Новости
Подробно


«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

18.10.2018, 17:04

Рынок частного образования в Набережных Челнах сегодня переживает не лучшие времена. Из 11-ти существовавших когда-то в городе остались всего две частные школы, которые сегодня ведут борьбу за выживание – одна за государственное финансирование, другая – за учеников. Это гимназия им. В.В. Давыдова и СОШ БиМ (ныне «Веста»). Тем не менее, сдаваться никто из директоров не намерен, не смотря на долги и настойчивые слухи о закрытии. Почему открытие частной школы в Челнах сегодня приравнивают к героизму и стоит ли ждать такого «подвига» родителям в ближайшее время – в материале Chelny-biz.ru.

«НАС «ЗАКРЫВАЮТ» ЧУТЬ ЛИ НЕ КАЖДЫЙ ГОД С МОМЕНТА ОСНОВАНИЯ. РОДИТЕЛИ СО СТРАХОМ СПРАШИВАЮТ: «ВЫ НЕ ЗАКРОЕТЕСЬ?»

Сейчас в Набережных Челнах работают две частные школы – «Веста» (больше известная как СОШ БиМ – школа бизнеса и менеджмента) и гимназия им. В.В. Давыдова. Хотя в свое время были и «Золотая горка», и «Радуга», и «Эколис», и школа Френе и другие. Большинство из них просто прекратили существование, «Золотая горка» обрела приставку «муниципальное автономное общеобразовательное учреждение» и стала называться лицеем инновационных технологий №36, а две оставшиеся сегодня испытывают финансовые трудности, но пока держатся.

На две частные школы в Челнах чуть больше 200 учеников. Из них 60 ходят в «Весту», которая находится в 32-м микрорайоне. Согласно данным системы «Контур Фокус», финансовое положение учреждения не радужное. На конец 2017 года баланс был на уровне 161 тыс. рублей (падение на 98%), выручка составила 11,8 млн, при этом чистый убыток – 2,4 млн. Проблемы связаны с долгами по налогам, пояснила Chelny-biz.ru директор и учредитель Наталья Ермолаева. Тем не менее, заверила она, школа продолжает работать. Учреждение не раз фигурировало в черном списке исполкома и налоговой.

– Мы как функционировали, так и функционируем. Ждем желающих учиться в нашей школе и ходить в наш детский сад и готовы их принять, – рассказала Ермолаева. – У нас инвесторов или спонсоров нет, мы существуем за счет родительской платы. Мы имеем право на получение субсидии от государства, но поскольку у нас есть финансовые трудности и задолженность по налогам, нас лишили поступлений из бюджета. Мы пытаемся ликвидировать долги, хотя это тяжело. Покрыть все расходы за счет родительской платы не представляется возможным. У нас сейчас оплата за содержание ребенка даже ниже себестоимости услуги. Мы сознательно идем на сдерживание цены, чтобы привлечь родителей. Мы надеемся, что сможем в результате донабора исправить финансовую ситуацию. Пока у нас группы и классы заполнены на 70%.

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

Классы школы рассчитаны максимум на 10 учеников, которые находятся здесь полный день, с 9:30 до 17:00. Помимо школы «Веста» – это еще и частный детсад, куда сегодня ходят 30 ребят.

Слухи о закрытии СОШ БиМ возникают среди родителей чуть ли не ежегодно, и новая волна поднялась как раз после смены названия. Поводом для того, чтобы его поменять, стала чистой воды формальность, утверждает директор.

– У нас было частное образовательное учреждение, а сейчас по закону должно быть общеобразовательное. В связи с тем, что нам надо было заменить одно слово, мы решили изменить и само название, – пояснила директор. – Когда родители звонят в школу бизнеса и менеджмента, они ассоциируют нас с колледжем или с вузом, предполагая, что мы даем какую-то профессиональную подготовку. Когда мы открывались в 1995 году, экономическое образование было востребовано. С 1 по 11 класс у нас были предметы, связанные с экономикой и бизнесом. Но постепенно спрос ушел, и у нас эта экономическая направленность постепенно немножко сошла на нет. Мы начали больше специализироваться на универсальном образовании. Это было связано именно с изменением спроса. Мы выбрали название «Веста», потому что это древнегреческая богиня учения, семьи. А семья – это основа. С мая этого года мы поменяли устав и название. Нас «закрывают» чуть ли не каждый год с момента основания. Практически каждый год родители со страхом спрашивают: «Вы не закроетесь?». Нет, мы не собираемся закрываться! Мы настроены на то, чтобы работать.

