Самая грязная зима за последние годы заставила изрядно понервничать. Горожане пишут куда только можно, бизнес считает расходы и грешит на власть, управляющие компании пеняют на ПАД, ТОСы заступаются. Держит оборону глава МУП «ПАД» Марат Анисимов – дорожники еще три недели назад щедро разлили реагенты по главным артериям. Им и отвечать. Сегодня после утренней публикации он пригласил журналиста Сhelny-biz.ru проехать по городским улицам, чтобы рассказать, что случилось и когда это уже закончится. Тем временем экологи берут пробы, чтобы выяснить – есть ли в зимней «аномалии» опасность.
КАК РЕАГИРУЕТ БИЗНЕС
«У МЕНЯ ВСЕ КАФЕ ГРЯЗНОЕ! ГОСТИ ВОЗМУЩАЮТСЯ. НО МЫ ЖЕ НЕ ГРЯЗНУЛИ, А ИМИДЖ УЖЕ СТРАДАЕТ»
Аномально грязная зима влетает в копеечку местным предпринимателям. Бизнесмены вынуждены увеличивать расходы на клининг, чтобы самим не пасть лицом в грязь. В первую очередь страдают заведения с активным трафиком. В частности, торговые центры.
- Действительно, очень грязно, - говорит директор ТЦ «Омега» Хамид Бегишев, - нам пришлось усилить клининг. Если раньше достаточно было пройтись один раз до обеда, то сейчас вынуждены по два-три. Особенно на входах. Это, конечно, отражается на расходной части предприятия: увеличилось потребление воды, моющих средств и т.д. Проблема наблюдается повсеместно. Зайди в любой магазин – ситуация аналогичная... Снега не было три недели, мы связываем ситуацию прежде всего с погодными условиями.
С проблемами сталкиваются в медицинских учреждениях.
- Бахилы не спасают - моем и моем. Конечно, и раньше такие были времена. Но сейчас, действительно, со шваброй сотрудники целый день, – говорит главврач семейной клиники «Танар» Лариса Танова.
Юлия Костюченко, партнер международной сети центров раннего развития «Бэби-клуб», рассказывает, что «аномалия» особенно хорошо считывается по детям.
- Швабра и тряпка теперь постоянно у порога, мы все время протираем. Как только посетители пришли – тут же моем. Но у нас все переобуваются на входе, поэтому нам немного легче, - отмечает предпринимательница. – Но, например, я часто слышу от родителей, что дети в этом году особо грязные – верхняя одежда пачкается в разы быстрее. Кто-то уже несколько раз был в химчистке - это куда большая проблема, чем грязный пол в клубе. Вижу это и по своим детям: не могу дождаться, когда это все закончится – все комбинезоны у детей уже черные!
Возмущение накаляется среди игроков общепита - гостей встречают дизайнерскими плитками в подтеках или разводах. Рестораторы нервничают: грязь, от которой невозможно избавиться даже химией, грозит репутационными рисками.
- У меня все кафе грязное! Пришлось нанять еще одну уборщицу, - объясняет Дмитрий Федоров, совладелец кафе «Компот». - Они просто бесконечно моют пол, потому что весь песок тащится в заведение. В прошлом году такого не было, в этом прямо повально. Раньше одна уборщица выходила в зал каждые 15 минут, сейчас две сотрудницы постоянно ходят с тряпкой, моют целый день. Кафе как будто постоянно грязное. Это же неприятно… Гости возмущаются, говорят: «А что у вас так грязно?». Но мы же не грязнули, а имидж уже страдает. И эта грязь же даже не отмывается! А ведь в кафе часто применяются декоративные плитки… Мы добавляем свою химию, но эта смесь все равно плохо поддается. Остается белый налет, разводы. Мало того что дополнительные расходы, это просто выглядит неприятно. И это проблема не только у нас. Все возмущаются! У нас уже было две встречи с рестораторами по этому поводу. Мы даже не понимаем, чем мыть... Это не отмывается!
Федоров уверен, что проблема заключается в дешевых реагентах, которые используют городские службы.
