«Хотели создать народное предприятие. Народ меня не поддержал, сказал: оно нам надо?!» - владелец АО «ТАТПРОФ» Сергей Рачков готов делиться бизнесом с сыновьями, сотрудниками и «энергичными предпринимателями» со стороны. Но нежелание брать на себя ответственность стало общим трендом, констатирует глава компании. Эта мысль прошла через всю пресс-конференцию Рачкова челнинским и республиканским СМИ. Бизнесмен рассказал о диверсификации производства, новых рынках вроде грибного, новых подходах к управлению, собственном «алюминиевом кластере» в Челнах, строительстве экоотелей и глэмпингов. Почему возмущен политикой «РУСАЛа» по металлу и стремлением Татарстана наращивать рабочие места, сколько персонала не боится сократить, и чем вредна европейская мода на каршэринг и чайлдфри - выслушал Chelny-biz.ru.
«ТАТПРОФ» И КОРОНАВИРУС: «НЕ СЧИТАЕМ СИТУАЦИЮ КРИЗИСОМ»
- Нельзя сказать, что сейчас сильно кризисный период, - Сергей Рачков, гендиректор АО «ТАТПРОФ», начал встречу с оценки общей ситуации. - Я вот уже 30 лет работаю, и каждый Новый год руководители, подводя итоги, говорят: «Прошедший год был непростой…» Все времена, которые мы переживаем, не простые. Да, определенный отпечаток на нас ситуация накладывает, и мы вынуждены адаптироваться. Но наши адаптационные способности за 30 лет выработаны . Не считаем сегодняшнее время кризисом. Мы планово развиваемся.
Если в цифрах, то за прошедшее десятилетие «ТАТПРОФ» удвоил объемы производства алюминиевого профиля - с 28 тыс. тонн в год до 55 тыс. По линиям покраски металла - плюс 158%. За два года компания инвестировала 1,5 млрд рублей в модернизацию и новые мощности. 557 млн вложили в новый прессовый комплекс, 276 млн - в самую крупную для Европы линию покраски, 500 млн - в полностью автоматизированный логистический комплекс. К концу 2021-го челнинский производитель планирует увеличить долю на российском рынке с 20% до 24% и закрепить за собой первенство.
Долю заемного капитала в инвестициях будут сокращать с 60% до 50%:
- В сегодняшней непростой ситуации быть сильно в долгах недальновидно.
Производительность наращивать:
- За счет роста производительности труда можем ежегодно на 10% расти. На ближайшие пять лет это, скорее всего, и будет нашей стратегической установкой. Без привлечения дополнительных мощностей и дополнительного оборудования. Рентабельность в последние три-четыре года держалась на уровне 1,7-1,8%. Сейчас - 3%, мы счастливы.
ПРОБЛЕМА С МЕТАЛЛОМ: «ПОКУПАЕМ В «РУСАЛЕ» ПО ЦЕНАМ ЛОНДОНСКОЙ БИРЖИ, ЕЩЕ И В ДОЛЛАРАХ»
Отвечая на вопрос Chelny-biz.ru, Сергей Рачков затронул проблему роста цен на аллюминий в России. Основная причина - «жесткая привязка» к Лондонской бирже металлов.
- Покупаем в «РУСАЛе» металл по ценам Лондонской биржи, да еще и в долларах. Цены меняются каждый месяц. Потребители пытаются нас обвинить в том, что мы ежемесячно меняем цены. Мы бы и рады зафиксировать! Но не можем, - констатировал глава челнинского холдинга. - Сегодня очень сложно прогнозировать. Представьте, каково работать строителям! Возведение объекта занимает два-три года. Сегодня, когда составляется смета, предугадать, каким будет по стоимости алюминиевый витраж или дверь, невозможно. Это серьезная проблема, которую наше правительство пока не решает.
КАДРЫ: «ЗАРПЛАТА, КРАСИВАЯ СПЕЦОДЕЖДА, МЕНЮ «ЗЕЛЕНОЕ» И «КРАСНОЕ». В ЧЕЛНАХ ПО-ДРУГОМУ НЕ ВЫЖИВЕШЬ»
- Мне непонятна позиция республики, когда главный акцент делается на создание рабочих мест. На которых некому работать! Оказывается, на созданные рабочие места «КАМАЗ» активно привлекает людей из ближнего зарубежья, из мест не столь отдаленных… Насколько это улучшает социальную обстановку в городе? Да, рабочие места нужно создавать. Но надо создавать высокоинтеллектуальные места, повышать производительность труда. Когда я говорю, что мы планируем по 10% в год добавлять, учитываю, что при этом будем сокращать численность персонала. Чтобы оставшиеся люди работали на комфортных и высокооплачиваемых местах.
В «ТАТПРОФе» сегодня 670 сотрудников. Средняя зарплата на производстве - более 53 тыс. рублей. Компания не возит вахтовиков из ближайшей округи. Из других регионов приглашают только топ-менеджеров, способных поднять производительность труда.