«ЭТО БЫЛ ПОДВИГ ПЕДКОЛЛЕКТИВА, КОГДА МЫ РАБОТАЛИ НА МИЗЕРНЫЕ ЗАРПЛАТЫ, НАБИРАЛИ И УЧИЛИ ДЕТЕЙ»

Как сложилось, что в городе осталось всего две частные школы? Это связано с изменениями в законодательстве. До 2004 года в закон об образовании входил пункт о том, что частные школы получают нормативное финансирование из бюджета.

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

– Эта сумма покрывала порядка двух третей наших расходов, – рассказала Chelny-biz.ru директор гимназии им. В.В. Давыдова Татьяна Сунгатуллина. – После 2004 года в законе этот пункт исчез, и региональный бюджет твердил нам, что дополнительных средств нет и финансирования не будет. С 2005 года частные школы начали объединяться и бороться, обращались в Камбин, в Минобр, в Госдуму. В 2012 году ситуация изменилась, но до тех пор школы, которые совершенно неожиданно остались без финансирования, зашли в огромные долги и перед сотрудниками, и перед банками. Именно в это время из 11 в Челнах осталось два учреждения. Кроме того, в те годы произошел экономический кризис, и родители перестали получать зарплаты. Мы давали им возможность не оплачивать взносы, потому что им просто нечем было платить. Это был подвиг педколлектива, когда мы работали на мизерные зарплаты, набирали и учили детей.

Когда в 2012 году вышел новый закон об образовании, пункт про частные школы вернулся, финансирование возобновилось, оно поступало в зависимости от количества учащихся и учителей, которые преподавали по ФГОС, все начало входить в колею.

– Мы не обогащались, но, по крайней мере, уже могли позволить себе, например, необходимые учебники, – продолжает директор. – А в июле 2015 года нам сообщили, что финансирование будет поступать только через «Ак Барс банк». Мы, к сожалению, не смогли открыть там счет, потому что были долги, были кредиты, и нам просто отказали. В результате ситуация повторяется…

Тем не менее, сейчас школа в лучшем положении по сравнению с 2005 годом, отмечают здесь. Более стабильно платят родители, и к новым сложностям здесь хотя бы были готовы. В 90-х частные школы открывались с расчетом на государственное софинансирование в соответствии с действовавшим тогда законодательством, планируя направлять родительскую плату на дополнительные программы, а в итоге оказались вынуждены существовать лишь на родительские взносы.

В гимназии Давыдова ежемесячный взнос не выходит за пределы 10 тыс. рублей. При этом есть льготные категории учеников.

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

– Мы исходим из возможностей жителей нашего города. Но фактически эта сумма не обеспечивает самоокупаемость, – признается Татьяна Сунгатуллина. – Кроме того, она очень колеблется, потому что есть льготники: отличники, дети сотрудников, дети с ограниченными возможностями здоровья. Бывает, что у семьи возникают временные финансовые трудности, и мы идем ей навстречу. У нас есть театральный класс, куда дети проходят кастинг и где преподают актеры «Мастеровых». Есть определенные договоренности с театром, поэтому дети из этого класса тоже платят меньше. У нас нет инвесторов, спонсоров-олигархов, шефов, меценатов... Может быть, какие-то школы существуют при поддержке крупного родителя-бизнесмена, но это не про нас. Наши учредители – это простые физлица, в числе которых я, наш педагог и научный руководитель.