- По документам может реагенты и хорошие, а по факту… Раньше такого не было. Если город купил плохую химию, то пусть просто сознается. Мы их поймем, простим. Но они же отрицают.
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКОЛОГИ И КОММУНАЛЬЩИКИ
«ПУСТЬ ЛУЧШЕ БУДЕТ ГРЯЗНО, ЧЕМ ХОДИТЬ ПО ГОЛОЛЕДУ»
Жалобы от горожан уже поступают экологам - в Прикамское территориальное управление Минэкологии РТ. Челнинцы сигналят о грязных свалках во дорах, на газонах и детских площадках. За январь на горячую линию поступило три таких обращения. По двум экологи уже сделали замеры, дополнительно взяли пробы снега на мосту через Шильну и на газонах вдоль проспекта Мира. Анализы пока в работе, их исследуют, чтобы определить класс опасности и токсичности. Собственникам земельных участков выдают предостережения о недопустимости нарушений, поясняют в ведомстве.
Экологи разобрали технологию, по которой необходимо применять реагенты:
«В первую очередь покрытие очищается от рыхлого снега. Затем на поверхность наносят ПГМ – строго в соответствии с инструкцией. У каждого реагента есть свои нормы расхода. Далее необходимо подождать, пока реагент начнет действовать. В результате снег и лед превращаются в своеобразную кашу, которую следует в дальнейшем обязательно вывезти и утилизировать в предназначенных для этого местах (например, в снегоплавильных пунктах)».
При соблюдении технологии воздействие реагентов будет минимальным, резюмируют здесь.
Представители коммунальной отрасли, с которыми общался Chelny-biz.ru, допускают, что реагент, возможно, и действует как положено, но смесь снега никто не вывозит – и он прямиком оседает на обуви, шинах т.д. В управляющих компаниях утверждают, что концентрация грязи – за пределами их территорий. То есть не во дворах. В некоторых УК вообще отрицают, что проблема – не является проблемой.
- Вопрос так остро для наших управляющих компаний не стоит, - считает гендиректор УК «Электротехников» Сергей Родин. - Во-первых, специфика жилой застройки Набережных Челнов (когда дома строятся большими комплексами, по сути, с закрытой внутренней территорией) не позволяет дополнительным загрязнениям попадать на придомовую территорию в больших количествах. Во-вторых, и это самое главное, деятельность наших УК не зависит ни от времени года, ни от специфики загрязнений – все работы проводятся регулярно с поддержанием высокого качества исполнения и с полным удалением любого рода загрязнений.
Поддерживают коммунальщиков ТОСы. Говорят, что при гололеде дороги по регламенту должны чистить до асфальта, но не хватает ресурсов, а люди травмируются, поэтому реагенты – это меньшее зло.
- Есть и плюсы, и минусы, - рассуждает Мадина Мухаметзянова, председатель ТОС «39 комплекс», - Да, может быть, этой смеси на улицах чуть больше, чем нужно. Но когда я вижу, что люди падают… Пусть лучше будет грязно, чем ходить по гололеду. А что поделать? Снега же нет. И выхода нет. С небесной канцелярией же не поспоришь! Нужно выбирать одно из двух – или грязь, или снег. Сегодня было совещание с ТОС, порадовались, что снег, наконец, пошел.
ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТ ГЛАВА МУП «ПАД»
«ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАСТОПИТЬ ТОТ ЛЕД, МЫ ВЫЛИЛИ РЕАГЕНТА БОЛЬШЕ – ЭТО ФАКТ, Я ЕГО НЕ ОТРИЦАЮ»
После фотографий, которые сегодня опубликовал Сhelny-biz.ru, Марат Анисимов, глава МУП «ПАД», пригласил журналиста издания оценить обстановку. Примечательно, что в назначенное время, как по заказу, пошел наконец снег. Он же слегка и припорошил так называемую «шелуху», которая портила облик города.Анисимов согласился на небольшую авантюру – прокатиться не только по центральным проспектам, которые активно убирают, но и там, где трафик меньше. Так, инспекция началась с проспекта Мира, а затем водитель свернул на проспект Беляева. Всю дорогу директор ПАДа рассказывал о том, по какому принципу работают дорожники, и держал оборону за откровенный беспорядок.