- К сожалению, мы вытягиваем персонал у кого-то из городских компаний, где зарплата поменьше, условия посложнее. Да, стараемся быть привлекательными. В условиях Набережных Челнов по-другому не выживешь. Соответственно, вахта, столовая, красивая спецодежда. Вот сегодня на злобу дня, - поскольку есть настороженность в отношении вакцинации, договорились провести внеплановую диспансеризацию сотрудников. Договорились с клиникой. Стоит 5 тысяч на одного сотрудника - не так дорого. Каждый человек получает заключение о состоянии своего иммунитета. Есть люди, которым категорически прививка противопоказана, и те, кому сначала надо укрепить иммунитет. Да, у нас производственная гимнастика, в столовой меню «зеленое» и «красное», дотация от компании 100 рублей тем, кто питается правильно. В целом по городу проблема кадров не решается. Мы пытаемся ее как-то сами разрулить.
«ТАТПРОФ» будет максимально автоматизировать процессы и далее постепенно сокращать персонал:
- Я не боюсь обвинений. В городе работы полно. На одного работника - пять объявлений «требуется». Да, в условиях пандемии была сложная ситуация в нашем отеле RASSTAL. Там мы держали людей, потому что понимали: им деваться некуда. Спасибо правительству, что поддержали программами. Президент республики, кстати, выступая на Дне машиностроителя, отметил проблему кадров и сказал, что в ближайшее время соберет Совет безопасности Татарстана по этому вопросу.
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ: «НЕТ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЫН БЫЛ РУКОВОДИТЕЛЕМ»
- Мы постоянно экспериментируем. Рассматривали вариант создания народного предприятия. Народ в этом деле меня не поддержал, сказал: оно нам надо?! Мне говорят: «Создавай нормальные места, плати зарплату и не морочь нам голову». Мне было интересно, мне хотелось поделиться.
Еще несколько лет назад Рачков-старший намеревался отойти от управления бизнесом. Старшие сыновья некоторые время попеременно возглавляли компанию.
- Как говорил Иосиф Виссарионович Сталин, есть логика намерений, есть логика обстоятельств. Я хотел бы, чтобы сыновья. А они как-то не очень. Готовы помогать, но так, чтобы взвалить на себя всю компанию… - нет. «Пока ты хочешь, пока можешь, тащи сам». Компания меняется. Дробится на направления, юрлица. У меня нет задачи, чтобы обязательно сын был руководителем. Любое из направлений может взять на себя и стать соучредителем энергичный умный парень, который к этому готов. Или девушка.
По мнению бизнесмена, нежелание брать на себя ответственность стало общим трендом:
- У многих есть сегодня возможность обеспечить себя качественной морковкой. Но многие ли хотят? Даже резать порой не хотим. Надеемся, что магазинный салат позавчерашний - он съедобный. Это мода европейская, которая нам вредит во всех отношениях, - не надо иметь квартиру собственную («лучше арендовать»), автомобиль - каршэринг, чайлдфри («дети - нагрузка»)…
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: «ИНТЕРЕСНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ У HAIER, МЫ ИЗУЧАЕМ»
«ТАТПРОФ» диверсифицирует бизнес. Новое подразделение холдинга - GreenAl (ООО «ГринАл») - выпускает светильники, тепличные комплексы и грибные фермы.
Челнинский производитель взял рынок шампиньонов в России. Около 80% грибов выращивается на его оборудовании. Среди заказчиков крупные агрохолдинги: «Магнит» («Магнит Свежесть»), «Лето», Global, «Грибная радуга», «Дон Шампиньон» и др. Фермы поставляются в Армению, Белоруссию, Казахстан, Турцию, Венгрию, Францию, Италию, Польшу.
Сергей Рачков задумал свой производственный кластер в Челнах:
- Очень интересная бизнес-модель у Haier, мы изучаем. Мне видится развитие компании в этом направлении. Что-то похожее на кластер вокруг экструзии алюминиевого профиля. Привлечь энергичных инициативных предпринимателей, чтобы из нашего профиля выпускать продукцию или оказывать услуги. Мы экспериментируем, приглашаем предпринимателей в GreenAl. Предлагаем долю в бизнесе. Колоссальное количество продукции можно сделать!
В перспективе также - московский рынок и экспорт. Потребление алюминиевых конструкций будет расти - вариантов развития много.
- Два главных тренда в строительстве. Первый, не очень хороший, - так называемые «человейники», уплотнение застройки, движение вверх. Второй - единение с природой. Оно подразумевает большие окна, открытые пространства. Очень популярная тема - глэмпинг. Вот чем бы я занимался, если не «ТАТПРОФом», - эко-отели строил и глэмпинги развивал.
Лилия Павлова
Фото: «ТАТПРОФ», Юрий Ходзицкий/kubnews.ru, metalinfo.ru
Рустам
Алик
Максим
Константин
Бывший работник
Дмитрий
Константин
Булат
Андрей
Назип
Андей
Ленар
Ирина Валентиновна Шайдуллина