Гимназия Давыдова, кстати, стала первой частной школой в Татарстане. Первым научным руководителем был Василий Давыдов, доктор психологических наук, академик РАО, один из создателей системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова. Первым директором – Александр Либерман. Татьяна Сунгатуллина возглавляет школу с 2008 года. Основные направления обучения – лингвистическое, театральное и инженерное. Здесь углубленно изучают английский, немецкий и французский. Гимназия сотрудничает со школой Jeetzeschule в Германии, в городе Зальцведель. Своей миссией в школе называют «воспитание интеллектуальной и управленческой элиты общества».

«ЭТО ПОСТОЯННАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ, ЗА НОРМАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. Я ТОЧНО ЗНАЮ, ЧТО НИКТО НЕ РАБОТАЕТ «В КАРМАН»

Как отмечают в гимназии, спрос на частное образование в городе есть. Но частная школа – это не тот бизнес, который будет приносить доход, считает директор гимназии.

– Тех, кто открывался для бизнеса, сегодня уже нет. Потому что нереально сейчас делать бизнес на образовании. Это абсолютно не та сфера, где будет прибыль. Те, кто сейчас работает, кто прошел все эти сложности и сохранил школу, – это исключительно энтузиасты, которые хотят дать детям с разными индивидуальными особенностями возможность получения альтернативного образования. Я к ним отношусь с огромным уважением. Но в наше время открыть частную школу – это героизм. Это постоянная борьба за выживание, за нормативное финансирование. Я точно знаю, что никто не работает себе «в карман».

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

– Открыть сегодня частную школу – это материально сложно, – добавляет заместитель директора гимназии им. В.В. Давыдова по развитию Елена Сибгатуллина. – Нужно иметь свое здание, потому что аренда сейчас очень дорогая. Цены, если учесть все – зарплату, аренду, налоги, коммуналку – будут гораздо выше 10 тысяч. И сложно себе представить, как можно сразу набрать полную школу детей с 1 по 11 класс и начать работать. Плюс нужно получить все документы – лицензию, аккредитацию, пройти все проверки. Это могут сделать только энтузиасты. А обогащаться ни учителя, ни администрация в частной школе не будут.

Гимназия Давыдова, как и «Веста», пока не мыслят о закрытии даже в столь сложных условиях.

– У нас выстроена своя образовательная система, – продолжает Сибгатуллина. – Она интересна нам, и мы считаем ее нужной и результативной. Мы видим эффект. Мы не находимся в городском рейтинге школ, и это нас устраивает. Мы можем работать без электронных журналов и дневников. У нас построена своя система взаимодействия с детьми и с родителями. У нас на пять детей по одному взрослому. Мы все видим, на все обращаем внимание, делаем то, чего невозможно достичь в больших школах.

Сейчас в гимназии порядка 30 педагогов на 157 учеников. Администрация признает, что уже перешла заявленный норматив по количеству детей в классах. Так, в начальных при плане 15–16 обучается сегодня до 22 детей. В средних – до 17, в старших классах – до 10 учеников. При таком спросе гимназия могла бы открыть параллели в начальных классах, но учреждение ограничено в площадях. Гимназия делит здание в 26-м микрорайоне с СОШ №27 и автошколой «Кама». Расширяться здесь просто некуда, поэтому приходится отказывать родителям.

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

Наличие свободных мест и низкую конкуренцию на рынке директор «Весты» объясняет менталитетом родителей в Набережных Челнах.

– У наших жителей такой менталитет – они считают, что образование должно быть бесплатным и раз государство платит, то надо отдавать детей в государственные и муниципальные школы. В то же время родители, которые отдают своих детей в частные школы, уверены в том, что здесь их они находятся в большей безопасности, под контролем со стороны школы и в более комфортных психологических условиях для получения образования, – отмечает Наталья Ермолаева. – Но за это нужно платить. Естественно, это не дешевое удовольствие, и не все готовы пойти на такие траты. Хотя в Казани, например, или в других городах к этому относятся с большим пониманием, и там частные школы более востребованы. У нас же пока ситуация другая. Тем временем в государственных школах классы переполнены, ребенок недополучает внимание. На это жалуются многие родители. Это происходит в силу невозможности со стороны педагогов достучаться до каждого ученика, дать ему необходимое образование.