– Если температура благоприятная, не сильный минус, мы в течение суток снег сгребли на обочину, грейдер прошел, снег погрузили, все красиво, все чисто. Что получилось в этом году? Это не жалоба, это факт. Снег выпал, и в этот же день пошел дождь. Он превратил все это в слякоть, и в эту же ночь или под утро следующего дня, не помню точно, ударили сильные морозы. Все это превратилось в каток. Для того, чтобы растопить тот лед, мы вылили реагента больше – это факт, я его не отрицаю. Но такого, что мы до этого лили 50 кубов, а в те дни вылили 100 по всем Челнам, нет. К примеру, в городе мы на прошлой неделе совсем его не использовали, на промзоне только немного. До этого мы, так скажем, притормозили его использование. Не знаю, жители видели или нет, сначала грейдеры верхушку снимали, поливали, реагент работал, мы его еще раз снимали, – продолжил Анисимов. – Жители говорят, я комментарии тоже читаю, что в прошлые годы реагент был другой. Это не так, я с 2019 года работаю в МУП «ПАД», как тогда закупался галит марки С, так и закупается до сих пор.
Слова Анисимова подтвердил водитель:
– Его уже лет десять как используют.
– Вот, человек, который много лет работает в этой сфере, точно сказать может. Из галита делается ровно такой же концентрат, как и во все предыдущие годы. У тех, кто обслуживает федеральную дорогу, есть плюс – у них интенсивность движения больше, кроме того, у них другой концентрат, они в этом году начали его использовать. От Орловского кольца к выезду из города обслуживают именно они. А до Подсолнухов - мы, – рассказал Анисимов. – В первую очередь, реагентом поливаем перекрестки и мосты. Это те места, где идет активное торможение, на этих участках со временем получается накат. Что касается пескосоляной смеси – она на дороги, где есть ливневки, не сыплется по одной простой причине: это все туда стекает. А в последние годы контракт на их содержание выигрываем мы, у нас есть специализированная техника для этого и специально обученные люди, поэтому было бы с нашей стороны как минимум глупо поливать все такой смесью. Да, на тротуарах он есть, не без этого, пока не придумали других способов. Остановки сначала чистят. Если снега выпало много, и мы объективно не успеваем его убрать, образовывается ледяная корка. Тогда мы посыпаем пескосоляной смесью, она превращает все в «шелуху», и мы ее убираем, – продолжил Анисимов.
Завидя колонну снегоуборочной техники, машина подъехала поближе, чтобы дорожник мог поэтапно рассказать о том, как убирается снег.
– Я уже говорил: чтобы не образовался ледяной накат, мы поливаем это все реагентом, он превращается в жижу. Колонна сгребает снег на обочину. Дальше идет грейдер, который отделяет снег от бордюра, за счет этого образуется вал. Затем выходит снегопогрузчик, последними идут самосвалы, в среднем 5-7 единиц. Снег загружается и отвозится на снегохранилище. Остается так называемая «шелуха». Затем проходит подметальная техника. Таким образом очищается дорога. У нас задача, в первую очередь, чтобы не было льда и было безопасно. Понятно, что сама «шелуха» не совсем эстетически приятно выглядит, – продолжил Анисимов.
С Беляева, почти доехав до проспекта Чулман, Анисимов и журналист Chelny-biz.ru вернулись на Мира, сделав небольшую остановку около КамПи - там как раз убирали «дублер» - и продолжили маршрут по Набережночелнинскому проспекту. Потом была улица Батенчука, затем – Гостева и проспект Фоменко. В заключении проехали и по Сармановскому тракту. К слову, так удачно выпавший снег смог сгладить месиво, которое образовалось на челнинских улицах. Однако работы дорожникам прибавилось.
Chelny-biz.ru
Андрей
Ильсур
Challenger
Бывалая
Небареев
Эдуард Минахметович
Бордаку 52
катя
Саша
Горожанин
Игорь
Саша
Андрей