцу важно, чтобы условия договора о порядке и сроке направления претензии сохраняли свою силу, даже если сам договор окажется незаключенным или недействительным. Для этого включите в договор раздел «Соглашение о порядке и сроках претензионного урегулирования» и укажите, что условия этого Соглашения являются независимым от текста договора и будут сохранять свою силу в случаях недействительности и\или незаключенности договора.
Презумпция доставки претензии
В договоре стоит написать, что претензия считается доставленной, если истец отправил ее по адресу, указанному в договоре и способом, указанным в договоре. Это условие будет особенно полезным для тех случаев, когда истец направляет претензию по адресу, указанному в договоре, и только после этого узнает, что у ответчика сменился адрес. Избегайте формулировок, упоминающих получение претензии ответчиком.
На корпоративные споры обязательный досудебный претензионный порядок не распространяется. Но важно помнить, что не все споры, связанные с корпоративными отношениями, могут считаться корпоративными. Например, спор о взыскании оплаты за проданные акции (доли) не является корпоративным и поэтому подпадает под обязательный порядок.
Поэтому для «некорпоративных» требований из договоров, связанных с корпоративными отношениями, имеет смысл установить удобные истцу условия о порядке и сроках претензионного урегулирования.
Если стороны договора выбрали способ доставки претензии курьерской службой, пропишите в договоре с курьерской службой порядок составления Акта об отказе адресата в получении письма.
Разумеется, это далеко не полный перечень рекомендаций. Мы уверены, что Вы не станете заниматься «самодеятельностью» по составлению\редактированию хозяйственных Договоров. Особенно в настоящий период глобальных изменений как гражданского законодательства, так и процессуального. Некомпетентность и неопытность увеличивает риски предпринимательства. Представляется, что лишь участие грамотного и опытного юриста может максимально обеспечить соблюдение ваших интересов.
Если вы не смогли самостоятельно разобраться в хитросплетениях договорного права, обращайтесь в Юридическое агентство «ЗАКОН» гор. Набережные Челны за услугой «Составление хозяйственных договоров».
Результатом будет увеличение вашей прибыли за счет сокращения задолженности, штрафных санкций; отсутствие судебных споров как с контрагентом, так и с налоговыми органами.
Нас легко найти: гор. Набережные Челны, пр. Мира, 70 (Новый город, 30\01). Запись на консультацию по тел. 8(8552)38-33-41, е-майл: info@ipa-zakon.ru, сайт: www.ipa-zakon.ru
На правах рекламы
Оставьте первый комментарий