«РОДИТЕЛЯМ НУЖНА ШКОЛА ВЫСОКО КЛАССА: ОТДЕЛЬНОЕ ЗДАНИЕ, БАССЕЙН И 10 ЧЕЛОВЕК В КЛАССЕ. ОДНАКО НЕМНОГИЕ ОСОЗНАЮТ, СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ ДЛЯ НИХ СТОИТЬ»

Пока открытые в 90-х школы испытывают финансовые трудности, участники образовательного рынка Челнов рассматривают вопрос открытия частной школы. Так, Юлия Костюченко, партнер международной сети центров раннего развития «Бэби-клуб» в автограде сообщила в разговоре с Chelny-biz.ru, что раздумывает об открытии школы «Белая Ворона» – еще одного проекта основателей «Бэби-клуба». Такие школы, кстати, уже открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, соседних Казани, Ижевске.

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

– Нам жаль, когда наши воспитанники уходят от нас, хотя все они поступают в лучшие школы города, – говорит Костюченко. – Мы понимаем, объем инвестиций в школу в разы выше, чем на открытие клуба. Многие просят сделать хотя бы один класс в маленьком помещении. Мне так не хочется. Хочется, чтобы дети учились в просторных кабинетах, обедали в удобной столовой и пользовались классными учебными пособиями. Вероятнее всего, эта история не случится без внешних инвесторов, готовых поддержать проект. Потому что частная школа не синоним элитной, как многие думают. Это школа просто с другим подходом. А значит, она должна быть доступной, чтоб в ней хотели и могли учиться. Я абсолютно уверена, что частное образовательное учреждение может быть прибыльным. Другое дело, о какой рентабельности и сроках окупаемости мы говорим. Но главное – есть спрос. Посмотрите, например, какой бум сейчас в Москве и региональных столицах – огромное количество курсов, дисциплин, лекций. Есть запрос от общества на получение этих услуг. Открываются и частные школы. Они дают иной подход к ученикам и процессу образования. Например, помимо основных традиционных дисциплин, дети получают много дополнительных знаний и навыков. Представляете, ваш ребенок ходит не только на математику и химию, но и на уроки по программированию, курсы политической грамотности, тайм-менеджменту или курсы по познанию себя.

Спрос, отмечает Юлия Костюченко, есть не только в столицах, но и в Набережных Челнах.

«Тех, кто открывался для бизнеса, уже нет. Нереально зарабатывать на образовании»

– Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок в школе не просто посещал уроки, а был вовлечен в учебный процесс и, как сейчас модно говорить, комьюнити. Например, дети, которые ходили в «Бэби-клуб» часто жалуются, что в школе им скучно и грустно. Родители хотят, чтобы в школе было меньше формального подхода. Но в государственных школах это просто невозможно, и все это понимают. Но тут не все так просто. Когда разговариваешь с людьми, выясняешь, что им нужна школа высоко класса: отдельное здание, бассейн и 10 человек в классе. Однако немногие из них осознают, сколько это будет для них стоить. Так что пока наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями.

Анна Перебаскина

Фото: chelny-biz.ru, konkista.su, ihmoscow.ru


Не теряйте связь с новостями.
Telegram
Комментарии
18.10.2018, 19:21

Хороший материал.
18.10.2018, 21:59

Только две? Вы серьезно? Хотя у нас сейчас гимназии все равно что частные школы в плане денег.
19.10.2018, 01:08

Любопытно, кто научный руководитель в школе им. Давыдова, ведь сам Давыдов умер...
19.10.2018, 09:38

Елена

Сейчас научный руководитель гимназии Репина Ольга Константиновна, кандидат психологических наук, ученица В.В. Давыдова и А.А. Либермана
23.10.2018, 20:41

Владимир

Мой сын учился в школе им.Давыдова!!!СПАСИБО ШКОЛЕ!!!!
26.10.2018, 11:54

Дети в « Весте» до 9 класса учились- прекрасная и спокойная школа! Главное- уважительное и спокойное отношение к детям!!!
10.02.2021, 22:00

Nataliia Safonova

Я работала в школе Давыдова, дочь училась в ней. После давыдовской отношение к ученикам в других школах шокирует. Очень хорошая школа.